Б.Мусаев: Туркестан. Возвращение из будущего. Реальность как она есть. Часть 2 08:28 04.08.2009
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ БУДУЩЕГО: РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОНА ЕСТЬ. Часть 2-я.
"О чем нам следовало бы думать? Что делать?" Этими вопросами, которыми я озадачил себя, заканчивался предыдущий фрагмент моего выступления. Быть может, временами грешу скороговоркой и вместо аргументированного позиционирования своих убеждений впадаю в риторику. Вот и это досадное "что делать?" есть не более, чем проявление признаков риторики конца 80-х гг. Впрочем, как говорится, у каждого свои недостатки, у каждого возраста свой жанр. Да, еще известно: каждый сражается со своими (и не только своими) демонами как умеет. К примеру, я совершаю это, оставаясь наедине с собой и, разумеется, работая не "в стол", а сидя за компьютером. Стучу по клавишам, лелея тайную надежду: может из моих слов, что – нибудь да проклюнется со временем. Наверное, в подобном действе я немного преуспел, если получаю много "заслуженных" оплеух, наветов злобных… И все же бывает, когда мне пишут по доброму, разумному. Несколько недель назад получил электронное письмо короткого содержания от незнакомого мне человека. Там было написано следующее.
"Здравствуйте, Бахадыр. Я давно знаю Вас по вашим выступлениям в интернет - сайтах, прежним журнальным публикациям…Не во всем с Вами согласен, но это не столь важно. Главное другое – мы смотрим в одну сторону. Знаю, что Вам должно не просто. Но ощущение того, что Вы идете своим путем оправдывает все жертвы. В эпиграфе своей книги я привел слова Ж.П. Сартра. "В детстве я совершил роковую ошибку: совершенную форму я принял за повседневную норму". Похоже, что эту ошибку совершил и я с Вами. Держитесь. С уважением Р…"
Итак, о чем нам следовало бы думать? Общество наше не обрело адекватного самосознания, чтобы повлиять на изменение своего трагического настоящего, в котором оно пребывает. Об этом настойчиво напоминает факт отсутствия позитивного усвоения истории. На это указывает, и реальность как она есть. Именно по данному поводу я бы хотел сказать несколько слов, которые отражают в силу известных обстоятельств далеко не все то, что мог бы сказать и как я думаю об этом.
1.Мы живем в обществе, которое в своем бытии перешагнуло такие границы, когда у его обитателей атрофируется все, убиты чувства.
1.1.Как я уже писал несколько лет назад: "Здесь каждый живет сам по себе. Не первый год каждый спасается как может. Казалось бы, теперь уже ясно не только ученым, экспертам: общество прозябает и деградирует в условиях стихийного выживания, а власть в лучшем случае никчемная, исчерпавшая свои лимиты самодостаточности, окончательно потерявшая кредит доверия и легитимность. Тем не менее, оно (общество) продолжает мириться с установленными властью порядками, от которых всем плохо. Каждый понимает это и вместе с тем, перед лицом таковых очевидностей желает одного: пусть власть делает что хочет, лишь бы она не трогала конкретно его и самых близких родственников".
2.Наблюдается, что это общество, находящееся под гнетом сформированного порядка, имеет очевидный результат. И в качестве главных его проявлений следовало бы назвать страх и озлобление людей. 2.1. Самое печальное следствие всего этого, что общество неуклонно теряет нравственные начала. Здесь и теперь все покупается и продается, потому что стыд и совесть приказали долго жить, а ложь органично встроена в реальность. У людей подавлено элементарное чувство человеческого достоинства (где уж тут рассуждать о более высоких материях, как - то, национальная гордость, национальное достоинство). Каждый готов пойти на неблаговидный поступок ради того, чтобы его не лишили места работы, зарплаты, скудной подачки. А когда речь идет о возможности получения денег (побочных доходов) не моргнет – обманет партнера, соседа, коллегу. Так что, победит в этой схватке за выживание не тот, кто компетентен, честен, уровень знаний которого был бы конвертируем в нормальном открытом обществе, функционирующем по законам правового государства и рыночной экономики, а тот, кто не обременен совестью и готов совершить подлость, подпевать громче других в хоре ту мелодию и песню тех, кто, собственно, и хороводит этим обществом, творя насилие и ложь. Кстати, это о них, людях власти развитого тоталитарного общества сказал современный философ, как о тех, "кто лучше умеет репрезентировать вымысел" (Славой Жижек). 2.2. Все же, удивительно, что душа народа еще жива, если в обществе нашем родились сегодня новые пословицы и поговорки, отражающие не искаженную картину реальности постсоветского времени. Например, следующие. "Замони угриники булди, Томоша курники булди". ("Времена воров, Зрелище для слепцов"). "Янги хоким –янги девор" ("Новый хоким – новый забор"). "Яхшига кун йук . Золимга улим ук" ("Хорошему нет жизни. Извергу нет смерти"). Читаешь такие строчки и невольно по законам ассоциативного мышления в голову приходит пронзительное из Абдулхамида Чулпана (1897 -1938 гг.).
"Не плачь, родная сторона, коль не настала еще весна. Звезда твоего счастья взойдет в грядущие дни".
2.3.Но неужели сегодня ситуация такова, что она может характеризоваться лишь как процесс ожидания? Порою, мне кажется, что длится он и будет еще тупо длится по дурному бесконечно в нашем мире, лишенном событийности, где все, на мой взгляд, серо, однообразно и люди перестали по настоящему чувствовать, переживать, сопереживать. Все кругом есть одна вертикаль власти, которая всем застит глаза и, сея страх, обесцвечивает мир, лишает его разнообразия. Дальше – больше. Судя по тому, что творит она сегодня, кого она хватает, судит и сажает, видно: все, что все это признаки установившихся порядков, присущих развитому тоталитарному обществу в оболочке феодализма … Народ молчит. Он молчал и после Андижана 2005. Молчит и сегодня, когда… Неужели никогда и никому не пробить эту толстую стену страха, лжи, рабства, глупостей и предрассудков? "Когда же народ этот, потерявший свой путь, изнемогая под тяжестью невзгод и бедности, откроет глаза от сна беспечности и приложит все свои заботы и старания к тому, чтобы снова собрать вместе все, нужное для благоденствия…." Эти слова из знаменитого "Рассказы индийского путешественника. Бухара как она есть" (см. указ соч., СП 1913, с 28). Они написаны Фитратом почти 100 лет назад. Многое ли изменилось в этом отношении за это время, если иметь в виду и надежды незабвенного джадида в отношении народа. Разве не он, как понял я, вопрошал в смятении мыслей и чувств: "…какая же может быть на него надежда и какие хорошие результаты может он дать?".
Бахадыр Мусаев,
Ташкент 1 августа 2009 Продолжение следует.
|