Б.Мусаев: Туркестан. Возвращение из будущего. Народ, который потерял себя. Часть 3-я 00:32 05.08.2009
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ БУДУЩЕГО: НАРОД, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯЛ СЕБЯ. Часть 3-я.
Если продолжать говорить о реальности как она есть, то нельзя обойти и национальную идею, разговоры о которой уже набили оскомину. В действительности же, нам ее не обойти, она должна присутствовать в контексте озаглавленной нами темы, найдет продолжение и далее. Поэтому приходится напомнить, что согласно И. Каримову, за годы независимости Узбекистаном накоплен де опыт государственного и общественного строительства. Иными словами, речь идет о якобы признанной мировой общественностью пресловутой "узбекской модели" исторических преобразований с целью создания государства с великим будущим, оказывающей огромное влияние на умы и сердца наших соотечественников (1). Конечно, не надо вовсе быть критиком действительности, чтобы догадаться в каком нелепом положении находится наше общество. В самом деле, ранее, мы одной ногой стояли в коммунистическом будущем. Теперь же, когда минуло почти два десятка лет, мы все пребываем в будущем, только теперь оно по предложению мнимого реформатора переименовано и названо "великим будущим". И возникают в связи с этим ряд вопросов. Среди них, например, такие: какая фактическая реальность стоит за границей прежнего коммунизма, т.е. посткоммунизма с его очередной заявкой на очень светлое будущее?; в чем же конкретно по жизни проявляют себя вариации идей светлого и очень светлого будущего в плане влияния на умы и сердца наших соотечественников?
Я избавил себя пока от необходимости спорить об истории страны, но все же вновь к ней вынужден возвращаться, наблюдая за тем, что происходило и происходит с нашим человеком, народом, ибо история страны и есть история людей. Допустим, что мой взгляд на природу вещей и установившихся порядков, является извращающе негативистким. Тогда послушаем и других, но не без авторских отступлений.
"Друг мой, ядовито усмехнувшись, сказал: Насколько Вы придерживаетесь хорошего мнения относительно этого народа, настолько я – дурного; сколько питаете Вы надежд на него, настолько я не жду от него ничего; это – народ, который, в то время как у него отняли все права, считает достоинством класть свою голову под ноги похитителям…." (2).
Это все из тревожных дум того же самого Фитрата, сознание которого как бы раздваивалось, когда он пытался изучать и понять свой народ, размышляя о сложных и противоречивых реалиях своего времени. В конце концов, поэт - джадид выражал надежду, что они разрешимы, если его соотечественники обретут достоинство, честь, одолеют невежество, глупости, предрассудки, отбросят в сторону разногласия и станут развивать и укреплять солидарность в обществе, подчеркивая при этом, что поднимутся они благодаря труду и стараниям (3).
Давайте согласимся, что не все плохо. И попытаемся отвлечься от примеров отдельных людей, олицетворяющих своими делами, поступками хорошее или плохое. Тем не менее, и тогда не скрыть, в частности, неприглядную картину соглашательства общества, народа со всем тем, что навязано "сверху"? Реальность, как она есть сегодня, демонстрирует, что народ не может постоять за свои законные права, которые провозглашены Основным Законом – Конституцией. Конечно, можно было бы предположить, что у нас здесь и теперь наступили времена, пусть отдаленно, но в какой – то степени, напоминающие судьбоносные времена народов, о которых, на примере Франции периода гитлеровской оккупации, сказал Антуан де Сент - Экзюпери : "Пускай единицы гибнут во имя всеобщего блага. Это их долг. Но всеобщее самоубийство – бессмыслица. Если ты избран Францией, ты погибнешь во имя спасения Франции. Ты умрешь, чтобы спасти то, что больше, чем ты сам. Но ты не убьешь то, что больше, чем ты сам…" (4). Вот об этом, "что больше, чем ты сам", больше каждого из нас, я бы заметил следующее. Да, верно, понятие "народ", сам народ как явление природное, историческое, политическое, духовное и т.д., представляет нечто высшее. Однако надо размышлять и о тех его составляющих, чертах, которые, скажем так, не впечатляют на данный исторический момент и, на мой взгляд, могут свидетельствовать о кризисе его духа, указывать на симптомы болезни его глубинной совести и угрозы гибели. Так, в частности, бывает, что сложившиеся социально – политические, экономические условия жизни общества, господствующие режимы и др. разлагают народ. Достаточно вспомнить Германию – родину Гете и многих величайших гуманистов, народ которой, однако позволил одурманить себя на многие годы идеологией нацизма. Никто не спорит, что народ ценен тем, что в нем есть лучшего. Так, если о нашем народе, то его образ сегодня представляется, лично мне, конечно, не в ликах современных поп – див, гламурных принцесс и тем более, образ народа видится не за маской внешне добросовестных, вполне благопристойных политиков, а в одухотворенном облике того же Фитрата, Чулпана, которых поглотил Гулаг и современной матери, ждущей своих сыновей – гастербайтеров, бесстрашной правозащитницы….. И все же, как не выкинешь слов из песни, так воспринимаю равно в качестве истины, сказанные о нем и такие следующие нелицеприятные слова. Я их прочитал в книге "XX Век в Воспоминаниях, Устных Историях Письмах и Дневниках Женщин Узбекистана", опубликованной издательством "Наталис" М. 2008. Автором является ташкентская исследовательница Марфуа Тахтаходжаева. "В этой книге, - пишет в предисловие ее составитель, - история говорит голосами женщин разных поколений… Эти женщины разного социального положения, но их объединяет время, в котором они жили" (5). Далее автор акцентирует внимание на том, что, давая женщинам возможность говорить о своей жизни и оценивать время, она предлагает читателю взглянуть на историю Узбекистана XX века глазами не историков или социологов, а частных лиц – женщин, для которых Узбекистан – их Родина, их дом, здесь их судьба, их боль и надежда, здесь будущее их детей (6). Примечательно, что из 15 женщин, рассказавших о себе и времени, самая старшая родилась в начале века (1908 г. р.), младшая - в последней четверти (1975 г.р.). Полагаю, что нет необходимости приводить имена тех, авторов высказываний которые я приведу выборочно из названной книги. Судя по пережитому, искренности повествования героинь, для каждой из них, своя Родина, как говорят на Востоке, что Мекка и Медина. Тем не менее, я к своему удивлению, читаю и обнаруживаю, помимо всего прочего, следующее откровенно критическое об этой самой Родине и своем обществе, народе.
