"Курьер Таджикистана": Кто защитит таджикскую женщину? 17:38 07.05.2009
КТО ЗАЩИТИТ ТАДЖИКСКУЮ ЖЕНЩИНУ?
Развод, тяжелый момент в жизни, когда рушится семья. Но самое страшное - разведенная женщина, одна с детьми, оказывается в трудном положении, без поддержки и денег, без семейного очага, не знает что делать.
Статистика, вещь упрямая, она свидетельствует о том, что при разводе, имущественных споров и проблем больше у женщин без достаточных правовых знаний, нежели чем у образованных. Поэтому многим таджикским женщинам, не имеющих официального брака, после развода по мусульманским канонам, бывает трудно заявить в суде и защитить свои имущественные права, - говорит София Касымова, директор ОО "Центр гендерного образования", реализующий при содействии Посольства США в РТ проект "От равенства юридического к равенству фактическому". Много ли мы знаем счастливых женщин, имеющих собственные дома, земельные участки? Ведь в основном все это имущество оформлено на имя мужа. А что делать женщины, после развода по -шариату? Как жить дальше? Известные аналитики и журналисты поднимают проблемы распада семей, многоженства, незарегистрированных браков "аль-никох", поломанных судеб, реальные истории из жизни женщин. - Эти проблемы вызывают серьезную озабоченность Комитета по делам женщин и семьи при Правительстве РТ, Кризисного Центра "Бовари", а также женских правозащитных организаций Душанбе, Курган-Тюбе, Бохтарского, Вахшского, Варзобского, Вахдатского, Рудакинского районов. Уже давно назрела необходимость объединить усилия для защиты имущественных прав женщин и ее детей, - подчеркнула Касымова. Имущественные права человека вытекают из права на собственность, как одной из основополагающих прав человека.Мы предлагаем конкретные пути решения проблем, посредством формирования легальных, доступных и устойчивых механизмов,- говорит С.Касымова. - проект восполнит и усилит работу других организаций в реализации прав женщин. В стране созданы информационно-консультационные службы по оказанию бесплатной юридической помощи женщинам в судах по защите законных интересов имущественных прав по брачно-семейным делам при КЦ "Бовари", ОО "ИНИС", г. Душанбе, при Комитетах по делам женщин и семьи в Хукуматах Вахдатского, Варзобского, Рудакинского районов, а также НПО "Хамроз", "Махбуба", "Дилафруз" г. Курган -Тюбе, Бохтарском, Вахшском регионах Хатлонской области, - подчеркнула Касымова. Сегодня, чтобы найти адвоката и оплатить его услуги, требуется достаточно солидная сумма денег. А если денег нет? 35 гражданских дел успешно завершены в пользу обратившихся в правозащитные организации женщин, не имеющих регистрации в органах ЗАГС-а, которым общественные представители оказали реальную поддержку и суд вынес решение в пользу истца и ее детей.. Общественные представители оказывают женщинам совершенно бесплатную юридическую консультацию, сбор и оформление необходимой в суде документов, ксерокопирование, участвуют в суде, защищая имущественные права женщины, ее детей, а также установлении отцовства и взыскании алиментов.
