Борис Голендер: Ташкент - жемчужина Востока. Название "Чач" впервые упомянуто в 262 г. н.э. в... (часть 1-я) 18:12 20.06.2009
Ташкент - жемчужина Востока Часть 1
Ташкент – это крупнейший город Центральной Азии более чем двух миллионным с населением. Самая высокая отметка расположенного у подножья высоких гор западного Тянь–Шаня столицы Узбекистана - 511,7 м над уровнем моря, самая низкая же – 381,1 м. Многие холмы под современной городской застройкой – это остатки древних поселений. Главным из них считается холм Минг–урюк–тепе. Археологические раскопки показали, что это останки города под названием Чач, уничтоженного во время арабского завоевания Центральной Азии. Ташкент II в.до.н.э. описан как отдельное владение в составе государства кочевников Кангюй в китайской летописи "История старинного дома Хань". Название "Чач" впервые упомянуто в 262 г. н.э. в сохранившейся победной надписи на Каабе Зароастри в Накш – и – Рустаме (Иран). Уже во второй половине III в.н.э. на территории Ташкентской области обильно чеканилась собственная монета с характерным эфталитским портретом и согдийской надписью "Царь Чача". С этого времени согдийские купцы, которых иногда называют "финикийцами Центральной Азии", приступили к интенсивному освоению Великого Шелкового пути, что очень способствовало развитию международной торговли Востока с Западом. Путь из Согдианы в Китай проходил через владения царей Чача. В 605 году тюркские каганы низложили древнюю ташкентскую династию и посадили в городе своих наместников с титулом "тудун". Самый известный из тудунов Чача – Мохэду (713 – 739г.г.) упорно сопротивлялся набегам мусульман из Хоросана, которые начались в VIII веке. Дважды ( в 715 и 739г.г.) арабы – завоеватели сжигали столицу области Чач, а к 749 г. территория Чачского владения была окончательно присоедена к Аббасидскому халифату. Разрушенный арабами город в районе Мингурюк – тепе уже не возродился, а стал остраиваться в другом месте – на холме между современными площядами Хадра, Эски – Джува и Чорсу. Строительство "мадины аш – Шаш" (по арабски) или "Чач – кента " (по тюркски) началось в 819 г., когда Ташкентская область была пожалована арабскими наместниками Хорасана за добросовестную службу одному из младших братьев в семье местного аристократического рода саман – худатов – Яхье ибн Асаду. Ташкент оставался столичным городом при саманидском правителе Харун Богра. Шахристан (кремль) на холме в нынешнем старом городе в то время стал средоточием основных общественных зданий средневекового Ташкента и казармами для гвардии гулямов. Под стенами шахристана шумел большой рынок Чорсу – он находится там и сегодня. Ташкент на рынках Великого Шелкового пути славился изделиями своих искусных ремесленников – гончаров, оружейников и кожевников, выделывавших особый сорт обработанной кожи – зеленый шагрень. К этой эпохе относится жизнь и деятельность первого из известных мусульманских святых Ташкента Абу Бекра Каффаля аш – Шаши, проповедника шафиитского толка и поэта, известного под прозвищем Хазрет Имам. Считается, что этот выпускник багдадской духовной академии очень способствовал переходу в ислам тюрок – караханидов. В 992–1211г.г. Ташкент стал главным городом большого Шаш – Илакского удела мусульманского государства караханидских илек – ханов, но позиции ислама здесь были еще довольно слабы, так, например, на целых полвека (1137 - 1177) Ташкент захватывали язычники кара – китаи. В 1211 году, когда хорезмшах Аладдин Мухаммад принял решение искоренить династию караханцев, Ташкент был взят его войсками и полностью сожжен. Поэтому в событиях похода Чингизхана на Мавераннахр в 1220 году ташкентцы сначала выступали на стороне монголов. В XIII – XIV роль Ташкента в истории Чагатаева улуса империи монголов, на первый взгляд, кажется не очень значительной. Частые Военные столкновения и переходы суверенной власти над городом из врук вруки мало способствовали его нормальному развитию. Однако интеллектуальная жизнь здесь не снижала своего накала. Интересно, что деятельность почитаемых и сегодня главных ташкентских суфийских святых: Зенги – ота (умер в 1258 г.), Зайнуддина бобо (умер в конце XIII в) и Шейхантаура (умер в 1355 г.) протекало имменно в эту эпоху. Многие выдаюшееся ташкентцы покидали родину ради службы на чужбине. Такая судьба была например, у поэта Бадриддина Чачи (род. в 1285г.), удостоенного при дворе делийских султанов пышного почетного титула "гордость эпохи".
Борис Голендер, краевед Tashkent1947@yandex.ru
|