Л.Панов: Судные дни Радио "Свобода", или От двойных стандартов к двойной морали? 17:49 04.01.2009
Письмо из Праги
Слушать "Свободу" в Праге трудно, сигнал направлен на восток. А вот не заметить нельзя. Некрасивое здание бывшего парламента Чехословакии, куда Радио "Свобода" и "Свободная Европа", инкорпорированные в одном лице как РСЕ/РС, переехали из Мюнхена в 1995 году, стоит в самом сердце чешской столицы - между величественным Национальным музеем и элегантным оперным театром. После 11 сентября злополучного 2001 года приблизиться к зданию невозможно. Не позволяет стена железобетона высотой в человеческий рост и вооруженная охрана, выдвинутая в прилегающие улицы. Пропускают лишь сотрудников Радио да заранее приглашенных гостей. В Оперу можно попасть только через малолюдный подземный переход. В свое время некто неизвестный застрелил здесь Инну Светлову, которая в прямом эфире вела редкие тогда в России интерактивные передачи "Контакты".
Работники Радио мерами предосторожности довольны: пусть все это весомо, грубо, зримо, так зато безопасней. Туристы тоже – этакая тебе диковинка, ни в каких путеводителях не описанная! Пешие пражане к неуютной реальности успели привыкнуть, а с тех пор, как убрали дополнительные многотонные заграждения и бронетранспортеры, пять лет блокировавшие проезд через центр города, проклинать "этих американцев" перестали и здешние водители. Ну, разве что по старой памяти.
Предстоящей весной радиостанция переедет из Праги-1 в Прагу-10 и перестанет быть бревном в глазу городских властей. Будущую спецобитель РСЕ/РС площадью в 23 тысячи квадратных метров чешские журналисты неизменно именуют крепостью. "Днес" ( бывшая "Млада фронта", чехословацкая "комсомолка"), пишет о "мерах безопасности, не знающих аналогии". Свою малую лепту, 1,2 миллиона долларов, внесло в мультимиллионный проект выселения неудобной радиостанции на окраину Праги и чешское министерство финансов.
Три касты
Но не только об этом пишут местные СМИ. Респектабельная "Лидове новины", старейшая из выходящих в Чехии газет, кстати сказать, проамериканская, сетует в редакционном комментарии "Равенство с оговоркой. Практика "Свободной Европы" расходится с ее идеалами": "Пражская штаб-квартира Радио "Свободная Европа"/Радио "Свобода", претендующей на роль глашатая свободы, демократии и законности, ведет себя в роли работодателя так, словно провозглашаемые ею принципы касаются "только" всей планеты, но никак не происходящего в стенах этой почтенной организации. Ее работники поделены на три касты. Первая состоит из американских граждан, пользующихся благами защиты со стороны Федеральной Комиссии США по равным трудовым возможностям. Чешских граждан охраняет наш Трудовой кодекс. К сожалению, работники из третьих стран пользуются благами всего лишь нулевой защиты, т.к., хотя их трудовые договоры составлены по американскому праву, жаловаться им некому. Представляется, что этой ситуацией руководство радиостанции грубо злоупотребляет. Сеятели демократии обращаются с этими сотрудниками как колониальная держава с бесправными туземцами".
"Бесправные туземцы", как нетрудно догадаться, это, в первую очередь, граждане как раз тех двадцати с лишним "третьих стран", куда направлено вещание– России, Украины, Беларуси, Армении, Грузии, Средней Азии… То есть те самые люди, которые наняты администрацией РСЕ/РС, дабы нести в эфир правозащитный благовест. Именно их голоса и слышат те, кто "Свободу" слушают. (Если слушают: по последним данным международной опросной службы "Комкон", аудитория радиостанции в Москве не достигает и двух процентов, порога статистической погрешности. Тридцать пятое место среди радиовещателей.)
Что же произошло в Праге? Откуда эти убийственные для правовещательной "Свободы" сюжеты, показанные в пиковое время крупнейшими в стране телеканалами ЧТ-1 и ЧТ-24? По какой причине опубликовано "Открытое письмо" Вацлаву Гавелу, бывшему президенту Чехии, который и пригласил радиостанцию перехать в Прагу? Что теперь побудило его, правозащитника, бывшего политзаключенного, а ныне всего лишь всемирно известного драматурга, пообещать в объективы телекамер, что он будет лично следить за событиями?
