Б.Мусаев: Ферганская долина. Призрак этнического насилия возвращается? 16:35 30.04.2009
Ферганская долина: Призрак Этнического Насилия возвращается?
Тревожные вести приходят сегодня из отдельных районов Кыргызстана, согласно которым в стране учащаются конфликты на национальной почве. Это наводит меня на размышления о сугубой опасности, которую представляют такого рода события, не только для Кыргызстана и его граждан, а и для всех сопредельных с ним стран и народов. Ряд экспертов, начиная с З. Бжезинского, утверждают, что Средняя Азия представляет собой котел этнических противоречий и поэтому межэтнические взрывы в регионе вполне возможны. И как сообщала "Немецкая волна" от 27 апреля с.г., главными причинами тому являются борьба за доступ к природным ресурсам и нерешенные вопросы границ.
Мир еще таков, что в нем всегда есть и находятся такие силы, будь то речь идет о государствах или отдельных социальных группах, которые, сохраняя благопристойность, при случае всячески, если не стремятся породить, то скрыто потворствуют межэтническим конфликтам, руководствуясь всецело лишь своими интересами. Для достижения последних, если говорить о политике и политиках, то, судя по реалиям жизни народов в советском и постсоветском пространстве, есть серьезные основания предположить: в недавнем прошлом определенными силами здесь использовались и сейчас могут использоваться все годные и негодные средства. Не перестаю думать об этих драмах, вспоминаю другие истории, произошедшие два десятка лет назад, которые прошли в свое время и через мое сердце. Теперь, чего скрывать, признаюсь: чем больше я пытаюсь осмыслить с позиций современности трагедию Ферганы, леденящие кровь ужасы Узгена, на фоне безвременья, когда живешь, словно в пустоте между событиями – отгремевшими и грядущими, на которую накладываются потенциалы негативных акций политиков в отношении друг друга, то появляется предчувствие, что впереди нас ожидает, в лучшем случае, неизвестность, в худшем – грядет большая беда. Более того, гложет сознание одна мысль: что будет со всеми нашими государствами региона в ближайшем будущем, не исчезнут ли они как понятия географические, политические?
20 лет спустя снова пестрят заголовки газет и страницы сайт – интернетов о горячем юге Кыргызстана, о массовых драках, погромах домов курдов…на фоне застоя в экономике, помноженного на тяжелейшее состояние энергетики, упадка торговли, бедности, нищеты абсолютной массы людей, роста цен. События разворачиваются, словно по сценарию, написанному одним и тем же автором образца 1989 /1990 гг.. Один и тот же почерк действий толпы с высоким накалом страстей, оправданием названных действий, якобы исходящих "угроз" от жертв насилия, которые уже загодя виновны. Говоря обо всем этом, нельзя не отметить, что они выглядят, как повторение однажды случившегося в Фергане в июне 1989 г., за которым последовал Андижан (апрель 1990 г.), а далее произошло то, что произошло в Ошской области (июнь 1990 г).