Семейные скандалы Мавджуда Обидова юрист-консультант ОО "ИНИС": К нам обратилась гражданка С. из поселка Худжамбиеи Поен. В дом мужа С.пришла второй невесткой. Им выделили отдельную жилплощадь, вскоре в дом пришла третья невестка. У всех у нас были свои отдельные комнаты, жили мы дружно. Старший сын вместе с женой и детьми вскоре уехал на заработки в Россию. С. работала в больнице медработником, муж Нурулло занимается евроремонтом. У них подрастают дети. 15 лет жили в мире и согласии, но с появлением в доме разведенной дочери свекрови, начались семейные войны. В доме родителей она заявила, что является прямой наследницей после родителей и имеет полное право на жилье, но жить она хотела именно в доме С.. Сестра, разбив свою семью, не давала покоя брату обвиняя Нурулло, в том, что он "занкалон"- подкаблучник и тряпка. Ни уговоры и разборки, ни к чему хорошему не привели. Однажды, когда брат с женой были на работе, сестра, собрав все вещи С., выкинула их прямо на улицу, выгнав из родительского дома родных племянников и не пустила в дом ни С .ни ее детей. Травля и скандалы сделали совместное проживание С. в этом доме невозможным. К скандалу сестра подключила мать и своих родичей, обвиняя С в несуществующих грехах. Все это "вынудило" Нурулло обратиться в суд о разводе. Суд дал срок, надеясь на мировое соглашение, но по истечении срока, под давлением родителей покладистый Нурулло "сдался" и развелся с женой. Родители С отказались приютить родную дочь и внуков - доме жили сыновья со своими семьями, и места не было. Женщина вынуждена поселиться в детском саду, но продолжала работать в больнице. Ни родители, ни муж материально не помогали С. С исковым заявлением "ИНИС", помог С обратится в суд о вселении в дом мужа, где она и ее дети по закону были прописаны, продолжила свой рассказ М.Обидова. На вопрос судьи к ответчику о причине неоказания помощи родным детям и жене, тот молчал и за него отвечали свекровь с дочерью. Лишь средний брат сказал Нурулло: "Брат, это не по шариату. Как ты мог бросить жену и детей на произвол в судьбы. Согласно Шариату вы же еще муж и жена". Но тот упорно молчал. Судья вынес Решение о вселении С. и ее детей в дом мужа, но выйдя из здания суда, Нурулло публично объявил жене "се талок" (ты мне больше не жена). Конечно, после всего случившегося С. больше не имела права оставаться с мужем. "ИНИС" вторично обратился в суд о взыскании алиментов с ответчика на родных детей. Судья вынес повторное Решение о вселении С. и детей в дому Нурулло и взыскании с него алиментов в размере 220 сомони. Мы объяснили С., что она и ее дети, не смотря на случившееся, имеют законное право на жилье и имущество в доме бывшего мужа. Ей была выделена отдельная комната, и она в любое время может прийти и жить там. Зимой, когда холодно, она вместе с детьми живет в этой комнате.
Деятельность общественных представителей проекта "От равенства юридического к равенству фактическому" получила широкий резонанс в таджикском обществе: Имам-хатиб столичной соборной мечети "Казии Абдурашид", известный ученый-богослов государственного исламского университета имени Термизи домулло Саидбек также озабочен участившимися разводами и несправедливостью по отношению к женщинам. "В наши дни разводы в Таджикистане . самая злободневная проблема. Богослов с горечью говорит о том, что нынешние молодые люди легкомысленно относятся к вопросам брака и осуждает их действия Согласно Корану, "не имеет значения, что дом принадлежит бывшему супругу, его бывшая жена и дети имеют полное право на проживание в этом доме. Но нажитое совместное имущество, с условием, если в этом принимала участие бывшая супруга, должно быть разделено по справедливости. Имущество жены, остается ее собственностью". "Они настолько амбициозны, что доходят до абсурда, противоречат мусульманскому праву о браке и уважении к жене, как к личности, как к матери своих детей, которая и без того унижена и экономически зависима в доме супруга Шариат не признает подобные разводы, - подчеркнул домулло. Представители духовенства осуждают практику унижения и оскорбления женщин." "Аллах очень высоко поднимает статус женщины в Исламе. Наши мужчины не знают канонов ислама, поэтому они нарушают шариат", - говорит один из священнослужителей душанбинской мечети, который не захотел представиться." "О, Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе", - звучит в Коране (Сура Талок стих 1)", - процитировал он Коран."Оставлять женщину с пустыми руками противоречит Исламу и канонам Шариата. Это происходит от незнания исламского права", - говорит домулло. Рахмон Ульмасов, политолог: Это действительно важно, когда судья выносит решение в пользу пострадавшей женщины. Однако для этого необходимо повысить де-факто демократизацию всего общества, консолидацию демократических институтов, женских НПО и юридических механизмов гарантирующих равноправие женщин. Крепкая семья . признак благополучия в обществе, правильной социальной политики в государстве. Но когда члены одной семьи живут в разных государствах, муж, где-то вдали от семьи, ради детей и престарелых родителей один или два раза в год приезжает их навестить . это уже не семья. С другой стороны, надо привести к порядку религиозный обряд "никох", который должны совершать религиозные деятели, имеющие богатый жизненный опыт, высшее духовное образование, разрешение, документы ит.д.
