Х.Щербаков: Исламизация Таджикистана: прошлое, настоящее, будущее. Часть I 15:19 03.03.2009
С крушением советского режима и обретением независимости республиками Средней Азии данный регион стал пристальным объектом изучения исламских государств, а также полем деятельности различных исламистских религиозных течений. Средняя Азия, находящаяся в самом центре Евразии, стала важным геополитическим центром для всех исламских стран, частью грандиозного по масштабам плана – создания всемирного Великого исламского халифата. В Среднеазиатском регионе проживает порядка 50 миллионов мусульман. Средняя Азия является одним из центров мирового исламского наследия – на ее территории расположены крупнейшие религиозные исторические центры - Самарканд и Бухара, она является родиной великих богословов-хадисоведов Имама Аль-Бухари и Аль-Термизий, а также великих святых – основателей суфийских орденов – Ахмада Яссави и Накшбанди. Средняя Азия являлась исторически связующим звеном между центрами исламской цивилизации Ближнего Востока и мусульманским населением России (Татарстана, Южной Сибири, Поволжья, Кавказа и Закавказья), Западного Китая (Синцзянь-Уйгурский автономный округ) и Северной Индии (Кашмир и Бангладеш). Все эти вышеперечисленные факторы предопределили роль Среднеазиатского региона как важнейшего центра в мировой исламистской стратегии и создали благодатную почву для масштабной экспансии различных исламистских взглядов среди населения, зачастую радикального толка. По исторически сложившейся традиции коренное население Средней Азии в большинстве своем исповедует умеренный ханафитский мазхаб – одно из традиционных течений суннизма. Представителями шиитского течения являются персы и курды, немногочисленное число которых проживает на территории Туркменистана, а также в Бухарском регионе Узбекистана. В Горно-Бадахшанской области Таджикистана среди населения распространение получил исмаилизм – одно из самых известных и крупных шиитских течений. В связи с резкой активизацией различных исламистских течений в Среднеазиатском регионе, деятельность которых непосредственным образом финансировалась со стороны арабских стран, религиозных и "благотворительных" организаций, и вспышками на религиозной почве в начале и середине 90-годов страны Средней Азии были сильно обеспокоены дальнейшими последствиями пропаганды радикального ислама и стали предпринимать ответные меры в отношении искоренения всякого проявления религиозного фанатизма. Благодаря чему многие исламистские организации прекратили свою активную открытую пропаганду и вынуждены были уйти в подполье. Таджикистан в силу своего этнического, исторического и культурного развития занимает особое положение среди всех государств Средней Азии. В стране всегда было очень сильно влияние суфийских братств, играющих огромную роль в духовной и светской жизни населения, несмотря на ожесточенные попытки их искоренения в период советской власти, сохранившихся вплоть до сегодняшнего времени. Особенно сильны были религиозные проявления в Согдийской области и в Горном Бадахшане. Таджикистан является единственным в регионе государством, где на легальной основе функционирует оппозиционная Правительству религиозная политическая сила – Партия исламского возрождения Таджикистана. Исламская партия возрождения Таджикистана (ИПВТ) является на сегодняшний день реальной политической силой после проправительственной Народно-демократической Партии Таджикистана (НДПТ), которую возглавляет сам действующий Президент страны Э.Рахмон. Любопытна история происхождения и развития самой партии. ИПВТ была обязана своим возникновением своему духовному и светскому лидеру – Саиду Абдулло Нури (1947-2006гг.) – личности одиозной, известному своими жесткими взглядами в создании исламского государства в Таджикистане. С.А.Нури начал свою деятельность еще при советской власти. Свои взгляды С.А.Нури сформировал под воздействием Кори Мухаммаджона Рустамова, больше известного в религиозных кругах как Мавлави Хиндустони. В 1974 году С.А.Нури наряду с другими "мюридами" явился создателем молодежной организации исламистов-радикалов "Нахзати исломи", действующей на подпольной основе. 