Е.Махмутулы: Лобызание с демократией. ЕС взялось за "воспитание" Казахстана 06:50 20.07.2009
Лобызание с демократией
Меньше полугода осталось до знакового события – с 1 января 2010 года Казахстан займет пост председателя ОБСЕ. Это знаковое событие не только и не столько для Казахстана, сколько для самой Организации. Ведь, как отмечают сами представители ОБСЕ, Европе есть чему поучиться у Казахстана.
В преддверии столь важного события, ко всему, связанному с Казахстаном, приковано повышенное внимание. Европейское сообщество активно "взялось" за обучение представителей казахстанской дипломатии, отечественного гражданского сектора правильно понимать и воспринимать стандарты, признанные в ОБСЕ, и вести хорошую игру на "европейском поле". Но столь пристальное внимание обуславливается не только стремлением научить постсоветское государство, которое возглавит ОБСЕ, собственным понятиям о демократии, гражданских и политических свободах, но и перенять его многолетний опыт – мирного сосуществования различных культур, традиций и религий. И это, как признают сами представители ОБСА, весьма поучительно для стран Европы, где в последние годы периодически вспыхивают конфликты на религиозной почве.
Видимо именно поэтому европейское сообщество не жалея ни сил, ни средств выказывает своей повышенный интерес к Казахстану. За последние полгода только германский МИД провел для казахстанских дипломатов как минимум 4 обучающих семинаров на тему "Как председательствовать в ОБСЕ". А гостями заседаний Организации в Вене все чаще становятся представители казахстанских правозащитных организаций и СМИ.
Только в течение трех недель в Хофбурге (резиденция ОБСЕ) на промежуточных заседаниях, посвященных одним из самых "болезненных" для Казахстана тем – соблюдению прав человека и свободы слова побывали несколько групп из РК, в числе которых представители ведущих правозащитных НПО и крупнейших казахстанских изданий. В целом, заседания были посвящены Центрально-Азиатскому региону, но основная дискуссия, так или иначе, сводилась к ситуации в стране – будущем председателе.
Интересно, что до принятия окончательного решения о председательстве Казахстана в 2010 году, у стран ОБСЕ было гораздо больше конкретных претензий к республике по соблюдению основополагающих стандартов Организации. Но после итогового голосования, к Казахстану остался лишь минимум "претензий", преимущественно уточняющего характера и по внесению "косметических" поправок в законодательство.
Тем не менее, любое промежуточное совещание ОБСЕ вызывает немалый интерес как внутри Казахстана, так и в самой Организации. Естественным ожиданием таких заседаний являются критические выступления представителей казахстанской оппозиции и международных правозащитных организаций. До недавнего времени ни одно из этих совещаний не обходилось без громких обвинений официального Казахстана в несоблюдении прав человека и нежелании выполнять свои же обещания, данные ОБСЕ в преддверии председательствования. Недавних встреч представители казахстанских властей ожидали с особым трепетом: нельзя было исключать вероятности, что помимо традиционного списка казахстанских оппозиционеров, обосновавшихся при ОБСЕ, в зале может появиться и самая скандальная персона последнего времени – экс-посол Казахстана в Австрии, а ныне осужденный к 20 годам лишения свободы за тяжкие преступления против Родины Рахат Алиев.
Это было бы вполне логично: человек, утверждающий, что осужден исключительно по политическим мотивам, из-за своих твердых убеждений и приверженности демократическим идеалам, активно противодействующий, по его же собственным словам, авторитарному режиму казахстанской власти, просто не может не прийти на подобного рода мероприятия, чтобы своим личным примером еще раз продемонстрировать свободолюбивой Европе все "ужасы казахстанского режима". Тем более, что в своих интервью Рахат Алиев не устает клеймить власть своей Родины, обвиняя ее во всех смертных грехах. Понятны и опасения представителей официального Казахстана: Европа не впервые привечает у себя бывших высокопоставленных чиновников, осужденных в своих странах за коррупцию, и позиционирующих себя за рубежом как противников правящих режимов и ярых борцов за демократию. Примеров немало: в свое время именно так поступал бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин, опальный российский олигарх Борис Березовский, и многие другие. Поэтому появление Рахата Алиева на совещаниях ОБСЕ, посвященных преимущественно ситуации в Казахстане, было бы вполне естественно.
Однако, вопреки всем опасениям и надеждам, ни на одном совещании Алиев так и не появился. А в приватных беседах представители ОБСЕ признавались журналистам, что ни разу за последние годы (после побега Алиева в Австрию) не встречались с этим колоритным персонажем. Более того, ни одного письма, ни одного заявления или жалобы, и даже просьб о встречах со стороны Алиева в ОБСЕ за все это время не поступало. Можно предположить, что в ОБСЕ игнорировали заявления Алиева. Но ярчайшим "обратным" примером может служить супруга экс-главы национальной компании "Казатомпром" Мухтара Джакишева – Жамиля. Она активно защищает своего мужа как внутри страны, так и за рубежом: 9 июля Жамиля Джакишева присутствовала на проходившем в Вене совещании ОБСЕ, посвященном соблюдению прав человека в Казахстане, где детально рассказывала о всех проблемах, с которыми столкнулась сама, пытаясь добиться встреч с мужем, и о сложностях с допуском адвоката к материалам уголовного дела.
Аналогичным образом мог бы (да и должен был) действовать и Рахат Алиев. Правда, конечно, лишь в том случае, если бы полностью был уверен в своей правоте. Но этого так и не произошло. Предполагать, что он просто не желает "выносить сор из избы" и позорить свою родину в глазах международного сообщества, увы, не приходится, поскольку в своих многочисленных интервью русскоговорящим СМИ Алиев вылил на страну не один ушат грязи. И при таких обстоятельствах его нежелание встречаться не только с представителями казахстанских властей, но и с сотрудниками международных организаций, в первую очередь, ОБСЕ, к которой, кстати, он регулярно апеллирует в своих заявлениях, говорит лишь о том, что вся озвучиваемая им критика и тем более – аргументы в собственную защиту и оправдание, не имеют в основе своей никаких реальных фактов, и, по сути, зиждутся лишь на бессильной злобе и жажды прежней власти, долгое время приравнивавшейся им же самим к полной вседозволенности при абсолютной безнаказанности.
Ерасыл Махмутулы
|