Б.Мусаев: Как создавалась и принималась Декларация Независимости. Из современной истории Узбекистана 08:27 21.08.2009
Из современной истории Узбекистана: как создавалась и принималась Декларация Независимости.
Бахадыр Мусаев.
20 июня 1990 г. на сессии Верховного Совета Узбекской ССР поставлен на обсуждение и принят единогласно проект Декларации Независимости Узбекистана. По мере того как все более отдаляется от нас тот июньский день, становится очевидным: вслед за ним начинается политическая история современного Узбекистана, реалиям которого даются различные оценки, но равно все эти оценки (за немногими исключениями) далеки от научных интерпретаций и максимально приближены к позициям т.н. идеологии национальной независимости. Настоящая заметка не ставит целью разоблачение и критику этих оценок, особенно, данных власть предержащими и их служителями, апологетами, а лишь воспроизводит со слов автора Декларации Атаназара Арифова, Генерального секретаря ДП "Эрк", историю ее рождения как идеи c последующим созданием всего текста в контексте происходивших событий. Вместе с тем, здесь и сейчас, считаю к месту сделать следующее предварительное замечание.
Объяснение произошедшим "переменам" в Узбекистане за истекшие годы (1990-2009) должно искать не только в деятельности "стимуляторов" реформ, но и в сознании общества. Именно его природа и нынешнее состояние в целом определило и определяет, наблюдаемое наше общественное бытие со всеми присущими ему драмами и неприглядностями, включая избиение, изгнание светской оппозиции и тем самым, лишения этого самого общества возможности иметь своих публичных политиков и соответственно политическое пространство. Собственно, данные обстоятельства вкупе с фактом отсутствия духовной элиты общества позволили режиму после экспроприации понятий "народ", "общество", "менталитет" цинично пользоваться ими как прикрытием, заявляя, например, что идея национальной независимости якобы "…отражает стремления и убеждения нашего народа, опирается на избранный им путь развития, учитывает его менталитет, образ жизни и коренные интересы… должна служить народу, помогать каждому осознавать себя в реалиях быстро меняющегося мира…" (И. Каримов). С этим можно было бы согласиться, если бы за ним стояла правда жизни. Но глаза, уши и просто совесть, отодвигающая доводы благоразумия, убеждают и заставляют говорить вслух, что все это пустые выхолощенные слова. Принимая во внимание реальность, как она есть, думаешь: что это за такая независимость и что дала она простонародью в материально – духовном плане, если видишь каков его образ и уровень жизни? Далее спрашиваешь себя: осознавали ли прежде и осознают ли в нынешние дни наши соотечественники подлинный смысл независимости, если "да", то в чем это проявлялось и выражается сегодня; кто к ней стремился, боролся за нее, что конкретно сделал, чтобы пробудить у людей волю к свободе и независимости? Увы, чем более погружаешься в мысли подобной направленности, то на душе, по меньшей мере, становится не уютно, потому что понимаешь: немало у нас со знаком минус традиций, проявлений религиозности архаично – фундаменталисткого толка, архетипов ("коллективное бессознательное"), стереотипов поведения и других составляющих "матрицы", в рамках которой формируется ментальность. В совокупности весь этот набор составляющих "матрицы" отнюдь не способствует пробуждению желания у наших людей жить в условиях открытого типа общества, не обозначает у них малейших признаков проявления экзистенциальных порывов к свободе, устремлений к нормальной человеческой жизни, в которой бы каждому человеку была предоставлена полная свобода для самовыражения и развития, а наоборот… Эта картина усугубляется тем, что деятельность носителей власти, кстати, представляемая ими самими в качестве де реформаторской, по сути, носит имитационный характер, так как преследует, повторю вновь, одну цель - удержать власть и укрепить ее всяческими средствами, среди коих главным выступает страх. Иными словами, руководство Узбекистана на протяжении последних двух десятилетий не демонтировала тоталитарный тип власти, а сохранила его как типично – классическое общество страха. В этом смысле, вышеуказанное нами состояние сознания общества, когда люди "субъективно" ощущают себя свободными "внутри" сложившегося порядка вещей, будь то связано с соблюдением правил игры, навязанной режимом власти или архаичных правил и нравов общества, а "объективно" же тотально подчинены, жестко (жестоко) регламентированы ими в различных сферах своей жизни, "работает" на власть и "порядок", позволяющий "верхам" сохранять свои позиции.
Итак, история "Мустакиллик Декларацияси" в кратком изложении А. Арифова (А.А.) и записанная с его слов Б. Мусаевым.
