И.Асадуллаев: Лидер как индивидуальный автор коллективного творчества 00:23 26.04.2009
Совсем недавно были опубликованы откровения известного историка Бориса Анатольевича Литвинского по поводу Бабаджана Гафурова и его книги "Таджики". Борис Литвинский сообщал в Интернете о том, что им и его женой была написана эта книга. Начало написанию книги положил крупнейший востоковед Таджикистана Абдугани Мирзоев. Собственно об этом знают все. На наш взгляд ничего страшного не произошло. Более того, это требует, наконец, прояснения вопроса об авторстве книг лидеров различных стран и на Западе и на Востоке. В окружении лидеров этих стран есть подхалимы, которые пытаются создать общественное мнение, что лидер страны исключительно индивидуально пишет свои политические и научные произведения и никто к ним не причастен. Эти лизоблюды на самом деле подставляют своих лидеров, создавая ложную ситуацию, вызывающую ироническую усмешку у людей, которые не знают и не понимают действительного положения вещей. Дело в том, что лидер страны или какого-либо направления государственной жизни часто физически не может полностью взять на себя написание полного текста. У него для этого нет времени. Но значит ли это, что он не автор данной книги или статьи? Так думать совершенно глупо и неправильно. Если иметь в виду книгу Бабаджана Гафурова "Таджики", то Борису Литвинскому надо было прямо сказать, что и Литвинский и его жена Елена Абрамовна Давидович просто не написали бы эту книгу, если бы не было политической воли Б.Гафурова. Нужны были политический вес Б.Гафурова, его патриотизм и бесстрашие, чтобы возникла идея написания такой книги в условиях многолетнего господства политического пантюркизма в годы советской власти. Впервые вслед за Садриддином Айни, Нусратулло Махсумовым, Шириншо Шотемуром и другими лидер-таджик выступил в 50-е - 70-е годы прошлого столетия именно таджиком, а не проводником политики чужого знамени. Некоторые видные горе-таджики и в эти годы были знаменосцами чужого флага. Только политическая воля создания, а значит отечественное и международное значение книги принадлежали Б.Гафурову. Политическая концепция книги принадлежит С.Айни и всем тем, кто создавал Таджикскую Республику и ее духовность в ХХ веке. Да, когда Б.Гафуров контролировал ситуацию в науке и поднял из научного небытия Б.Литвинского, одарив его своей материальной, духовной и государственно-политической поддержкой, он мог и не читать толком свою книгу, полностью доверившись ученым. Значит ли это, что авторство книги принадлежит Б.Литвинскому и его жене? Разумеется, нет. На деле мы имеем дело с общей ситуацией в политике науки, когда лидер является индивидуальным автором коллективного творчества. При этом следует сказать, что достоинством лидера страны является умение выбирать людей, на которых можно положиться в столь важном ответственном деле. Интуиция, природная мудрость Б.Гафурова дали ему возможность опереться на таких без сомнения талантливых людей, как Абдугани Мирзоев, Борис Литвинский и Елена Давидович. В некоторых странах бывает так, что иногда этой мудрости лидеров противодействуют чиновники и подхалимы, и подставляют их. Как же это происходит? Очень просто. В политическом творчестве лидера страны эти высшие чиновники в основном не проводят кадровую политику в опоре на талантливых людей. То есть опираются, главным образом, не на талантливых людей, а на серость, которая в основном принимает участие в научно-политическом творчестве лидера, а потом все хором только хвалят произведение, статью или доклад. При этом окружают лидера информационной стеной, чтобы он не знал действительного положения вещей. В нашей стране многое по-другому. Например, идея празднования 1100-летия цивилизации и государства Саманидов могла принадлежать ученым и политикам, но основным автором является лидер Таджикистана Эмомали Рахмон. Потому что в чрезвычайно тяжелых условиях международного противодействия новому национальному становлению таджиков именно политическая воля Президента РТ способствовала национальному подъему в Таджикистане в связи с возрождением исторической памяти об эпохе Саманидов. Поэтому, когда речь идет о творчестве лидеров разных стран, то надо знать, что лидер часто является индивидуальным автором коллективного творчества. И большая удача, когда чиновники-блюдолизы не препятствуют подлинному творчеству, которое влияет на положение дел в стране.
Искандар Асадуллаев Заслуженный работник Таджикистана, доктор философских наук, член Международного Общества Гегеля, член Немецкого Гегелевского Списка Hegel-Ger Газета "Фараж" 2009-04-23 Таджикистан
|