С.Абдылдаев: Уроки Дэвида Риккардо. Московская встреча Д.Медведева и Б.Обамы окончательно расставила точки в игре за афганские интересы США 23:07 20.07.2009
Уроки Дэвида Риккардо
СЫРГАК АБДЫЛДАЕВ
Московская встреча Д. Медведева и Б. Обамы окончательно расставила точки в игре за афганские интересы США, в том числе и КG. Ибо существует простая и старая истина, определяющая многогранность и сложность мировой системы политических процессов, которую довольно точно определил один из классиков английской политической школы Дэвид Риккардо: "Геополитика не проходной двор с односторонним движением, а большая торговая площадка по интересам. Любая страна имеет свою цену и обменный курс в торговле между империями. И дилетантам из колониальных племен здесь нет места. Они и есть товар - хороший, живой и дешевый".
Достаточно взглянуть на политическую карту Азии и понять элементарную истину, которая продиктовала правила игры вокруг политики ведущих держав в нашем регионе. В 2001 году единственным открытым коридором беспрепятственного вторжения в Афганистан для США могли стать только РФ и центральноазиатские страны СНГ. Остальные пограничные с Афганистаном страны остаются категорическими противниками военной интервенции, не говоря уже о таких державах как Китай и Иран, для которых США являются главным соперником в мировой политике. А о вторжении через территории исконной российской геополитики и проведении военной операции в Афганистане, естественно, без согласия Москвы не могло быть и речи. Вопреки ожиданиям многих союзников, в том числе Пекина, Москва, тем не менее, дала "добро" боевой атаке на Кабул и содействовала Вашингтону в обустройстве своей авиабазы на кыргызской земле. Итак, Москва делает игру в центральноазиатском направлении с дальним прицелом. И судя по спокойной реакции Китая на появление крупного военного контингента США в приграничном с ним Афганистане в 2001 году, в Пекине, как и в Москве, тоже просчитали вероятные последствия вторжения американцев. Ведь ясно, что пропуская американцев в Афганистан, Москва преследует глубокие и дальние цели, которые по вероятным геополитическими последствиям диаметрально расходятся с центральноазиатскими проектами Вашингтона.
ПАМЯТЬ О ДЕДУШКЕ ХО ШИ МИНЕ И ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДИЕ ОКСВА Российский генералитет, имея за плечами горький опыт 9-летней войны, отлично просчитывая ситуацию внутри и вокруг Афганистана, конечно, дал свое "добро" на американский десант в зоне нерентабельных для РФ потерь.
Истинные мотивы внезапной солидарности Москвы в войне против международного терроризма лежат в математике собственного опыта и фундаментальном понимании военно-политических процессов, происходящих в Афганистане и вокруг него. Самые упрямые итоговые цифры ушедшей войны и сравнительный анализ показывают вероятные перспективы, с которыми американцам придется столкнуться после завершения военной операции в Афганистане.
Каждый год военное командование Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) вынуждено было держать на территории Афганистана войсковую группировку в составе от 80 до 154 тыс. человек, которую поддерживала 60-тысячная армия регулярной афганской армии. Этой группировке противостояли отряды повстанцев, численность которых колебалась в различное время от 20 до 30 тыс. моджахедов. Однако, несмотря на 3-кратное численное и абсолютное военно-техническое превосходство, 40-я армия не смогла обеспечить контроль над всей территорией Афганистана. В ходе всего конфликта большую часть страны контролировали партизаны. Так, к примеру, в 1985 году под их контролем находилось 65% территории Афганистана. Наиболее ощутимые потери советские войска несли на стратегических коммуникациях, на которых партизанские отряды моджахедов проводили наиболее эффективные боевые операции по разгрому и уничтожению советских транспортных колонн.
При этом СССР использовал в Афганистане только 2% своих вооруженных сил, а США во Вьетнаме задействовали 20%. Парадокс был в том, что у СССР был исторический шанс выкрутиться из афганского лабиринта, оставив за спиной лояльное коалиционное правительство, которое могло вывести страну из тупика гражданской войны. Ведь моджахеды, раздираемые противоречиями по национальному, религиозному, классовому, родовому признакам, люто воевали не только с советскими и правительственными войсками, но и друг с другом. Более того, были и полевики, сражавшиеся на стороне "шурави". Несмотря на это, СССР не смог найти политических союзников и после его ухода просоветский режим Наджибуллы смог продержаться всего несколько лет.
ПАРАЛЛЕЛИ ВОЙНЫ
За период советской военной кампании в ДРА 1979-89 гг. потери среди личного состава 40 армии ОКСВА составили 15 тыс. убитыми и пропавшими без вести и свыше 150 тыс. человек раненными. Потери в боевой технике и транспорте составили свыше 6 тыс. единиц. Американские уроки во Вьетнаме не менее показательны. Численность американского экспедиционного корпуса к концу 1965 г. - свыше 185 тыс. чел. За 8 лет войны во Вьетнаме (1965-73 гг.) потери США составили 58 250 чел. убитыми и 303 600 ранеными.
