А.Убайдуллоев: "Бремя девственности". Такого кина нам не надо (письмо из Ташкента) 12:58 18.03.2009
ТАКОГО КИНА НАМ НЕ НАДО ПЛОХИЕ И НЕУДАЧНЫЕ КАРТИНЫ ДАЖЕ НА САМУЮ СКАНДАЛЬНУЮ ТЕМУ НЕ ПЕРЕСТАЮТ ОСТАВАТЬСЯ ПЛОХИМИ Прошедшая недавно в ташкентском кинотеатре "Музей кино" премьера документального фильма "Бремя девственности" откровенно разочаровала немногочисленных зрителей. Попытка что-то сказать по сложной и неоднозначной проблеме, требующей ювелирно выверенного и тактичного подхода, явно провалилась, продемонстрировав творческую несостоятельность создателей этой бездарной двадцатиминутной ленты.
Впрочем, слово "премьера" вряд ли применимо к тому, что происходило в "Музее кино". Этот кинотеатр известен в столице Узбекистана демонстрацией авангардных фильмов, вход на которые, как правило, бывает бесплатным. Но даже на "халяву" желающих посмотреть малопонятные киношедевры всех времен и народов собирается так мало, что сеансы зачастую отменяются. Вот и на этот раз собралось человек 20-30 - в основном знакомых и приятелей создателей "Бремени девственности" - "кинорежиссера" Олега Карпова и его соавторши, некой Умиды Ахмедовой. Взял это слово в кавычки, поскольку о вкладе Карпова в мировой и отечественный кинематограф широкой публике мало что известно. Разве уже позабытый многими факт, что лет десять назад на узбекском телевидении он вел передачу о кинофильмах - лауреатах премии "Оскар". Впрочем, вернемся к "премьере". Говорить о ней всерьез, глубоко анализировать, давать оценки крайне сложно - настолько в ней отсутствует цельная идея или замысел, и даже смутно не очерчена авторская позиция. Лишь хаотическое нагромождение кадров, снятых крайне неумелой (порой создается впечатление нетрезвой) операторской рукой. Отсутствует продуманный сценарий, чувствуется, что съемки производились с чистого листа, как Бог на душу положит. Этакий поток сознания "кинорежиссера" на заданную тему. "Фильм" начинается с ремарки, что "любые совпадения с реальными людьми и событиями случайны". Такая заставка справедлива в художественной картине, документальному же кино, которое как раз и нацелено на изображение реальных событий и фактов, она просто противопоказана. Это тем более неуместно, что в изображенном на экране действии не встретишь ни одной конкретной фамилии. Не названы имена и даже профессии экспертов, которые порой что-то изрекают. Уж им-то чего бояться? Их зачем надо было конспирировать? Первая часть "фильма" - это монолог женщины, дочь которой наутро после свадьбы с позором изгнали из дома жениха, поскольку на простыне новобрачных не было следов крови. Вернее искусственный и надуманный диалог, поскольку мать невесты спустя лет двадцать (!) после этой свадьбы отвечает на вопросы неизвестной собеседницы. Из слов героини не ясно: на самом ли деле ее дочь не являлась девственницей или же это физиологический нонсенс, который в жизни порой встречается. И все нацелено на то, чтобы вышибить слезу у зрителя. Но когда "убитая горем мать" (и это спустя много лет!) в четвертый или пятый раз очень бодрым голосом говорит, что ее дочь пыталась покончить жизнь самоубийством, невольно приходит на ум знаменитая фраза Станиславского "Не верю!". Вторая часть "кина", которая носит абсолютно постановочный характер, чуть забавнее. Несколько старушек из разных регионов, непонятно как встретившиеся друг с другом, пытаются выдавить возмущение по поводу того, что некоторые бестактные гостьи после свадьбы настойчиво и грубо стучат в опочивальню, чтобы молодожены продемонстрировали ту самую простыню. Ну и что? Неужели эта главная проблема, связанная с девственностью невесты или ее отсутствием? Авторы "фильма" явно перегибают палку, когда оживляют серый и монотонный показ довольно непристойными кадрами. Например, некий эксперт, больше похожий на мясника, наглядно демонстрирует взаимодействие соответствующих органов жениха и невесты, в результате которых девственная плева остается в неприкосновенности. Или вот девушка, готовящаяся к свадебному ритуалу, поправляет нижнее белье, и камера фиксирует все детали этой не очень эстетичной процедуры. Ну, зачем так? Ведь проблема, которую попытались даже не решить, нет, а обозначить горе-кинематографисты, настолько сложна и деликатна, что требует трепетного отношения, каких-то полутонов, недосказанности. Ведь многие сельчанки даже со своими мамами на эти темы стесняются говорить. А здесь так вот грубо, примитивно… К тому же в городах проблема эта не столь актуальна и трагический настрой этого "киноповествования" совершенно неуместен. Требование показать простыню с кровью там на свадьбах чаще всего не звучит, к тому же новобрачные к нему заблаговременно готовятся, например, приносят с собой… пробирку с кровью. … На презентации в "Музее кино" произошел довольно любопытный казус. В титрах "Бремени девственности" указано, что "фильм снят при поддержке посольства Швейцарии в Узбекистане", но представители посольства решительно отреклись от этого "кина", заявив после просмотра, что не разделяют позицию авторов и потребовали изъять упоминание о них. Дело в том, что многие международные организации, работающие в республике, порой несут в массы такую гендерную чушь, от которой хоть стой, хоть падай. Например, они всерьез уверяют: то, что в наших школах мальчики разительно отличаются от девочек, очень плохо. Также как и то, что новорожденным девочкам приобретают коляски нежных тонов, в отличие от черного цвета, которые получают мальчики или то, что первые играют в куклы, а вторые - с автоматами. Совсем, оказывается плохо, что узбекские девушки мечтают стать хранительницами домашнего очага, создать семью, воспитывать детей. И при столь "прогрессивных" взглядах напрочь отказаться от этого "фильма" - весьма символично и показательно. Впрочем, нет сомнений что этот "облом" не смутит создателей "Бремени девственности". Ведь их низкопробная продукция рассчитана на западного обывателя. Не продали ее швейцарцам - не беда, продадут немцам или голландцам. И какой-нибудь завсегдатай баварской пивнушки, потягивая "Хейнекен", не способный даже выговорить название нашей страны, не говоря уже о знакомстве с нашими тысячелетними традициями и обрядами, будет, потирая живот, обмениваться впечатлениями с собутыльниками: какие же там у них дикари…
Аманулло Убайдуллоев. ibadullo-61@mail.ru
|