"Идея Декларации родилась у меня 30 апреля 1990 г, в день первого Учредительного съезда партии "Эрк", на котором меня избрали членом ЦК и секретарем партии. В тот же день, после окончания названного съезда, я встретился с Мухаммадом Салихом (М.С.) в его кабинете секретаря Союза писателей Узбекистана, где поделился с ним идеей написания Декларации Независимости (до этого времени А. А. не принимал участия в Движении "Бирлик", не состоял членом партии "Эрк", но с М.С. познакомился в 1988 г. – примеч. автора). Будучи секретарем партии "Эрк", я продолжал работать преподавателем Ташкентского Политехнического института и одновременно занимался подготовкой Программы, Устава партии и Декларации. Первоначально его содержание было представлено объемом в 1 стр., состоящее из краткого введения, положения и правил в виде пунктов. Сдал я названный текст проекта Декларации Независимости председателю партии "Эрк" М.С. 15 июня 1990 г. Он (М.С.) распространил 16 – 17 июня, размноженный текст проекта (на русском и узбекском языках) среди своих коллег – депутатов, съехавшихся уже на предстоящую сессию Верховного Совета республики. Накануне сессии (18 июня) М.С. пригласил меня к себе домой, где мы вместе с Мухаммадом Бекжаном (он за копъютером) провели определенную работу, связанную с улучшением содержания текста названного проекта. В тот же день 18 июня 1990 г. в Союзе писателей Узбекистана, где М.С. собрал 15 депутатов, происходило обсуждение подготовленного нами первого варианта проекта Декларации. Это позволило оперативно подготовить расширенный вариант этого документа под названием 2-й проект партии "Эрк" Декларация Независимости. К вечеру 18 июня 2-й проект был распространен среди остальных депутатов, проживающих в гостиницах Ташкента.. В день открытия сессии 19 июня 1990 г от имени депутатов выступил М.С. с предложением включить в повестку дня сессии вопрос о независимости Узбекистана. Однако сессия, на которой, между прочим, принимал участие И. Каримов, утвердила свою повестку дня без включения в нее этого, скажем так, актуального вопроса. М.С. стал собирать подписи депутатов в поддержку включения в повестку дня вопроса о независимости Узбекистана. В итоге было собрано более 60 голосов депутатов в поддержку (из них 12 депутатов – эрковцев). М.С. довел до сведения президента И. Каримова данный факт, сказав при этом, что в случае отказа включения названного вопроса в повестку дня сессии, его сторонники соберут многотысячный митинг (речь шла о 200 тыс. чел – примеч. автора) на площади перед Верховным Советом. И…на следующий день (20 июня) президент отсутствовал на сессии, оказывается, он оказался в Фергане, откуда им и было дано указание включить в повестку дня сессии вопрос о независимости. В результате, поставленного на обсуждение июньской 1990 г. сессии Верховного Совета Узбекской ССР, 2-й проект Декларации был принят и утвержден без изменений единогласно. Примечательно, как мне впоследствии рассказывал М.С., что в тот момент, когда в зале сессии творилось невообразимое, депутаты рукоплескали, раздавались овации, с флагом Узбекистана на сцену вышел депутат – эрковец Насрулла Саид, 2 – й секретарь Компартии Узбекистана А.С. Ефимов докладывал по телефону М.С. Горбачеву о том, что происходит на сессии….После утверждения Декларации и разговора с президентом СССР А. С. Ефимов внес собственноручно, по – видимому, не без подсказки Кремля, отдельные поправки в Декларацию. Но они уже не могли изменить Дух Декларации. Надо сказать, что Узбекистан был первым среди союзных республик, выступившим с Декларацией Независимости. Это, конечно, было нечто большее, чем просто общественно – политическая акция …С тех пор фиксировались неоднократные попытки принизить роль "Эрка" и, в частности, меня как автора, в создании Декларации Независимости. Небезинтересно в данной связи упомянуть Маматова Джахангира, который в своем сайте "Туронзамин" пишет, что, будучи секретарем на сессии Верховного Совета Узбекской ССР июньского созыва 1990г, он якобы написал новый текст Декларации. Хочу заметить: нет, и не было никакого другого, пресловутого 3-го текста. Есть и были 2 текста Декларации. Они оба родились в недрах партии "Эрк". Утвержденный текст, практически не отличается от 2 – го проекта и июньская сессия Верховного Совета Узбекской ССР не обсуждала никакого другого текста".
Вместо P. S.
День Независимости. Оглянитесь кругом себя. Бьют в литавры, переливчато поют сурнаи….Хотя будто старо все это и привычно, но странно все же видеть не утраченную до сих пор нашими людьми и столь желанную, милую их сердцу склонность вставать навытяжку и "петь хором". "Трудно жить реальностями…Легче жить фикциями, словами и покровами вещей. Огромная масса людей принимает на веру слова..". Так говорил один философ. Я же, к примеру, не могу, как это большинство, реагировать "правильно" на лживые и пустые слова, слова - фикции, за которыми не реальность, а, по меньшей мере, фанфарные пошлости, по большому же счету – откровенный обман и презрение …
"Дорогие соотечественники! Хотел бы повторить еще раз. За истекший сравнительно короткий период независимого развития Узбекистана мы прошли непростой, спрессованный по времени и наполненный серьезными испытаниями, сложнейший, но славный этап своей многовековой истории. Самое важное, самое главное - наш народ сумел доказать всему миру свою стойкость и терпение, свою мудрость и широту души, свое огромное трудолюбие и созидательные возможности, свою способность, опираясь, в первую очередь, на собственные силы и потенциал, целеустремленно идти к поставленной цели…" (И.Каримов).
Шумно, который год не перестают трубить карнаи …
"Зона, зона…. Шагают бараны в ряд. Бьют барабаны. Шкуру на них дают сами бараны!" (Б. Брехт).
Ташкент 20 августа 2009
|