С.Таджиддинов: Чуть-чуть беременные. Таджикские женщины рожают без отцов 07:58 08.03.2009
"Мой муж зарабатывает в России уже пять лет. Доктор осмотрите моего двухлетнего сына" – слова, которые говорит практически каждая третья таджикская женщина до сорока лет. Демографической проблемы, в том смысле, в котором ее понимают российские граждане, в Таджикистане нет. Здесь умирает вдвое меньше людей ежегодно, чем рождается. "Да, мой муж в России уже четвертый год. Он хотел приехать, но в этом году ввели какие-то ужесточенные меры по въезду и выезду, поэтому он решил остаться еще на два года, пока не наберет денег на свадьбу сына". Наиболее удивительным является тот фактор, что женщины рожают фактически без мужей и местным отделам ЗАГСа приходится регистрировать подобную антиприродную активность. "Без мужика, а каждый год несется", - говорит управляющая ЗАГСом № 4 города Душанбе про жительницу вверенного ей района. "У нее муж уже пять лет в Казахстане строительством занимается, а она каждый год рожает. Что скажет мужу, когда тот приедет, просто уму непостижимо". Таких случаев по республике пруд пруди. Село, в котором отсутствует каждый третий мужик, предоставлено самому себе. Здесь вовсю орудуют участковые милиционеры, газовики, председатели джамоатов. Женщинам, не знавшим законной мужской ласки на протяжении многих лет, сложно сопротивляться оставшимся на Родине настойчивым приблудникам. А признаться, что приблудила лишний ротик, неприятно. Политика правительства оказалась не в силах прокормить собственные пять миллионов человек. Как неизбежное следствие, из страны в последние десять лет бежали более трех миллионов. Они бежали в поисках лучшей жизни и хоть какого-нибудь заработка в России или Казахстане. До 50 процентов официально зарегистрированных детей не имеют своих отцов. Десятки тысяч живут одними лишь фотографиями, сделанными в день свадьбы, потому, что на следующее утро папа уехал. Сотни тысяч граждан Таджикистана до сих пор, несмотря на мировой кризис и сокращение рабочих мест, гнут спины на российских и казахских стройках. Люди, уехавшие от своих семей много лет назад, ежемесячно отправляют заработанные гроши женам, с надеждой на то, что долгие годы упорного и голодного труда не пройдут даром. А в это время, как показывает официальная таджикская статистика, которая мало что так честно показывает, рождаемость в Таджикистане увеличивается в три раза с 2002 года. Как это можно объяснить, если более трети мужиков нет в стране. "Непорочное зачатие?". Или таджикские женщины дошли до того демократического уровня, когда можно осуществлять бесконтактное зачатие и последующее вынашивание плода. Недолгий разговор с нашими земляками на российской стройплощадке сразу расставит все точки над "i". "Убью сволочь, это - наиболее мягкое выражение таджикского гастарбайтера, даже не мыслящего о том, что его жена может гулять". В 2008 году, по сравнению с 2007 годом, наблюдается повышение специального коэффициента рождаемости с 130 до 153,8. Это произошло за счет всех возрастных групп женщин в возрасте 15-49 лет. В городском населении за 2002-2007 годы число женщин в возрасте 15-49 лет увеличилось на 35,6 процента, в сельском населении - на 38,7 процента. Увеличение абсолютной численности женщин в активном детородном возрасте налицо. По данным Минздрава страны на 2008 год, количество абортов составило 125 тысяч случаев из 278 тысяч обратившихся за медицинской помощью беременных женщин. То есть, почти половина женщин Таджикистана обращается за медицинской помощью с целью избежать последствий нежелательной беременности. В 2006 году в Таджикистане произведено 61,3 тысяч абортов, в 2007 году - 78,8 тысяч, а в 2008 году - 125 тысяч. Доля беременностей, которые завершаются абортом, за 2007-2008 годы возросла с 25 до 45 процентов. Среди населения, особенно сельского, женщины для регулирования рождений наиболее часто прибегают к аборту. Презерватив также не самая совершенная форма предохранения, поскольку оставшиеся в селе мужики по своему уровню развития и по численности напоминают времена фашистской оккупации советских сел и деревень. Таджикская реальность вверила им опеку над женами своих соотечественников, гнущих спины на просторах СНГ. И они этим опекунством, а, вернее свободой опекунства, полностью пользуются. В беседе с таджикским рабочим, официально зарегистрированным на территории России и платящим налоги, я узнал, что большинство наших соотечественников действительно наслышаны о том, что творится в их отсутствие в их домах с их родными. Но никто не хочет верить в то, что это происходит именно с его семьей. Пелена спадает с глаз, как только открываешь собственные ворота и, увидев чужую мужскую обувь на родном пороге, до кончиков пальцев осознаешь ужас и необратимость ситуации, но уже ничего не можешь сделать, поскольку сам толкнул близких на измену, вынужденный из-за безработицы долгие годы искать рубля в чужой земле.
Саидшамол Таджиддинов Saidshamolbek@yandex.ru
|