И.Асадуллаев: Верна ли эволюционная теория Дарвина? 22:03 24.03.2009
Эволюционная теория Дарвина как частное проявление универсального закона диалектики доказывает ее правильность
Рефлектирующая соразмерность - универсальный закон диалектики
В последнее время в мире идут новые споры о старом, разворачивается борьба против эволюционной теории Дарвина, клерикалы идут в новое наступление, поднимая мировоззренческие вопросы, не обращая внимания на то, что эта теория тесно связана с наукой философии, новые аспекты которой возникают в подтверждение теории эволюции жизни на Земле.
Одна из главных идей Чарльза Дарвина выражается понятием приспособления организма к изменяющейся среде. "Концепция выживания наиболее приспособленных, - пишут К.Вилли и В. Детье, - представляет собой ядро теории естественного отбора" (К.Вилли, В. Детье. Биология. - Москва: Мир, 1975, стр. 220). Так уж случилось, что в философии то, что Дарвин открыл в явной форме, существовало издревле в других аспектах, где они не получили специального систематического и конкретного развития, как у Дарвина. У Гегеля "одно" становится "иным" в одном аспекте, в другом - имеет место рефлексия этого "одного" через возвращение отражения к нему самому от другого предмета.
Если исходить из понятия экспансии подобия и принципа генетической соразмерности, то есть из того, что одно порождает нечто другое, подобное себе, то понятие приспособления совмещается с понятием экспансии подобия, однако имеет конкретный механизм, дающий определенность эволюционной теории Дарвина. В истории науки очень много сказано об изменении одного предмета путем взаимодействия с другим предметом и их взаимных изменениях. Бесчисленно учений об этом. Однако это общая позиция, и она сегодня не содержит в себе достаточной определенности. Идея о взаимосвязи и взаимных изменениях была кардинальной определенностью в борьбе с метафизикой. Современная ее определенность возникает при понятии приспособления, когда вещи направленно меняются в соответствии с принципом соразмерности. "Одно" воздействует на "другое", изменяя его и отражаясь в нем, но отражение возвращается к "одному", превращая его в другое - "иное". Вещь не может стать иной без взаимодействия. Вещь может изменяться и по своим внутренним причинам, но не вне взаимодействия с другими вещами. Взаимодействие суть рефлексия, которая от одной соразмерности приводит к другой соразмерности. "Одно" становится "иным" через взаимодействие с другой вещью и соразмерно другой вещи. Это есть возвращение к себе через достижение соразмерности другой вещи. Происходит своеобразное приспособление - организма изменившейся среде. Изменяющаяся среда приводит к диссонансу, биологический механизм организма восстанавливает соразмерность - новую. Но в биологии, надо полагать, нет абсолютного диссонанса и абсолютной соразмерности, они существуют в различных "пропорциях" и соотношении в зависимости от аспектов жизни.
Здесь уместно говорить о таких категориях, как диссонанс и соразмерность. Диалектика категорий диссонанса и соразмерности определяют всякое взаимодействие. Двух или более вещей, или движение "одного" с самим собой.
Попытка "пересказа" биологических понятий при помощи философских понятий и категорий необходима для того, чтобы уяснить философскую фундаментальность эволюционной теории Дарвина, содержащую в себе ядро универсальной связи, проявляющейся повсеместно, но в его случае в биологической форме и на биологическом уровне. Эту связь как общефилософскую универсальность можно назвать рефлектирующей соразмерностью. Это один из механизмов экспансии подобия как универсальной стороны объективной реальности (См.: И.К.Асадуллаев. "Красота, любовь и вечное движение. 16 новых категорий: читая Аристотеля, Авиценну, Гегеля" - Душанбе: Дониш, 2008).