Произошло вот что. Две уволенные гражданки тех самых "третьих стран", одна из них мать троих малолетних детей, подали на Радио в суд. Они не были первыми, кого с радиостанции уволили, просто до них никто в Чехии к судам не обращался. Не знали, что это возможно. Думали, что их защита – в Америке. Пока не всплыло официальное кастовое разделение сотрудников Радио на чистых и нечистых. В судах достоянием гласности стали и другие постыдные обстоятельства. Но – по порядку.
Подписывая с радиостанцией стандартизованные трудовые договоры о работе в Праге, русские, грузины, армяне, туркмены (…) с готовностью встают под защиту "законов Соединенных Штатов, законов Округа Колумбия или Политики компании", как эти договоры гласят. Им, никогда в Америке не жившим, не работавшим, а всего чаще и не бывавшим, невдомек, что "компания", под чью высокую руку они себя отдали, их, выражаясь иносказательно, кинула, как уличный наперсточник. Об этом иные из них узнают позднее, когда их выкинут на улицу, выражаясь прямо.
Туземцам вход воспрещен
И впрямь, защитная юрисдикция американской Комиссии по равным трудовым возможностям распространяется только на работающих в американских компаниях заграницей американцев. Заграничным туземцам вход туда воспрещен законом, хотя радиостанция именует себя "нанимателем равных возможностей".
С 1991 года не распространяется на заграничных иностранцев и Акт о гражданских правах 1964 года. Раньше распространялся, но потом хватились. Соответственно, и американские суды, до которых из Праги все равно было бы как до неба далеко, для иностранцев из-за границы закрыты. Что же им тогда остается? Остается им "Политика компании". Как и договорились. А в этой Политике записано, что радиостанция придерживается "философии свободных трудовых отношений", которая, это тоже записано, допускает увольнение работников в любое время, по любой причине или вообще без указания причины. Таким манером – со среды на четверг, без указания причины, без каких-либо дисциплинарных взысканий, поскольку дтсциплинировать их было незачем, обе имели безупречные ежегодные аттестации - и были уволены эти две гражданки из касты номер три, обратившиеся в дальнейшем к чешским судам.
На судах выяснилось, что, предлагая подобные трудовые договоры на подпись, Радио никогда не показывает будущим сотрудникам свою "Политику", которая отменяет какую-либо защиту их трудовых прав. Выяснилось, что им никогда не предоставляют возможность выбора между американским и чешским трудовым правом, объяснив при этом, какое право их защищает реально, а какое только звучит красиво.
Выяснилось также, что администрация радиостанции, возглавляемая президентом Джеффри Гедмином, всю эту "ловкость рук и никакого мошенства" именует свободным "выбором права": мы им договор предложили, они его подписали. Но суд есть суд, пусть будут выслушаны обе стороны. Околпаченная сторона возражает: в данном случае говорить о "свободном выборе" это то же самое, что называть свободными былые избирательные фарсы с одним кандидатом на выбор в бывшем Советском Сюзе или Чехословакии. Президенту радиостанции, десятилетиями разоблачавшей коммунистическую ложь, который сидит сегодня в здании чехословацкого парламента, именно такими "выборами" и формировавшегося, негоже порочить свою организацию подобными утверждениями перед чешскими судьями. Они уже это проходили.
Довод воздействия не возымел. Встревоженный сообщениями о двойных стандартах на радиостанции, которая нарушает не только громогласно ею же провозглашаемые права человека, но и законодательный суверенитет страны пребывания, сенатор Яромир Штетина призвал Джеффри Гедмина вмешаться лично "ради поддержания репутации и достоинства Радио "Свободная Европа"/Радио "Свобода" в Чешской Республике". Сенатор Штетина известен тем, что протествовал в Беларуси и на Кубе против попрания прав человека в этих странах. Ни на Кастро, ни на Лукашенко, ни на Гедмина его призывы не подействовали. Судебные дела Гедмин не прекратил. Он за них не платит. То есть платит, но из тех же средств, которыми финансируются и вполне обоснованные правозащитные передачи. Например, те, которые вела радиостанция на всех своих двадцати восьми языках 10 декабря прошлого года в день шестидесятилетия Всеобщей декларации прав человека.
