М.Одинаева: Таджикская свадьба. Магия чисел и света 09:48 25.12.2008
ТАДЖИКСКАЯ СВАДЬБА
Какие свадебные традиции, обычаи, обряды таджиков являются домусульманскими и мусульманскими? Чем вызван сегодня интерес таджиков к национальному прошлому? Майрам Ходжаева, Шерзоди Парвиз . читатели газеты "Курьер Таджикистана" Комментирует начальник управления исследования политических и этнополитических процессов ЦСИ при Президенте РТ к.и.н. Зухра Мадамиджанова
-Это вызвано стремлением возродить духовные ценности таджикского этноса. Это важно сегодня, потому что почти все население страны считает традиционные семейные обычаи и обряды . мусульманскими. Многие ритуалы выполняются как дань прошлому. Но при этом забылась их смысловая нагрузка, и предназначение - для чего люди стали выполнять тот или иной обряд? Менталитет таджиков с устойчивыми обычаями, традициями проходит через призму ислама, но, вопрос, насколько глубоко проник ислам в жизнь таджиков, в каких формах он реально существует в их жизненном укладе? Взаимоотношения ислама и традиционной культуры открывает "окошечко" памяти в этногенез нашего народа. Общеизвестные черты исламской культуры проявляются в самых разных сферах жизни таджиков. Если обратится к духовной культуре таджиков, узбеков, казахов, киргизов, то с одной стороны, некоторые нормы шариата так и не вошли в повседневную жизнь мусульман, а с другой . большинство обычаев, обрядов неодинаково проявляют исламское единство. Обычаи, обряды таджиков не встречаются, например, у киргизов, казахов, но встречаются у узбеков. Причина в неодинаковых исторических условиях, в которых протекала их жизнь, и в различной по времени этнической истории каждого народа. Исследователи материальной и духовной культуры таджиков, узбеков, казахов, киргизов, туркмен отмечают прочные домусульманские традиции, с которыми ислам сталкивался повсюду. Чаще всего они включались в религиозную практику и рассматривались как мусульманские традиции или не противоречащие исламу.
Таджики сохранили многие обряды, обычаи, имеющие явно не мусульманское, а более раннее происхождение. Семейные традиции включает много магической символики, процедуры очистительного характера. Таджикская свадьба - целый комплекс обычаев, ритуалов и обрядов, генезис которых связан с различными историческими эпохами. Свадьба включает все своеобразие обрядовой символики. Начинается она с празднества в доме невесты. Кроме сватовства, предсвадебный церемониал включает переговоры об экономических условиях брака: калым, махр, приданое, затраты на свадьбу и заканчивается помолвкой, где окончательно закреплялась договоренность о браке и последующей жизни молодых. Кульминацией является "никох" - обряд бракосочетания в доме невесты. Брачная ночь происходит в доме жениха. У таджиков в обрядовых действиях для обеспечения счастья, многочисленного потомства, добрых семейных взаимоотношений и ограждения от злых сил изобиловали символы древнеземледельческих домусульманских ритуалов. Исстари символом плодовитости считались плоды граната, фрукты и ягоды (тут), фисташки, орехи, проращенная пшеница, вареные яйца, которыми угощают новобрачных. Символом счастья и богатства, согласия, плодовитости и вообще жизненных сил, а также и охранительной магии выступает зеркало, в которое смотрятся перед брачной ночью жених и невеста. Ту же роль играют виноградный сок, мед, белый сахар, мука, деньги, иногда масло и молоко.