Естественно среда развития меняет менталитет. Кто несет ответственность за семью, за детей? . задается вопросом ученый. - Мужчина оставляет семью, минимум 3-4 ребенка, и свободно женится на молодой девушке. Разведенная женщина на основании суда имеет право на алименты, но разве этой суммы хватит на пропитание даже грудного ребенка, не говоря уже о других потребностях детей и женщины? При советской системе можно было как-то прожить на 33% от зарплаты, именно эти проценты составляли сумму алиментов, сегодня невозможно даже узнать реальную зарплату мужа. Бывшие жены с 5-6 детьми, не имеющие официальной регистрации брака, никакого право на имущество мужа не имеют и потому остаются без крова. Не каждая разведенная жена идет на судебное разбирательство. Главная причина развода в том, что многие женщины не знают свои права, на втором месте . отсутствие материальных средств, на третьем . отсутствие детей. Однако никто не говорит об отсутствии чувств, любви, мужских болезнях, которые прогрессируют в последние годы, становясь причиной многих разводов. Семья как социальный институт оказалась надломленной. Распад семьи . большая трагедия. По неофициальным данным 30% мужчин трудовые мигранты из РТ женились на других женщинах по месту своего пребывания на заработках. Некоторые женятся для того, чтобы получить прописку и работу. В РФ немало одиноких женщин, которые хотят иметь ребенка от непьющего мужчины. Многие гастарбайтеры играют такую роль, чтобы положительно повлиять на демографическую ситуацию в РФ. По всей стране надо определить тех, кто имеет право совершать "никох". Для этого разработать единую квалификацию и народ должен знать кто в городе, районе или кишлаке имеет право на совершение обряда бракосочетания по канонам шариата. Объявить об этом в соборных мечетях. При мечетях создать банк данных о совершивших обряд "никох", а также единый банк данных в Совете Муфтиев РТ. При совершении данного обряда в обязательном порядке потребовать у молодоженов письменное согласие обеих сторон и в обязательном порядке согласие первой жены, подтверждение материальных возможностей мужчины, сведений о состоянии его здоровья.
Религиозные деятели должны активно подключиться к тем процессам, которое переживает общество, - считаетР. Ульмасов - каждую недельную пятничную молитву среди прихожан вести пропаганду нормального семейного образа жизни, осуждать разврат, проституцию, двоеженство. Самый лучший способ решения проблем в семьях мигрантов . забирать, если позволяют возможности и условия свои семьи с собой. Главное . сохраниться здоровая семья. И мигранты не привозили на родину разного рода венерические и инфекционные болезни. До регистрации брака, молодые должны пройти обучение у психолога, гинеколога, уролога, сексолога, юриста, с показом видеоматериалов о семейной жизни и пр. Практиковать и пропагандировать как в Индии до сватовства гороскопы. Многовековый опыт показывает, что при совпадении звезд желательно или нет сватать и делать свадьбу. Для выхода из ситуации эксперты предлагают или легализовать многоженство или признать решения шариатского суда государством. В качестве еще одного варианта предлагается . "поголовно обеспечить заключение брачного контракта в ЗАГС-е". Мы будем стремится позитивно изменить жизнь конкретной женщины, ее детей, родственников, способствовать увеличению количества экономически самостоятельных женщин с активной жизненной позицией и приобрести новый опыт по оказанию практической помощи женщинам по проблеме имущественных споров в брачно-семейной сфере. Местные органы власти . джамоаты . обязаны контролировать и регистрировать браки, выдавая свидетельство о браке и потом только обряд "никох" . это их прямая компетенция, - заключила София Касымова. Беседовала М.Одинаева
газета "Курьер Таджикистана"
|