6 октября 1990 года была проведена учредительная конференция ИПВТ, несмотря на запрет Сессии Верховного Совета Таджикской ССР о деятельности ИПВТ на территории республики как противоречащей Конституции и Закону "О свободе совести в Таджикской ССР". Несмотря на это, инициативная группа ИПВТ 6 октября 1990 г. провела учредительную конференцию в мечети Чортут Ленинского района. Начиная с советских времен вплоть до сегодняшних дней номенклатуру правительства традиционно представляли Гиссар, Ленинабад, Куляб. Естественно, это не могло не вызвать недовольство остальной, большей части страны. К распаду Советского Союза им в противовес появились новые политические группы – каратегинская, ставшая основой вышеупомянутой ИПВТ, а также бадахшанская, создавшая Демократическую партию Таджикистана. После обретения независимости Таджикистаном Верховный Совет Республики Таджикистан под давлением исламской оппозиции, ставшей реальной и мощной силой, принял Закон от 22 октября 1991 года "Об отмене некоторых актов Верховного Совета Республики Таджикистан по вопросам партий религиозного характера", который признал утратившим силу абзац третий постановления Верховного Совета Таджикской ССР от 5 октября 1990 года, где было сказано: "считать недопустимым создание на территории Таджикской ССР зонального отдела всесоюзной партии Исламского возрождения и вообще создание исламской партии в республике". Эта была крупная победа исламского радикализма, ставшая предвестником будущего раскола страны. Первый съезд Партии исламского возрождения Таджикистана состоялся 26 октября 1991 года. ИПВТ была зарегистрирована Министерством юстиции Республики Таджикистан 4 декабря 1991 года. Уже на момент регистрации количество членов партии достигало 20 тысяч членов. Печатным органом партии была объявлена газета "Наджот". ИПВТ приняла активное участие в политической жизни страны. Исламская партия в 1991году выдвинула кандидатуру Давлята Худоназарова на пост президента Таджикистана. Согласно официальным данным, за кандидата от оппозиции, а фактически, ставленника исламистов, было отдано 31% голосов. Президентом Таджикистана большинством голосов народа 24 ноября 1991года стал представитель Коммунистической партии Рахмон Набиев. В период 26 марта-23 апреля и 25 апреля-5 мая 1992г. на площади Шахидон прошли массовые демонстрации, одним из главных инициаторов и организаторов которого выступила ИПВТ. В ответ на это Министерство юстиции объявило все действия лидеров ИПВТ как нарушающие Конституцию Республики Таджикистан, и потребовало приостановления и прекращения подрывной деятельности. С целью предотвращения дальнейших волнений в стране действующее на тот момент Правительство во главе с Р.Набиевым вынуждено было ввести представителей ИПВТ в состав управления. Так Давлати Усмон, один из заместителей тогдашнего председателя ИПВТ Мухамадшариф Химматзода, был назначен заместителем премьер-министра Республики Таджикистан. С целью дальнейшего захвата власти ИПВТ стала одним из главных организаторов вооруженного формирования, получившего название "Фронта спасения отечества". Кульминационной точкой противостояния проправительственных партий – сторонников светского государства, и оппозиции, ратующей за утверждение исламистского режима, стало начало проведения военных мер в Кулябе в июне 1992г. со стороны противников исламистов под руководством Сангака Сафарова (1928-1993 гг.). В результате противостояние вылилось в межэтнический конфликт и переросло в гражданскую войну. Народный фронт, объединивший сторонников светского государства, главным образом был представлен военными силами Худжанта и Хатлона. Противодействующая им военная коалиция исламистких сил – представителей райнов Гарма (Каратегин), и т.н. "демократов" из Горного Бадахшана, называла себя Объединенной таджикской оппозицией (ОТО). Народный фронт запросил помощи Ташкента и Москвы. С целью предотвращения дестабилизации во всем Среднеазиатском регионе Россия и Узбекистан решили оказать помощь. Народный фронт при военной поддержке России и Узбекистана 27 сентября 1992 года занял Курган-Тюбе. В декабре 1992 года силы Народного фронта под руководством сподвижника С.Сафарова Эмомали Рахмона вступили в столицу. Сам же Сафаров был убит в 29 марта 1993 года в Курган-Тюбе, и Эмомали Рахмон стал новым главой Правительства. Военные формирования исламистов были вытеснены на восток страны и в соседний Афганистан. Сами лидеры ИПВТ еще в ноябре 1992 года бежали за границу. Верховный Суд Республики Таджикистан в июне 1993 года приостановил деятельность ИПВТ по причине нарушения членами партии требований Закона Республики Таджикистан "Об общественных объединениях в Таджикской ССР" и положений устава самой партии. Также на основании Судебной коллегии по гражданским правам Верховного суда Республики Таджикистан было признано недействительным свидетельство о регистрации, выданное газете "Наджот" № 162 от 14 января 1992 г. Несмотря на решения Верховного Суда Республики, лидеры ИПВТ образовали в 1993 году на территории Афганистана Движение исламского возрождения Таджикистана. Председателем движения был избран Саид Абдулло Нури. Его заместителями стали Ходжи Акбар Тураджонзода – первый заместитель, и Мухаммадшариф Химматзода – заместитель. С целью решения этого "гордиева узла", а также предотвращения вовлечения в войну талибов в Афганистане Правительство Рахмона и лидеры Объединенной таджикской оппозиции во главе с С.А.Нури подписали в Москве Общее соглашение "Об установлении мира и национального согласия в Таджикистане" от 27 июня 1997 года.
Харитон Щербаков pavlodar-55@mail.ru
|