МАГИИ ЧИСЕЛ И ЦВЕТА придается большое значение. При обмене дарами, закрепляющем прочные родственные узы, полагается определенное число лепешек, слоеных пирожков и т.п. Обязательно белого цвета должны быть "пояндос", рубашка жениха и нижнее платье невесты. Для ограждения от злых чар окуривают испандом - дымом руты, проводят через факельное шествие. Тем же целям служат скачки вокруг свадебного поезда, стрельба, продевание иглой верхней одежды жениха и невесты. Символика земледельческого комплекса проявляется в виде осыпания восточными сладостями, обрядовым печеньем. В доме молодого мужа выполняются церемония приобщения новобрачной к его роду через принесение жертв очагу, поклонение предкам. Яркий пример - смотрины невесты - рубинон, он происходит на следующий день после приезда новобрачной в дом мужа. К невесте подходит подросток и веточкой плодового дерева, подняв лицевую занавеску, открывает ей лицо. На эту церемонию с подарками приходят все родственники новобрачного. Первой к новобрачной подходит свекровь. Невестка кланяется ей в пояс. Все присутствующие желают семье новобрачного с приходом нового члена благополучия. Гостей невестка встречает и провожает особым поклоном. Каждая из женщин знакомясь с новобрачной, целует ее в лоб и преподносит подарок - ткань, платок, браслеты, деньги и пр.. "Рубинон" сопровождается угощением, песнями и плясками. Из подаренных кусков тканей, женщины создавали куклу, заворачивали ее и качали как ребенка, затем передавали новобрачной и она должна была спеть колыбельную. Невестке подпевал маленький мальчик, открывавший ей лицо: "Ала, ала". По сообщению Н.А. Кислякова, в Самарканде "рубинон" устраивали перед брачной ночью. После угощения, молодую жену одевают в лучшие одежды, красят глаза и брови, закрывают лицо белой тканью и выводят к гостям. Мальчик из числа родственников новобрачного, палочкой из плодового дерева снимает эту ткань с лица молодой. М. Андреев, изучавший население высокогорной долины Хуф на Западном Памире, рассказывает, что открывание лица молодой в Хуфе чаше всего совершается человеком, который обязательно имеет в живых мать и отца. Чаще всего для этой цели выбирают юношу. Для открытия лица он использует инструмент, напоминающий лук, тетивой которого взбивают вату и шерсть. Юноша вставляет в "лук" небольшую палочку, изображающую стрелу, и принимает положение "стрелка". При помощи стрелы юноша пробует открыть лицо, но делает вид, что не получается. Лишь после того, как его задобрят подарком, все проходит благополучно. Интересные сведения об обряде "рубинон" у населения Варзоба и Такоба, сообщает таджикский этнограф А. Мардонова. Этот обряд устраивают в доме молодого на следующий день после приезда новобрачной. Здесь лицевую занавесь открывает женщина, которая имеет грудного ребенка и обязательно мальчика. Вкладывая палочку в его ручку, она помогает открыть лицо невесте. А в Гиссаре открывание лица новобрачной осуществляет мальчик. Но, как в Такобе и Варзобе, так и в Гиссаре палочку выбирали из особых видов плодовых деревьев . предпочтение отдавалось веточке из алычи или абрикоса, но она обязательно должна была быть рогатообразной. Ее оборачивали ватой или шерстью. Исследователь свадебной обрядности таджиков долины Сох, М. Суфиев отмечает, что сохский обряд "рубинон" аналогичен описанным выше . лицо так же открывает женщина с грудным мальчиком на руках. Л.Ф. Моногарова, изучившая обрядность у узбеков без родового деления в Пасдаргомском районе Самаркандской области, так описывает обряд открытия лица новобрачной "бетачар" : его совершает женщина, имеющая детей. Держа на руках маленького мальчика, она вкладывает в ручку ребенка ветку плодового дерева, конец которой обмотан ватой и, взяв в свою руку ручку ребенка, ею приподнимает платок, закрывающий лицо молодой. Для этой цели всегда используют ветку фруктового дерева, что, по поверью, должно обеспечить многочисленное потомство. Итак, в обряде "рубинон" центральное место занимают мальчик или женщина с ребенком. Интересные материалы собраны Н. Бабаевой по ритуалу рубинон - у населения Кулябской области во время его совершения у молодой на лбу была "кота" - тесемочка, и мальчик плодовой веточкой, улюлюкая, сбрасывал ее с головы невесты (кота-парон). З.А. Широкова зафиксировала эту деталь головного убора невесты у таджиков Куляба и считает его наиболее ранним головным убором невесты. Схожие обряды, связанные со свадебной церемонией, можно встретить у разных народов. Исследования выявили родство многих обрядов у народов Евразии. Таджикские обряды схожи с обрядами народов Закавказья, Передней и Центральной Азии, Восточной и Западной Европы. В точности совпадают вещественная атрибутика, растительные символы. Повсеместно символами плодородия и возрождения природы служили крашеные яйца, обрядовая пища (злаково-бобовые блюда), ритуальный хлеб. В эту же систему входит и "древо", "плодовая веточка", украшенное сладостями, орехами, деньгами.Это - поклонение стихийным силам природы и определенным жизненным циклам, которые возникали в прошлом у этнических общностей ввиду схожести форм трудовой деятельности и мировоззрения. На поздних стадиях обряд подвешивания атрибутов изобилия к "живому дереву" превратился у многих народов в простую забаву. У таджиков с принятием ислама и смещением кульминационного акцента на единственный мусульманский обряд "никох", обряд с плодовой веточкой переместился из дома невесты в дом жениха "вводя" невесту в новую семью. Вера в целительную и очистительную силу огня воплощалась в сходных обычаях у самых разных народов. Таковы - священные костры, прыжки через них, известные таджикам, славянам, дагестанцам, узбекам, индусам, румынам, белорусам, украинцам, македонцам, на свадьбе у которых жениха и невесту обводят вокруг костра. Почти у всех этих народов ярко представлена магия белого цвета со значением благопожелания . действия с мукой, молоком, сахаром, белой тканью. Ритуалы направлены на то, чтобы обеспечить продолжение рода, благополучие в семье, хорошие взаимоотношения. В таджикской свадьбе до сих пор сильны пережитки культа наших предков.
Подготовила журналист М.Одинаева Газета "Курьер Таджиктстана"
|