Информация для размышления 1. Согласно официальной хроники в первые дни июня 1989 года Ферганская область была охвачена беспорядками, в ходе которых на почве межнациональных конфликтов между узбеками и турками – месхетинцами погибло более 100 человек. Специалисты из Института этнографии АН СССР констатировали тогда, что трудно сказать, какие организационные структуры стоят за событиями. Этнографы подчеркнули, что их данные определенно указывают на то, что турки были в наименьшей степени заинтересованная сторона в конфликте (см. "Московские Новости". №25, 18 июня 1989). Как писал там же в статье "Трагедия Ферганы" писатель Тимур Пулатов: "Я, признаться, был обескуражен, когда после объявления на Съезде народных депутатов СССР о трагических событиях в Фергане ни один народный избранник из Средней Азии, где расселены турки из Месхетии, не встал и не потребовал создать комиссию Верховного Совета не только для всестороннего расследования причин самого конфликта, но и для поисков путей к его справедливому разрешению". После событий в Фергане Народное движение "Бирлик" создало свою комиссию для расследования случившегося. Руководителем ее стал член Президиума названного движения Дамин Нарзикулов, научный работник Института ядерной физики АН УЗ. ССР, кандидат физико – математических наук.. Эта комиссия продолжала свою работу и по расследованию Ошских событий, в частности, провела акцию совместно с узгенским неформальным движением "Хакикат" ("Правда"), создав палаточный городок у гостиницы "Россия". Здесь она (комиссия) своими действенными выступлениями, организацией митингов на протяжении нескольких месяцев (сентябрь 1990/ январь 1991) пыталась привлечь внимание общественности страны к событиям, произошедшим в Ошской области, когда в г. Узгене по официальным данным за 5-6 июня 1990 г. убито 157 человек ( по свидетельствам очевидцев и уцелевших жителей Узгена было убито более 1 тыс. чел. ), пропало без вести 473 ч.. Без крова остались 5 тысяч человек. В данной связи обращает на себя внимание следующий факт. В фильме режиссера А. Махмудова "У стен Кремля" звучит голос одного санитара, работавшего в г.Узгене, который сообщает, что одних только мертвых тел детей было обнаружено более 100. Но вернемся к вопросу о комиссию. В нее вошли народные депутаты СССР учитель из Андижана Пулат Ахунов, военный журналист Владимир Золотухин. Принимали активное участие в работе комиссии такие ее члены, как Семен Багдасаров, офицер вооруженный сил СССР, подполковник, специалист по межнациональным отношениям при Туркестанском военном округе (Туркво), журналист Анвар Усманов, поэт Едгор Обид, адвокат МиралимОдылов, кинорежиссер Абдулализ Махмудов.
Я открываю свои старые дневниковые рабочие записи, относящиеся к началу 90 –х гг., на полях которых встречаются более поздние мои замечания. Здесь читаю и совсем недавние суждения, рожденные от сопоставления вчерашнего (1989 /1990гг. ) и нынешнего дня. Воспроизвожу несколько страниц из этих записей.
Декабрь 1990 г. Уже несколько дней хожу под впечатлением от виденного документального фильма снятого Абдулазизом Махмудовым, кинорежиссером, членом Политсовета и Президиума народного движения "Бирлик". Это фильм "У стен Кремля". Он показал мне лишь две части названного фильма, которые сняты в первые же дни после резни, устроенной 4- 6 июня 1990 г бандитами в г. Узгене (Ошская область, Кыргызская ССР) в результате которых были убиты сотни невинных мирных жителей, сожжены и разграблены их дома. Между прочим, старинный город Ош (здесь не одно тысячилетие жили тюркские народы) был любимым местом отдыха бесподобного Бабура. Он посвятил Ошу следующие строки: "Он стоит к югу –востоку (более – к востоку) от Андиджана,..