Тем временем дела против РСЕ/РС докатились до Верховного суда Чехии, а в Америке скандал выплеснуся в печать и интернет. Да и субстанция двойных стандартов опасно для РСЕ/РС густеет. Обнаружилось, что радиостанция добилась от чешского министерства финансов освобождения от налогов, поскольку финансируется американским государством, для которого, находясь в Чехии, "с полной очевидностью выполняет функции государственного характера". Правда, в чешских судах она утверждает, что, в отличие от американских организаций государственного сектора, имеет право на "философию свободных трудовых отношений", так как юридически является не более, чем частным лицом, зарегистрированным в штате Делавер.
От двойных стандартов к двойной морали?
Когда и кому лжет "Свободная Европа"/"Свобода", а главное, почему? С этими вопросами я обратился ко Льву Ройтману, ветерану радиостанции, вышедшему несколько лет назад на пенсию в должности старшего комментатора.
- Знаете, есть такое американское выражение "блокхеадз". Приблизительный перевод на русский – медные лбы. Это и есть нынешняя администрация Радио и ее вышинтонское начальство в Совете Управляющих международным вещанием. Бюрократы средней руки. Дальше носа не видят. Я наблюдал их больше тридцати лет. Надо отдать им должное: они бывают упорны. Если решение приняли, не отступятся, пока им не прикажут. Или не уберут. Убирали. Потому их столько и было на моей памяти - на руках пальцев не хватит. С текущим начальником Радио я никогда не встречался, но уверен, что так будет и в этом случае. Приходит администрация президента Обамы. Новый госсекретарь Хиллари Клинтон входит по должности в Совет Управляющих, который одновременно служит и Советом директоров радиостанции. Вот ей-то и придется наводить порядок. И уверен, она наведет его очень быстро, потому что первейшая заявленная цель этой новой администрации – спасать престиж Америки заграницей. А это, как минимум, означает не гробить этот престиж еще больше такими вот скандалами, как здесь в Чехии. Была бы у здешних и вашингтонских медных лбов от вещания хоть капля здравого смысла вместо ведра чванства, они бы эти ужасные для Радио суды давно прекратили миром и не позорили бы свою организацию. А что, если эти дела пойдут в чешский Конституционный суд или, упаси бог "Свободу", она мне дорога как память, попадут в Страсбург, в Европейский суд по правам человека? Разве уже одно упоминание этих судов добавляет "Свободе" престиж, прибавляет слушателей, скажем, в России? А сегодня, когда там всех, ну, почти всех построили и надели намордники, передачи "Свободы" необходимы. Только не передачи о правах устами наемников. У них, кстати, ровно столько же прав на "Свободе", сколько у сидельцев Гуантанамо – ни дома, ни в Америке, ни в месте пребывания. Администрация Обамы твердо обещает Гуантанамо на Кубе закрыть. А в Праге его нужно отменить. Вы спрашиваете, как было в Мюнхене? Даже когда Германия была до воссоединения оккупированной страной, медные лбы не смели ставить себя выше немецких трудовых законов. Здесь смеют. Над Чехией они тихо смеются: мы здесь поженили дикий запад с диким востоком. И гробят репутацию Радио. Трудятся, под собою не чуя страны. Но этого они не читали…
…Недавно я несколько дней провел у друзей в Вашингтоне. Уже вернувшись в Прагу, прочитал на сайте "Свободы", что в те же дни президент радиостанции выступал там в Центре этики и общественной дипломатии. Уставная цель этого Центра – "приложение иудео-христианских моральных традиций к актуальным проблемам публичной политики". Выступление Джеффри Гедмина было на весьма актуальную тему "Общественная дипломатия в эру Обамы". Среди прочего он высказал и такую мысль: в общественной дипломатии важно не только послание, но и гонец, который его приносит.
Он был очень прав в Вашингтоне. Гонец важен. Почему же, как гонец, он так неправ в Праге? Или это уже дальнейшее развитие сюжета: от двойных стандартов к двойной морали?
"Говорит Радио "Свобода", частная неправительственная радиостанция, финансируемая правительством Соединенных Штатов". Звучит однозначно и убедительно?
Леонид Панов
Об авторе - свободный журналист, 18 лет живущий в Праге. Пишет преимущественно в чешских электронных изданиях.
|