Общий итог военного опыта РФ и США - поражение и уход из Афганистана и Вьетнама. Разница последствий - распад СССР и потеря Россией статуса ведущего геополитического игрока. Для США поражение во Вьетнаме обернулось глубоким политическим кризисом и поражением политики президента Р. Никсона.
Последняя антитеррористическая экспедиция в Ираке для США тоже заканчивается вьетнамским уходом. Американцы покидают Ирак и перебрасывают войска в другие регионы базирования. Часть из иракского контингента США уже перебросили в Кабул. Как заявил президент США Б. Обама, с целью переломить ситуацию Вашингтон произведет удвоение американского контингента почти до 70 тыс. человек (в этом году уже прибыло около 20 тыс. солдат), а также смену стратегии: налаживание мирной жизни, диалог с местным населением, укрепление афганских сил безопасности.
Из приведенных цифр очевиден логичный вывод: СССР, имея 150 тыс. войсковую группировку, не смогло удержаться в Афганистане. Следовательно, вполне очевидно, что 70 тыс. экспедиционный корпус США ожидает участь ОКСВА.
Однако боевая практика ОКСВА оставила в Афганистане тяжелое наследство своим американским наследникам. Кроме того, что экономика практически полностью разрушена, территория этой страны превратилась в азиатский наркокартель, щупальца которого уходят далеко за пределы ЦА. За длинные 9 лет интернациональной кампании и последующие десятилетия гражданской войны в этой стране сформировалось несколько поколений войны. Десятки тысяч молодых людей, которые составили костяк профессиональных вооруженных отрядов различных политических группировок. Для них война против всех превратилась не только в способ выжить, но и стала смыслом жизни. Большинство влиятельных полевых командиров состоялись как региональные политики именно в годы вооруженного конфликта, для которых война превратилась в доходный бизнес, торговлю оружием и наркотиками. И нынешние политлидеры Афганистана просто вынуждены прислушиваться к их мнению и принимать решения с поправками на интересы боевиков.
Но самым тяжелым последствием многолетней гражданской войны стал тот факт, что Афганистан уже раскололся по этническим границам на северный альянс нацменьшинств и южный союз пуштунских племен. Война фактически распилила Афганистан по национальным квартирам и настоящими хозяевами страны сегодня являются многочисленные полевые командиры крупных формирований, для которых мнение известных политических вождей-отцов партизанского сопротивления против советской оккупации на последнем месте. И после поражения перед Северным альянсом движение талибов фактически утратило поддержку масс и перестали выглядеть представителями пуштунского большинства. Следовательно, с точки зрения штабных стратегов Пентагона талибы потеряли вес как военно-политическая сила.
Однако расчеты американцев на быструю войну с разрозненными остатками этого движения оказались на практике крупными просчетами. Битву за "чистые" территории в Афганистане американские рейнджеры ведут уже 8-й год. Операции по уничтожению или вытеснению партизан в горах и на равнинах Афганистана проводились и раньше и не только генералами Пентагона, но и командованием ОКСВА. Итоги таких локальных "зачисток" известны - потери на сотню "цинков", а результатов кот наплакал. Понимание сложившегося тупикового положения Афганистан сегодня находит в политических кругах мира. Не зря сегодня в кулуарах ООН идут активные дебаты о дальнейшей судьбе государственного устройства Афганистана. Но этот вопрос уже лежит за пределами политического интеллекта Кыргызстана.
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТАВКИ МОСКВЫ Пока очевидно другое - включив американцам в зоне затяжного конфликта "зеленый свет", Москва решает сразу несколько взаимосвязанных задач. Первым целевым и наиболее очевидным решением является тот факт, что, вступая в затяжной конфликт, экспедиционный корпус Запада оттягивает талибов от южных рубежей влияния России. Фактически руками Вашингтона Москва на ближайшие годы обеспечивает безопасное продвижение российских интересов в Центральной Азии (ЦА).
Второе - с обоюдного согласия запущен процесс дальнейшего укрепления и расширения российского влияния в азиатских странах СНГ без активного участия США. Условия сделки - лояльность и нейтральность Вашингтона к политике Москвы в ЦА взамен на транзитный российско-азиатский коридор. Третье - еще одним серьезным стратегическим успехом Москвы были уступки Вашингтона в ряде вопросов намечающегося договора по СНВ и переоценки необходимости развертывания ПРО в Восточной Европе с учетом российских предложений.
Четвертое - не менее удачный ход Москвы в том, что вероятный исход реальных последствий в развитии ситуации в Афганистане для российского генералитета очевиден - экспедиционный корпус США ожидает повторение судьбы ОКСВА. Ожидаемые провалы внешней политики США в Афганистане вполне вероятны и отразятся на имидже США в целом. И единственным союзником, который сможет помочь сохранить лицо Вашингтону, конечно, является Россия, которая категорично потребует своей доли в пост-американском Афганистане.
На этом фоне не трудно понять простейший вывод о том, что Бишкеку Москва позволила немного подзаработать на афганской проблеме США. База элементарно переформатирована под российскую схему сотрудничества РФ и США в ЦА, и не более того. И это был отличный ход Москвы - финансами Вашингтона укрепить свои позиции в Бишкеке.
газета "Форум" №11 от 17 июля 2009
|