воздух там прекрасный, проточной воды много; очень хороша бывает весна. О достоинствах Оша дошло много преданий. К юго-востоку от крепости стоит красивая гора, называемая Бараку – кух. На вершине этой горы Султан-Махмуд хан построил худжру. Ниже ее, на выступе, я тоже построил в девятьсот втором году худжру с айваном. Хотя его худжра стоит несколько выше моей, но моя расположена много лучше: весь город и предместья под нею" (см. "Бабур –намэ" Т. 1958, с 12). Небезинтересный факт, что этот исторический памятник как истинное воплощение любви народа к своим предкам и к своей истории, почитания Бабура, как символической фигуры среди тюрков и связующее звено духовного родства тюркских народов, простоял почти 500 лет, пока его не разрушили в 1964 году варвары, то бишь местные руководители советского Кыргызстана. Извини, мой читатель, за отклонение от темы. Итак, вернемся к фильму об Ошских событиях, где, кстати, спустя три десятилетия, выступили другие поколения варваров. Он (фильм) длился примерно 1,5 часа. Кадры, демонстрирующие картину страшной беды невозможно описать словами. Так они ужасны, эти обезображенные трупы младенцев, детей и подростков, юношей, девушек, взрослых мужчин и женщин, причитания уцелевших – родителей жертв, братьев, сестер, дочерей, сыновей. Плохо спал несколько ночей. Дни и ночи проходят, а не могу обрести душевное равновесие, особенно трудно, когда остаешься один. Перед моими глазами глаза живых, их лица, слова, слова, слова и слезы, причитания. Встречаются и лица людей, в которых читается полная опустошенность и будто им уже ничего не нужно. Не забыть мне все это теперь уже никогда. Вот кадры с места происшествий (г. Узген. 1990 г. Первые дни после 5-6 июня). Живые и мертвые. 1 –й. Перед камерой женщина средних лет. Она рассказывает, что у нее на глазах живьем сжигали людей, облив их бензином. 2-й.Старик показывает фотографии своих родных, точнее сказать, останки 6 –х искалеченных тел. 3 -й. Другая женщина преклонных лет, совершенно седая с морщинистым лицом, мокрым от слез, причитает и показывает фотографии 4 –х убитых сыновей. 4-й Авторский голос перед многочисленными большими и маленькими могильными холмами и демонстрация фотографий тех, кто здесь похоронен. Среди них и дети, младенцы. Это страшные картины голых истерзанных тел. Встречаются и трупы с выжженным на них клеймом "сарт", вырезаны отдельные части туловища, лица, ног, рук. 5 й. Рассказывает очевидец - женщина и за ней подтверждают ее свидетельство, что она нашла двух повешенных мальчиков 5 – 6 лет. Уже упоминаемый выше (см.информация для размышления 1. ) санитар опровергает официальные данные об общей численности, достигшей якобы к 6 июня 109 чел. Он говорит, что только численность найденных трупов детей превышает цифру 100. 6- й. На экране крупным планом лицо заместителя командующего Туркво, генерал – лейтенанта Георгия Кондратьева. На заданный ему вопрос интервьюера (автора фильма): каково ваше мнение относительно произошедшего, он отвечает, что это была тщательно спланированная и подготовленная заранее акция, что более 90 % жалоб исходят от узбекских семей, 2 – 3 % заявлений поступают от киргизов. 7 й. Кто – то рассказывает, что на 41 км. Алайского тракта были жестоко избиты толпой погромщиков 8 трактористов – узбеков. Пока на время отлучились эти бандиты, их спас рядовой милиционер по национальности киргиз, спрятав в стоге сена. Вернувшись и не найдя избитых трактористов, толпа в ярости набрасывается на милиционера и вешает его. Эту картину наблюдали эти самые трактористы, находившиеся в стогу. 8 – й. Передают очевидцы. В поселке "Мирза –ака" командовал погромщиками – киргизами председатель сельсовета., а в центре г. Узгена верховодили толпами 1 -й секретарь райкома партии Асанов и секретарь по идеологии Боронбаева ( впоследствии они не только понесли никакого наказания, а пошли на повышение, в частности, первый секретарь стал членом бюро Ошского обкома партии). Примечателен и тот факт, что спустя некоторое время после Ошских событий заметно поднялись по лестнице служебной деятельности и другие кыргизские партийные функционеры. Например, первый секретарь Ошского обкома партии Сидиков стал членом бюро ЦП Компартии Кыргизстана, а первый секретарь ЦК Компартии Кыргизстана Масалиев был назначен членом Политбюро ЦК КПССС. 9 й. Запоминающееся лицо старика – узбека, который считает, что в резне, в сотворенных зверствах, грабежах участвовал вовсе не киргизский народ, а отщепенцы, преступники… А чем же занимались республиканские СМИ? Показательно, что в официальной местной прессе, включая и соседний Узбекистан наблюдалась, скажем так, своеобразная реакция на трагические события. В частности, "Андижанская правда" (партийное издание Андижанского обкома партии КП Узбекистана) писала об истории вышеупомянутых 8 трактористов – узбеков, которых спас ценой своей жизни рядовой милиционер киргиз, что якобы они являются клеветниками, стремящимися опозорить наш братский киргизский народ и что де они сами друг друга избили.