Организм взаимодействует со средой, которая меняется. Среда содержит в себе множество различных факторов и явлений, которые случайны при воздействии на организм. Однако все это множество случайных явлений и факторов среды для организма имеют общее качество, важное для него. Например, выход земноводных на сушу. На суше могут действовать тысячи случайных факторов, но все они имеют кардинальное отличие от пластики воды, они обладают твердостью, она и есть изменившаяся "другая вещь", требующая преодоления диссонанса и установления путем изменения организма новой соразмерности. Новое качество среды и доминирует как изменение среды обитания организма. Возникает диссонанс между организмом и средой вместо имевшейся до этого соразмерности. Возникает необходимость установления новой соразмерности. Организм и среда обитания это постоянно взаимодействующие стороны путем обоюдной рефлексии. То есть имеет место рефлектирующая соразмерность. Она универсальна. В неживой природе нет явно прогрессирующей соразмерности, как это имеет место в живой природе. Но и в живой природе нет повсеместного прогресса организмов. Есть рефлектирующая соразмерность, но не по пути постоянного ароморфоза или негэнтропии. На планете существуют множество организмов тупикового развития. Пьер Тейяр де Шарден в своих произведениях показал, что членистоногие, развиваясь до определенного предела, не смогли развиться наподобие тех организмов, которые привели к возникновению человека. Осуществление все новой и новой соразмерности Дарвин назвал приспособляемостью. При этом следует иметь в виду то, что соразмерность осуществляется в соответствии с диалектическим единством категорий прерывного и непрерывного. Мутация, которая соразмерна изменившейся среде, есть одновременно нечто прерывное, "квант" соразмерности. Квант жизни.
Выход биологических понятий и идей в пространство философии высвечивает новые аспекты реальности. Рефлектирующая соразмерность характерна для любых взаимодействующих предметов, так как всякое взаимодействие не является во времени нулем. Даже если время взаимодействия стремится к нулю, но отличается от нуля, то и в этом случае мы имеем нечто устойчивое в кратчайшем промежутке времени, следовательно, как проявление рефлектирующей соразмерности. Надо полагать, такое встречается и в микромире, и макромире, и мегамире.
Планеты вокруг Солнца проходят различные траектории и таким образом воздействуют на траекторию Солнца, которое, хотя и незначительно изменяясь, влияет на движение планет. И здесь мы имеем обоюдную рефлектирующую соразмерность. Как и везде. Каждое взаимодействие порождает новый диссонанс и новую соразмерность.
Каждое движение или развитие происходит в процессе внутреннего и внешнего взаимодействия в соответствии с диалектикой категорий диссонанса и соразмерности. Это диалектическое ядро и было понято Чарльзом Дарвиным на биологическом уровне в его эволюционной теории. Борьба за существование это необыкновенно сложное и многогранное проявление диалектики диссонанса и соразмерности, рефлектирующей соразмерности.
На наш взгляд, нельзя говорить об аспекте противоречивости и соразмерности в виду того, что противоречия в данном аспекте есть проявление диссонанса, который включает в себя и понятие различия. Диссонанс возникает и переходит в противоречие. Эта позиция позволяет допускать движение и развитие также и на основе многообразия различий, актуализирующихся как противоречие в своей интенсивности. То есть, нет покоя между различием и противоречием. Они постоянно переходят друг в друга. Противоречие может содержать в себе гармонию, как впрочем, и диссонанс. Диссонанс содержит в себе гармонию катастрофы, разрыва, разрушения, но не гармонию соразмерности. Здесь нет тавтологии. Катастрофа в одном отношении может быть гармонией для другого отношения. Как тут не вспомнить слова поэта: "И снова бой, покой нам только снится!" или слова Наполеона Бонапарта: "Главное ввязаться в бой, а там видно будет!". Или уместно привести слова Бисмарка, которого спросили: "Господин канцлер, как вы провели эту ночь?", на что он ответил: "Прекрасно, я всю ночь ненавидел!".
Категории диссонанса и соразмерности, их диалектика, проявляющаяся в универсальном законе диалектики - рефлектирующей соразмерности - еще раз доказывает объективную истинность эволюционной теории Дарвина. Законы и категории диалектики бесконечны. Имя Дарвина бессмертно.
Искандар Асадуллаев Заслуженный работник Таджикистана, доктор философских наук, член Международного Общества Гегеля
2009-03-24
|