Б.Мусаев: Возвращение из будущего. Советский Узбекистан как способ "мумификации". Часть 4-я 00:13 06.08.2009
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ БУДУЩЕГО: СОВЕТСКИЙ УЗБЕКИСТАН КАК СПОСОБ "МУМИФИКАЦИИ" И ЕГО РЕЗУЛЬТАТ. Часть 4-я.
Я не оговорился, называя сегодняшний Узбекистан Советским. Он постсоветский лишь во временной последовательности, а, по сути, остался и является заповедником того же самого тоталитарного советского строя (желающие знать подробнее о характерных признаках этого заповедника могут прочитать об этом в интернет - сайте www.centrasia.ru см. 2005 -2006 гг. серию выступлений автора на заданную поиском тему с названием "Заповедник тоталитаризма"). Сейчас же предмет нашего внимания мумификация.
Информация для сведения. В энциклопедическом словаре дается следующее определение названному понятию: "Мумификация (от мумия и … фикация), превращение трупа в мумию, т.е. высыхание его без гниения (при захоронении в сухих почвах или искусственно – при бальзамировании)". И здесь же отмечается, что "Мумия (араб.) – труп, предохраненный от разложения мумификацией или бальзамированием. Создание М. практиковалось разными народами, особенного совершенства достигло в Др. Египте" (см. Советский Энциклопедический Словарь М. 1980, с. 855).
Исходя из вышеприведенных определений, становится понятным, что речь может идти в нашем случае о мумификации лишь фигурально. Но при чем здесь мумификация? Так вправе поставить вопрос любой, кто читает настоящие строчки. Поэтому начнем сначала.
Редко кто не согласится, что в Узбекистане люди, все вместе и каждый в отдельности не свободны. В самом деле, в таком обществе как наше, нет свободы мысли, свободы выражения убеждений… Все это понимают и … полный штиль. Изредка услышишь, что кто – то совершил поступок.. Примерно в этом русле шла днями неторопливая беседа на эти и другие банально - повседневные темы нашей повседневной жизни между мной и моим приятелем Вячеславом Ахуновым (В.А.), как мой взгляд остановился на объемистой папке, которая лежала рядом с ним на журнальном столике. Она заинтересовала меня (Б.М.), потому что на ней было выведено крупными буквами "МумиАРТфикация"…. Не распространяясь о том, что было в этой папке и что стоит за этим понятием, позволю с согласия самого художника воспользоваться лишь тем, что он тогда сказал примерно следующее. Уверен, что и эта толика (малое) из его мыслительного бульона, может послужить каждому в качестве материала для растопки собственного мыслительного очага. Между прочим, очень интересно обронил мне в письме один товарищ из нашего круга: Слава хорош тем, что дает пример того, как надо варить мыслительный бульон даже из немногих используемых ингредиентов, ломать устоявшиеся старые взгляды на многие вещи, устоявшиеся нормы…
В.А. – Мало кому я показывал содержимое этой папки. В ней собраны мои работы прежних лет, включая 70-е гг. Названный термин, понятие, скажем так, плод моего изобретения, материально – визуальная метафора. И вот, что я тебе скажу: одно дело рассматривать найденные артефакты, предметы, другое – когда вещи, человек, вместе все заживо погребенные. Ты понимаешь о чем я? Да, верно, замечание, что в нашем обществе нет свободы…Это стало общем местом всякого кому не лень рассуждать о нашем обществе. Ты тоже сейчас сказал банальные вещи, хотя это и действительно так, и мы должны говорить и говорить, давать знаки, сигналы миру, что мы обречены на неподвижность.
Б.М. – Ловлю тебя на слове. Ты сказал, что твоя "МумиАРТфикация" является материально – визуальной метафорой. Ну, это из области искусства. Сейчас объясни мне и в моем лице каждому, кто лишен возможности видеть твои художественные работы, в частности, те, что объединены под замысловатым названием и чего ради, собственно, наш разговор. Тем более, не может быть и речи, что человек эстетически незрелый "врубится" сразу в содержание творений художников – концептуалистов. Конечно, наверное, все знают в принципе о мумиях египетских фараонов, бальзамированных телах вождей, начиная с того, кто лежит на Красной площади в Москве. Но смотрел я репродукции с твоих работ, проекты и почему – то мысль моя работала в ином направлении, что очень нехорошее во всем этом кроется. Разумеется, я говорю не о твоих работах, а то, что по ассоциации думаю о тех вещах, которые происходят в обществе, людях, сознании, размышляя о том, что кроется за словами "мумификация", "мумифицирование", какие идут реальные процессы. Например, с десяток лет назад встретилась мне статья "Коллекция жреца – каннибала", где рассказывалось, что в начале 70-х годов в США и Европе в магазинах сувениров были в продаже небольшие небольшие , размером в два кулака, изящные человеческие головы. И никто не подозревал, как выяснилось позже, благодаря расследованиям частного детектива, эти т.н. сувениры были в действительности мумифицированными головами убитых людей…Они, эти "сувениры", именуемые "нга – нгоро" прибывали из Центрально -_Африканской республики… (см. об этом Энциклопедия Преступлений и Катастроф ЭПК Убийцы и Маньяки. Минск 1997, с365, 370)
В.А. – Понимаю тебя. Ты привел этот пример для занимательности. Однако он будто не имеет никакого отношения к теме нашего разговору, хотя спасибо за информацию. Кстати, не следует мудрить насчет мумификации. Я могу перевести визуальную метафору на вербальный уровень и сказать об этом понятии кратко и просто, что поймет каждый, что я хочу сказать только то, что хочу сказать и не более. Итак, "мумификация" - это, когда вся страна, общество, авторитарный режим с его заглавными "игроками", все структуры государственные, социальные институты… все и вся "перебинтованы", "перебинтованы" глаза, рот, мысли. Каждый человек в отдельности, все люди вместе "перебинтованы" таким образом, что они обречены на неподвижность. И нет места, точнее, исключаются возможности для проявлений индивидуализма в творческом смысле…
Б.М. – Слава, ты "нарисовал" картину близкую к кошмарам сюрреализма. Правда, реальность как она есть не лучше, если, как я понял из всего того, что я видел в твоем альбоме и что ты сказал сейчас: "мумификация" дело рук власти и, в конечном счете, преследует цель подавить волю народа, не дать пробудиться самосознанию общества. Я выражал мнение, что народ потерял себя. Могу ошибаться. Потерял, теряет ли себя, но народу нашему терпения не занимать. Я уважаю его за это. А не нравится смирение его. Но кто знает, что за этим терпением и смирением в совокупности? Какое брожение происходит в глубинах "коллективного сознания", происходит ли надлом, или ровно наоборот, идет накопление сил, энергии… Если так, то во что (зло страшное или благо) может обернуться внезапное пробуждение и выброс его энергии? Наступает время думать: Где же выход? Причем засело в голове и не идет из него и другое дурное из восточного: бойся того, кто тебя боится. Не знаю, к месту ли оно, есть ли место в природе нашего общества, а может есть и вопрос лишь в том, на каком уровне оно имеет место быть или стать актуальным. Впрочем, это другая история и иной поворот нашего дальнейшего разговора.
Продолжение следует.
Бахадыр Мусаев.
Ташкент 5 августа 2009
|