Мне становится известно со слов автора фильма, а ему рассказывал независимый московский эксперт Калиниченко, что их погромщиков или членов боевых дружин было несколько тысяч. Они врывались верхом на лошадях с пиками наперевес и вооруженные огнестрельным оружием в г. Узген и другие близлежащие поселения. Палили дома, людей били, резали, кололи, пытали, жгли, стреляли. Убивали безжалостно всякого, кто попадется под руку, не разбирая, кто старик, женщина или ребенок. Убитых привязывали к хвостам лошадей и, волоча тела по земле, скакали дальше. Как они, уцелевшие, потерявшие родных и близких, будут жить и какие чувства испытывать, встречаясь лицом к лицу с соседями – земляками киргизской национальности? Если был у них ранее страх, то во что он может вылиться в соответствующих изменившихся обстоятельствах? Не хотел бы думать, что всегда страх – отец нетерпимости и ненависти. Ведь, это фактически путь, ведущий к дурной бесконечности повторения возмездия, мести. Чтобы не наступать снова на те же самые грабли, наверное, есть резон напомнить вышесказанное мной в качестве предостережения суждение о существовании в разные времена определенных сил, которые преследуют свои цели в достижении своих интересов всеми годными и негодными средствами. Так, кстати, Александр Яковлев писал: "..испугавшись "отеппели" 1956 г. руководство страны вернулось к репрессиям. Карательные органы воспряли духом…. В некоторых случаях они сами провоцировали волнения и конфликтные ситуации…"..И далее Яковлев делает признание, что некоторые волнения и конфликтные ситуации, начиная от расстрела рабочих в Новочеркасске, до кровавых событий в Алмате, Сумгаити, Фергане и являются продуктом деятельности КГБ (см. об этом А. Яковлев. Сумерки. М., 2005, с. 537).
Информация для размышления 2. За четыре месяца до начала трагических событий в Ошской области (Узген) 5 человек – членов Народного движения "Бирлик" предупредили власти Узбекистана о возможной катастрофе. Реакция властей была незамедлительной, которая проявилась в том, что эти люди были арестованы. Пулат Ахунов, народный депутат СССР буквально за несколько дней до начала событий писал И. Каримову, Р. Нишанову о готовящейся провокации. И тоже никакой адекватной реакции, хотя уже заранее в одночасье покинули город все семьи киргизов, составлявших 13 % населения Узгена. Таким же образом поступил имам –хатиб Узгенской мечети Сайдулло кори, который за 3 дня до начала этих событий вывез всех членов своей семьи. Повидимому, он был извещен о проектируемой резне. В данных, допустим предельно критических обстоятельствах своей жизни, этот, так называемый, духовный отец местных мусульман, сохранив жизнь себе и своим близким, тем не менее, проявил преступное малодушие и подлость по отношению к своим соотечественникам, не предприняв никаких действий, ставящих целью их спасение, даже не предупредив своих соотечественников о надвигающейся беде.
Вернемся к фильму. Запомнился эпизод с выступлением упомянутого уже нами работника Туркво, подполковника Семена Багдасарова 12 сентября 1990 г.на встрече с представителями молодежного комитета Верховного Совета СССР. В частности, он утверждал там, что налицо умалчивание, сокрытие фактов массовых убийств узбекского населения Ошской области, никто из руководства партийных и советских органов всех уровней не желает огласки. Это проявляется в откровенном стремлении власти не давать политической оценки происшедшим событиям в Ошской области. И последнее, как я помню, что не могло не задеть меня при просмотре "У стен Кремля", так это солидная фигура Олжаса Сулейменова. Он проходит мимо целого ряда узгенцев, у которых на руках плакаты с требованиями остановить геноцид, с обращениями к народным депутатам вынести на повестку сессии Верховного Совета вопросы, касающиеся Ошских событий и много фотографий с лицами жертв. Его лицо непроницаемо. Он уходит быстро, не желая отвечать на вопросы автора фильма, который пытается выудить у него слова, выражающие отношение поэта к событиям в Оше. Так почему же так вели себя народные депутаты? Где искать ответ на лобовой вопрос: по какой причине сентябрьская сессия Верховного Совета СССР решила не включать в повестку дня события в Ошской области? Предупреждая обвинения в том, что я привел по