Ш.Имангазиев: Секта "Нурчулар" в Киргизии. "Ислам должен быть объявлен государственной религией Турции". Но только ли Турции? 18:39 26.03.2009
"Нурчулар": "Ислам должен быть объявлен государственной религией Турции". Но только ли Турции?
Если и есть на Земле место, где можно встретить представителя любой организации и в особенности запрещенной, имя этому месту Кыргызстан. Таковы уж законы "демократии", приобретенной страной в марте 2005 года, акты, узаконившие коррупцию, беспредел, политическую неразбериху, а также деятельность запрещенных в большинстве стран мира религиозных организаций. Организаций, которые поставили перед собой цель идеологически зомбировать кыргызскую молодежь и широкую общественность. Сегодня, среди разнообразия всевозможных запрещенных организаций, в частности, "Хизб-ут-Тахрир", "Таблиг", "Акрамия", различных христианских сект, в Кыргызстане широкое распространение получила турецкая исламская организация последователей духовного лица и муллы Саида Нурси (1873-1960) или сокращенно по-тюркски "нурчулар". История организации берет свое начало с 1945 года, когда, собственно говоря, Нурси провозгласил в Турции концепцию, которая включает 4 принципа. Один из них гласит: "Турция должна реально стать частью мусульманского мира и резко ограничить всякие контакты с христианским миром". Беда в том, что эта абсурдная теория имеет распространение не только в Турции. С 1969 года, когда во главе движения стал Мухаммад Фатуллах Гюлен, с тех пор активисты движения развернули кипучую деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами. На сегодняшний день, по оценкам независимых экспертов, община располагает капиталом в 50 млрд. долларов. К 80-м годам, в сеть "нурчулар" входили 88 вакфов, 200 частных лицеев (школ), более 500 компаний и фирм. Но звездный час "нурчулар", наступил после распада СССР. За короткое время они укрепились практически во всех Центрально-азиатских республиках (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан), а также в тюркоязычных регионах России. И если на территории постсоветских республик Центральной Азии, в частности, в Туркменистане и Узбекистане, ведется работа по предупреждению вредного влияния идеологии движения на массы, то в Кыргызстане идеологическая машина "нурчулар" работает на полную мощь, с каждым днем набирая обороты. Турецкая мечеть "Эрдем", функционирующая в городе Ош, превратилась в опорный пункт этой организации. Финансировала постройку мечети турецкая религиозная организация "Туркия Диенат Вакф". Основателем мечети является гражданин Турции Эрдем Жамий, по совместительству работающий еще и преподавателем теологического факультета Ошского университета. Внимание, которое "нурчулар" уделяют учебным заведениям, вполне объяснимо: они работают на перспективу. Именно поэтому они внедряются в образовательные учреждения, обращают особое внимание на проповеди среди школьников, студентов и преподавателей. Под их влияние успел попасть и служащие бухгалтерии университета под руководством главного бухгалтера Мути Обдунова. И теперь совсем непонятно, по каким законам, религиозным или арифметическим будет начисляться заработная плата персоналу этого вуза. Кроме того, "нурчулар" стараются объединить своих сторонников в лицеях, в т.н. "ишыг еви" ("дом света") или "юрды" ("очаг", "жилище"). В этих "юрдах" проходят занятия по основам религии. Отличившихся постепенно повышают, вплоть до звания "агабей", которые занимаются привлечением в эти "юрды" других кыргызских ребят. При этом "нурчулар" не теряют связей с теми, кто однажды попал к ним. Они решают буквально все проблемы своих воспитанников – от образования до трудоустройства и жилья. Так, в городе Ош функционирует кыргызско-турецкий лицей "Сема", директором которого является гражданин Турции Хикмет Джан-оглы. В данной "юрде" создана настоящая казарменная система, которую еще именуют как "нур казармасы" ("казармы света"). С другой стороны, "нурчулар" уделяют большое внимание распространению своих взглядов, через СМИ, сети магазинов по продаже канцелярских товаров и книг. К примеру, в столице Кыргызстана издается турецкая газета "Заман", которая финансируется самим же Мухаммедом Гюленом. Приведенные примеры наглядно демонстрируют, сколь свободно и открыто действуют в республике турецкие эмиссары. Не нужно иметь семь пядей на лбу, чтобы предугадать пагубные последствия такой идеологической диверсии в ближайшем будущем для Кыргызстана. Методы работы "нурчулар" не уступают тем, которые применяют эмиссары из "Хизб-ут-Тахрир", "Таблиг", "Акрамия" и других. Возникает резонный вопрос: Куда же смотрят кыргызское руководство и заседатели-депутаты? Не целесообразнее ли выкраивать время и на решение серьезнейших внутренних проблем. Сейчас самое время задуматься о будущем общества и страны, вносить какие-то изменения в законы и принимать решение по ограничению свободной деятельности всяких там неофициальных религиозных организаций. В противном случае, грядет тот день, когда нетрадиционный ислам будет объявлен государственной религией Кыргызстана.
Шадыкан ИМАНГАЗИЕВ
imangaziev@inbox.ru
|