Вот что говорит женщина 1935 г.р., по профессии медсестра, которая работала 40 лет. Из них пять лет в Китае и тридцать пять в Ташкенте. "Здесь я на все посмотрела другими глазами. Жизнь в Узбекистане мне показалась совсем не такой, какой я ее представляла в Китае. Что же я здесь увидела? На меня оказало сильное воздействие то, что народ здесь, в Ташкенте, мне показался очень безразличным, не способным самостоятельно думать, как несмышленые дети. Мало читают, мало размышляют, как будто кто – то должен и решать за них. Может быть, нельзя судить за это народ. Под давлением Сталина мой народ потерял себя, стал рабом Советов. Вот таким я увидела людей в Ташкенте. Это было очень грустно…..Мои родители плакали и приговаривали "ах, народ мой!", "узбеки мои!" с каким - то непонятным для меня сожалением…Мне казалось, что в людях узбекского осталось очень мало. Ничего не осталось от искренней доброты и гостеприимства, и главное – люди потеряли свое достоинство. Люди стали неблагодарными, грубыми, наглыми и бесстыжими; не знали своей истории, потеряли себя. Поэтому – то русские смотрели на них сверху вниз…" (7).
По признанию другой женщины – преподавателя иностранных языков, переводчицы, г.р. 1935: "наша местная власть, подлая, боится делать даже то, что можно, потому что за свое кресло держится и своей тени боится" (8). Третий представитель прекрасного пола, г.р. 1938, геолог по образованию и роду занятий. Она выражает откровенную "ересь": "…у нас народ всегда на стороне власти, потому что не верят, что в стране может что – либо изменится. Уже всем время показало, что прав сильный и тот, кто имеет власть. А таких, как мы, они ненавидят, как будто мы ставим их под удар…Я это говорю не для того, чтобы оскорбить свой народ. Просто нужно нам научиться видеть свои негативные стороны. А их у нас очень много"" (9). Не стану докучать читателя пространными цитатами из первичного материала, подлинными авторами которых, как я уже сказал, являются 15 женщин. Завершим наш разговор фрагментами воспоминаний самой молодой узбечки, 1975 г.р., менеджера. "Когда информационная программа сообщила о провозглашении независимости Узбекистана, наша семья, как обычно, вечером была в сборе и ужинала. Все замолчали и вопросительно взглянули на отца. Он после паузы сказал: "Будут большие перемены… Да, теперь наши правители станут ханами и эмирами и оберут нас до нитки… Теперь и Москвы им не надо бояться! Не дай бог еще, чтобы они передрались между собой. Тогда уж горя стране не миновать… В первый день занятий в школе было шумно, как обычно, но никто о независимости не говорил. Ни учителя, ни ученики! Как будто ничего не случилось. Видимо, еще инструкций не поступило… В махалле я пыталась спросить моих подружек, что они думают о независимости. Они отвечали: "Нам все равно, мы же девочки и что нам до этого" У меня осталось тяжелое чувство, и ожидание перемен давило на меня… В 1995 г я получила грант правительства Индии на обучение в этой стране…Я увидела здесь то, чего нет в моей стране. Открытость информации меня поразила – газеты, телевидение, интернет дают массу информации обо всем. Что происходит в стране – коррупция, ошибки политиков и политика, бедность, проституция, преступность и многое другое, что происходит в стране и что ее волнует… Здесь я стала взрослым человеком, появилась уверенность в себе и умение выражать собственное мнение, отстаивать его. Я избавилась от страха перед жизнью. В Ташкент я вернулась другим человеком и смотрела на окружающее другими глазами…. Вот тут – то начались мои проблемы. Если раньше происходящее я воспринимала как должное и терпимое, то теперь косность нашей жизни, растрачивание времени…, обещания, которые не выполнялись, попытки вымогательства меня раздражали …" (10).
P.S. Как убедился всякий, кто ознакомился с вышеприведенными откровениями наших соотечественниц, перед нами картины реалий жизни, отраженные в их мыслях, чувствах и тревогах. Они показывают отдельные зримые черты посткоммунистического общества и равно являются свидетельством того, что реальность как она есть, разоблачает, по меньшей мере, фиктивную значимость влияния на умы и сердца людей, так называемой идеи национальной независимости и т.п.
Продолжение следует.
Ташкент 4 августа 2009.
Литература. 1.Идея Национальной Независимости: Основные Понятия и Принципы. Т. 2001, с. 5. 2. Фитрат Рассказы индийского путешественника. Бухара как она есть. СП 1913, с. 29. 3. Фитрат. см. там же, указ соч. с. 97. 4.Антуан де Сент – Экзюпери. Военные записки. 1939 – 1944. М. 1986, с.142. 5. XX Век Глазами Женщин Узбекистана. М. 2008, с. 7. 6. указ соч., см. там же, с.7 7. указ. соч., см. там же, с.139 8. см. там же, с. 144. 9. см. там же, с. 157, 159. 10. см. там же, с. 171, 172, 173, 174.
Бахадыр Мусаев.
|