событиям в г. Узгене "упорядоченную" негативную информацию криминального содержания в межэтнических конфликтах, точнее, насилия одних этнических групп над другими как проявлений этнотипического, то есть характерного для конкретной этнической общности, хочу подчеркнуть следующее. Речь идет совсем не о том, что я задался целью превратить единичное во всеобщее, инкриминировать целому народу нетерпимость, агрессивность, вандализм и крайнюю степень жестокости. Вместе с тем, я не знаю, что и сказать однозначно и четко: почему так произошло и чего можно ожидать сегодня? С одной стороны, не отрицая общеизвестной значимости кризисной ситуации в социально – экономической сфере как дестабилизирующего фактора межнациональных отношений, нельзя, наверное, всецело не признавать вины людей, позволивших в своих действиях взять верх иррациональным началам и совершить насилие в отношении "не своих" в этническом и социальном смысле. Ведь подобное проявилось годом ранее в Ферганской области, но не в такой степени жестокости и масштабе, где объектом этнического насилия были турки-месхетинцы. Да, безусловно, верно, что многие причины конфликтов кроются в экономике и социальной сфере жизни общества, но, думается, не станет откровением и утверждение, что истинными детерминантами, порождающими взрывы этнического насилия с присущими им нередко примерами невероятной жестокости представителями одной этнической группы в отношении к другой, могут быть выступать и природа политической системы, тип режима власти, политика, которую они проводят, характеристики состояния культуры общества, включая, политическую культуру его граждан. Наш взгляд, также правомерно озадачиваться: есть ли истоки существования феноменов насилия, синдрома "репрессивного мышления", проявлений "инстинктов бесчеловечности" в поведении этнических групп не только в биологических основаниях человека, но и в истории? В контексте изложенного и приведенных голых фактов, касающихся событий в г Узгене, осмелюсь высказать суждение, что было бы неосмотрительно находиться в плену грез и скверных иллюзий относительно природы человека, литературных изысков о гуманистических составляющих менталитета всякого народа, будь он кыргизским, узбекским. В действительности, одно дело теория, когда пишут, например, что Манас оставил нам: уроки единства и сплоченности, межнационального согласия, дружбы и сотрудничества; главную заповедь - человечность и человеколюбие. Совсем другое, суровые социальные реалии, когда, в частности, события в Ферганской долине в июне 1990г. показывают воочию, что человек не ангел и в стремлении удовлетворить свои естественные ("тварные") или не самые возвышенные потребности он следует не столько законам разума, а иррациональным импульсам. Давайте же зададимся вопросом: все ли делается, чтобы не повторилось случившееся, если не забывать не только названные события, а мировую политическую практику XX века, которая продемонстрировала, как запечатленное в коллективной памяти неизжитое негативное прошлое и ее превращенные формы в виде различных синдромов, фобий, предрассудков, предубеждений, отрицательных стереотипов в соответствующих условиях могут обернуться вулканом, низвергающим все притаившееся до времени (см об этом В.В.Налимов В поисках иных смыслов. – М, 1999, с. 230).
P.S.
Написал все это и продолжаю размышлять, задаваясь снова и снова вопросами: почему так произошло и что происходит сегодня и что будет завтра? Перечитываю свой дневник, где записи моих впечатлений от фильма "У стен Кремля", посвященные событиям июня 1990г. Сколько лет прошло, а перед глазами живые и мертвые. Большая страшная беда. Страх, ненависть, отчаяние, безутешность, опустошенность в выражениях лиц. Слышу слова обращения, мольбы, помощи, требования справедливости…. Сознание мое среди потока ряда ключевых слов фиксирует: "акция была тщательно спланирована и проводилась организованно ….."; "никто из партийного и советского руководства страны не желает огласки. Это проявляется в откровенном стремлении власти не давать политической оценки".
Почему произошло тогда то, что произошло? Что происходит сегодня? Если оперировать реалиями: перед порогом нашего дома маячит новая большая беда.
Бахадыр Мусаев, социолог. Ташкент. 28 – 29 апреля 2009 г.
|