Э.Гасанов: Настоящий предатель. Мало у кого хватает мужества нанести удар даже по необходимости... 07:10 27.11.2008
Настоящий предатель
Поскольку жизнь может реализоваться только через индивидуацию - это конечное основание одиночества, - каждый человек неизбежно одинок из-за того, что он индивид. Однако не все индивидуумы являются одинокими в равной мере: в иерархии одиночества каждый располагается на своей ступеньке. На последней находится предатель: он доводит свое качество индивидуума до абсурда. В этом смысле Иуда - самое одинокое существо в истории христианства, но никоим образом не в истории одиночества. Он предал всего лишь одного Бога; он знал, что он предал; он предал некоего человека, подобно тому как многие другие предают некую вещь, нечто, скажем Родину, или иные более или менее коллективные абстрактные понятия. Мало у кого хватает мужества нанести удар даже по необходимости, и многие молчат или прощают просто из отвращения к скандалам или из боязни трагической развязки. Скажем, полковник КГБ Пеньковский не считал себя предателем Родины, он лишь предал власть, а не Родину, не могилу своих предков, по его же словам. Он выдал и сдал владыку и его политику, а не общество. Предательство, нацеленное на определенный объект, вовсе не является таинственным, даже если оно влечет за собой бесчестье или смерть, поскольку здесь всегда есть образ того, кого хотели уничтожить; вина здесь явная, независимо от того, признается она или отрицается. Другие вас отвергают, а вы смиряетесь с каторгой или расстрелом. Злодеи не могут всегда злодействовать. Даже в шайке пиратов, должно быть, выпадают приятные часы, когда на их разбойничьем корабле вы, пожалуй, почувствуете себя как в кресле-качалке. Как говорится, мир - негодяям, война - несчастным и слава – золоту. Но существует гораздо более сложная разновидность предательства, без непосредственного адресата, без отношений к какой-либо вещи или личности. Например, отказаться от всего, не зная, что собой представляет это все; изолироваться от своей среды; отвергнуть субстанцию, на которой вы замешаны, которая вас окружает и несет. Никто не смеет безнаказанно бросить вызов существованию! Кто и через какие усилия сможет поднять руку на сам принцип собственного дыхания? Чувства нам дороже, чем сама жизнь. Когда предается бытие, с собой уносишь лишь неопределенную тревогу, поскольку никакой образ не поддерживает своей определенностью предмет, внушающий ощущение содеянной подлости. Никто не бросит в вас камень; вы остаетесь, как и прежде, уважаемым гражданином: общество оказывает вам знаки внимания; вас защищают законы. Вы пользуетесь не меньшим почетом, чем кто-либо другой, и при этом никто не замечает, что вы мысленно уже присутствуете на собственных похоронах и что ваша смерть уже ничего не прибавит к вашему отныне неотвратимому уделу. А все дело в том, что предавший существование держит ответ только перед самим собой. Кто еще может потребовать от него отчета? Если вы не хулите ни человека, ни учреждение, вы не подвергаетесь ни малейшему риску; ни один закон не защищает Реальное, хотя все законы наказывают вас за малейший урон, нанесенный внешним приличиям. Вы имеете право подкапываться под само бытие, но ни под какое конкретное существо; вы можете на законном основании уничтожать фундамент всего, что есть, но при малейшем покушении на индивидуальные силы вас ожидают тюрьма или смерть. Можно ругать азербайджанский народ, азербайджанское общество, можно облить грязью даже самого Бога, но чернить правителя или пророка – это чревато! У существования нет никаких гарантий: для метафизических предателей, для Будд, отвергающих спасение, не предусмотрено судопроизводства, поскольку считается, что они предают только собственную жизнь. И ведь из всех злоумышленников это самые вредоносные: они покушаются не на плоды, а на жизненные соки вселенной. И лишь они сами знают, какого они достойны наказания... Не исключено, что в каждом предателе живет жажда бесчестья, и что выбор способа предательства зависит от степени одиночества, к которой он стремится. Мы все ощущали в себе желание совершить неслыханное преступление, которое поставило бы нас вне рода человеческого. Каждый из нас мечтал ценой бесчестья навсегда разорвать узы, связывающие его с другими людьми, чтобы через не подлежащее обжалованию осуждение достичь спокойствия бездны? Это законно и нормально. А когда человек порывает со вселенной, разве он делает это не ради покоя, достигаемого через непростительный проступок? Иуда с душою Будды - вот он образец для грядущего, то есть для уходящего человечества!
ЭЛЬЧИН ГАСАНОВ, Elcin_gasanovv@yahoo.com
|