М.Исманов: Пиала с трещиной. Сегодняшний Кыргызстан часто называют оплотом демократии в Центральной Азии... 00:44 03.05.2009
Пиала с трещиной
Для человека воспитанного в традициях интернационализма и дружбы народов, даже если многие из них оказались мифами, читать сообщения о межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР всегда больно и тяжело. Но, стремительно рвущаяся вперед жизнь вносит коррективы не только в вопросы повседневного бытия, а затрагивает и те темные глубины самосознания, которые до сих пор были надежно скрыты за морально-нравственными табу. Конечно, мы всегда знали, что каждый из народов чем-то отличается друг от друга. Все это было, но когда дело касалось решения глобальных задач, будь то война или грандиозная стройка, то все как один, не спрашивая о национальности соседа стоящего в строю, брались за ее решение, чтобы потом всем вместе разделить радость победы.
Сегодняшний Кыргызстан часто называют оплотом демократии в Центральной Азии, а президент Курманбек Бакиев не жалеет красивых слов, говоря о толерантности кыргызского народа: "Все народности и национальности страны имеют разную историю и традиции, и это культурное многообразие есть наше сокровище и ресурс развития", заявил он на состоявшемся недавно VI Курултае Ассамблеи народов Кыргызстана. Однако существующие реалии вносят немалую ложку дегтя в нарисованную президентом бочку меда. В городе Ош на стенах появились надписи оскорбительного содержания: "Сартам не место!". Как утверждают местные жители, надписи эти появились уже давно, однако, никто из представителей правоохранительных органов, местной и областной государственных администраций никак не реагируют на них. Недавно жители села Кызыл-Байрак Сузакского района Джалал-Абадской области обнаружили на стенах своих домов нецензурные надписи националистического характера, оскорбляющие национальные чувства этнических узбеков. Не остался в стороне и дом имама местной мечети, что в очередной раз подтверждает тезис о преобладании политики над верой в современном мире. Этот "манифест" национализма хорошо виден всем водителям с проходящей рядом автотрассы, но, похоже, что желающих выступить с отпором шовинистическим вылазкам, среди них нет.
Кстати, "сартами", в стародавние времена в Центральной Азии называли оседлых земледельцев, не зависимо от национальности, противопоставляя их привязанность к земле и зависимость от нее, свободе кочевника. Сегодня, когда большинство кыргызов занято в земледелии, имеет добротные надолго отстроенные дома и кочует лишь на воскресные пикники до ближайшей лужайки, такой лозунг звучит несколько безграмотно. Впрочем, незнание истории никого не вводит в заблуждение – это "послание" адресовано непосредственно этническим узбекам, которым, по мнению его авторов, нет места на кыргызской земле. Во времена Кокандского ханства в Ошской области, являвшейся его частью, узбеки составляли, чуть ли не преобладающую долю населения. Сегодня около миллиона этнических узбеков волею судеб, оказавшиеся за пределами новых границ своей исторической родины, вносят достойный вклад в экономическое, политическое и культурное развитие Кыргызстана. Однако некоторые события последнего времени и особенно, чисто демагогическая и декларативная реакция на них властей Кыргызстана, настораживает. Всем известно, что при анализе всех аспектов проблематики межэтнических взаимоотношений необходимо учитывать не только отдельные случаи проявления конфликтов, но и общий контекст и приоритеты развития страны, ее международное положение, развитие отношений между этносами в предшествующий период, административно-территориальные изменения, особенности системы управления разными регионами в зависимости от преобладания там тех или иных народностей и роли национальных меньшинств и др. Следует учесть, что процессы демократизации и суверенизации в Кыргызстане так же, как и в других государствах бывшего Союза, происходили в национальной форме.
Наиболее ярко они проявлялись в развитии национальных движений, программные цели и содержание идеологических платформ которых были далеко неоднозначно восприняты в многонациональном кыргызском обществе, ибо позитивные и прогрессивные идеи национального возрождения кыргызского народа, актуализация его национальной культуры и языка оказывали сильное психологическое воздействие на представителей других народов, проживающих на территории республики, порождая у них чувство дискомфорта и даже национальной ущемленности. И, в конечном счете, способствовали возникновению и эскалации межэтнической напряженности. Пока экономическое положение государства и, следовательно, уровень жизни его граждан находились в пределах допустимого, то и проблемы межэтнических конфликтов переживали латентную фазу, так как поиск компромиссов не был затруднен излишней остротой конкуренции. Сегодня конкуренция превратилась в борьбу за выживание, и на свет вновь был извлечен многократно опробованный жупел ксенофобии. Сами по себе надписи на стенах можно отнести просто к бытовому хулиганству или даже проявлению современного искусства – граффити. Но эта позиция, которую, к сожалению, разделяют и официальные власти республики, глубоко порочна и может привести к резкому всплеску национализма и межэтническим конфликтам, повод для которых в условиях экономического кризиса и повального обнищания населения всегда найдется. Как сообщает пресс-служба президента, в своем выступлении на Курултае глава государства сделал акцент на том, что межэтнические конфликты очень опасны для целостности страны. Президент отметил, что на самом деле они имеют не культурные, а экономические и социальные причины. И устранение этих причин - основа политики единства общества. Золотые слова! Только если соотнести их с тем, что повсеместно происходит на просторах нашей страны, результат будет крайне неутешительный. Нет у национальных меньшинств возможности реализовать свой культурный и духовный потенциал, из экономической сферы представители любой не титульной нации выдавливаются, причем зачастую при откровенной поддержке властей, да и о каком социальном равенстве может идти речь, если подозрительность и недоверие стали визитной карточкой власти в отношении национальных меньшинств. И если представители русскоязычного населения, в случае форс-мажорных обстоятельств, могут воспользоваться Программой поддержки переселения соотечественников, то, что же делать узбекам, дунганам, уйгурам и таджикам, которые, по мнению националистов и не препятствующих им властей, тоже не вписываются в образ светлого будущего Кыргызстана? Прав был древний мудрец сказавший, что "разбитой пиалой воды не принести…" Вот и властям Кыргызстана пора проанализировать собственные действия, перейти от невнятных слов к практическим делам, объединить все здоровые силы общества, дать заслуженную оценку и достойный отпор деструктивным националистическим элементам, жестоко карая все проявления национальной нетерпимости и устраняя саму почву для ее появления и развития!
Мамарасул Исманов mamarasul1969@mail.ru
|