Э.Гасанов: Двойные стандарты свободы. Сравним нынешний независимый, свободный Азербайджан с Советским Азербайджаном 11:50 17.11.2008
Двойные стандарты свободы.
Какой бы неразрешимой ни была проблема свободы, мы все-таки можем о ней рассуждать, становясь на сторону случайности или необходимости... Наши темпераменты и наши предрассудки облегчают нам выбор, который разрешает и упрощает эту проблему, но не решает ее. При том что никакой теоретической конструкции не удается сделать ее для нас ощутимой, дать нам почувствовать ее запутанную и противоречивую реальность, какая-то особая интуиция вопреки всем аргументам против свободы помещает нас в самый центр свободы. И нам становится страшно: мы боимся масштаба возможного, так как не готовы к такому значительному и внезапному откровению, к этому опасному приобретению, которого мы жаждали и перед которым теперь пасуем. Что нам, привыкшим к цепям и законам, делать, сталкиваясь с безграничным морем инициатив, с буйством решений? Искушение произвольным нас пугает. Хотя мы отныне можем предпринять любое действие и хотя нет больше пределов вдохновению и капризам, но как избежать погибели в упоении такой властью? Потрясенное этим откровением сознание недоумевает и содрогается. Кого не охватит головокружение в мире, где он может располагать всем? Убийца пользуется своей свободой неограниченно и не может устоять перед искушением собственного могущества. Каждому из нас по плечу лишить жизни другого. И если бы все, кого мы мысленно убили, исчезли и в самом деле, на земле не осталось бы больше жителей. Мы носим в себе скрытого палача, нереализованного преступника. А те, у кого не хватает отваги открыто выразить свою наклонность к убийству, убивают в своих мечтах, наполняют трупами свои кошмары. Перед судом абсолюта были бы оправданы только ангелы. Ибо не было еще такого существа, которое не пожелало бы, хотя бы бессознательно, смерти другому существу. У каждого есть свое кладбище друзей и врагов; и неважно, скрыто ли это кладбище в глубинах сердца или выходит на поверхность желаний. Свобода, воспринимаемая в своих крайних проявлениях, выдвигает перед нами проблему нашей жизни либо проблему жизни других людей. Она предполагает две возможности: спастись либо погибнуть. Но мы чувствуем себя свободными, осознаем наше счастье и видим подстерегающие нас опасности лишь изредка. И именно редкость подобных просветлений позволяют нам еще лучше понять, что этот мир является заурядной бойней и фальшивым раем. Болтовня о свободе не ведет ни к каким последствиям - ни к хорошим, ни к плохим, но чтобы догадаться, что все зависит от нас, у нас есть лишь мгновения... Свобода - это этический принцип, обладающий демонической сущностью.
▪▪▪ Сравним нынешний независимый, свободный Азербайджан с Советским Азербайджаном, который подчинялся Москве, и был полностью в тисках России. Конечно, несомненно, что теперешний Азербайджан абсолютно свободен, вот поэтому мы при СССР гуляли по бульварам и театрам, посещали различные всесоюзные курорты, а ныне в суверенном и свободном Баку мы регулярно посещаем лишь кладбища. Вот какова цена свободы!
ЭЛЬЧИН ГАСАНОВ, Elcin_gasanovv@yahoo.com
|