Д.Ергожина: Дело Р.Есергепова и журналистская "солидарность" в Казахстане 23:31 13.09.2009
Журналистику часто называют часто второй древнейшей профессией, да и журналисты зачатую сами не прочь пошутить на эту тему. Однако есть в Казахстане персонажи, которые, стремясь из-за всех сил попасть в ряды четвертой власти, могут смело претендовать на звание первой древнейшей. Только с политическим уклоном.
Начиная с конца осени прошлого года Интернет пестрит новостями о судьбе редактора газеты "Алма-Ата Инфо" Рамазана Есергепова. То он объявляет голодовку, то безрезультатно просит политического убежища в американском посольстве. Затем долгие и многостраничные "пресс-релизы" уголовного разбирательства, приговор и слезные заявления-обращения его супруги во всевозможные инстанции. Правозащитники объявляют, что создают штаб по защите Рамазана Есергепова.
Но, несмотря на то, что журналистское сообщество Казахстана весьма сплоченное по цеховому признаку, оно не торопится выражать свой глубокий и громкий протест против действий властей в отношении Есергепова. И основная причина в том, что сама пресса не считает редактора известной газеты "членом команды" (хотя сам Рамазан Есергепов себя именно так и позиционирует). Более того, редактор "Алма-Ата Инфо" воспринимается полным антиподом представителя этой профессии. Этаким "позорным пятном" на и так небезукоризненной репутации прессы.
Когда журналистику называют продажной, никто из представителей "второй древнейшей" даже и не возражает. Но добавляет: "Мы продажны, как любой наемный работник". Ибо каждый журналист выражает мнение того или иного издания. И не факт, что мнение его работодателя совпадает с его личным мнением. Как говорится: кто платит, тот и музыку заказывает.
Но и независимой прессы у нас тоже нет. И быть независимым – означает писать то, что хочется, а не то, за что платят. По сути, независимая журналистка Казахстана - это журналистика полностью купленная "спонсором". А уж какого окраса этот спонсор – бело-желто-голубого, как правящая партия или какого иного – это уж дело случая.
Другое дело, что каждое издание в стране имеет свой четкий окрас – это (как, например, "Тас жарган") – оппозиция. И даже если газета вдруг резко сменит "ориентацию" и начнет проповедовать идеи правильности политики правительства, издание все равно будет считать оппозиционным. А вот "Казахстанская правда", несмотря на достаточно частые острые материалы, например, про коррупцию и торговлю наркотиками в университетах, все равно будет считаться исключительно проправительственной. И все ее колебания в сторону критики – есть ни что иное, как колебания "генеральной линии партии".
В нашей стране практически нет изданий, которые бы полностью окупали себя. А потому говорить о "независимой журналистике" смешно и нелепо.
Как нелепо говорить о том, что власти "незаконно осудили" "независимого оппозиционного журналиста" Рамазана Есергепова. Ведь по идее, человек, который действительно (а не когда над ним повис дамоклов меч уголовного преследования) пекся исключительно о благе народа, как вор в законе – должен быть на одной ступени с народом. А не иметь крутых машин, многоэтажных вилл и взяточников-родственников. Есергепов же всего лишь надел маску журналиста, прикрылся газетой для пиара, причем очень грубого, собственного имени.
Говорят, в этом мире легко можно добиться всенародной известности двумя способами - либо ты работаешь на правительство, либо ты ругаешь правительство на любом доступном тебе уровне и этим, собственно, и прославляешься. Рамазан Есергепов не смог (и слава Богу –авт.) подняться наверх, в ряды тех, кого, собственно, он и критикует. Он избрал другой способ прославления, самый легкий – критиковать, критиковать, критиковать. Причем кого угодно, за любые деньги. Надо критиковать власть – легко, благо любителей поговорить на эту тему с газетной трибуны в стране хоть отбавляй. Надо покритиковать одну из оппозиционных сторон за деньги другой оппозиции – тоже легко. Главное платили бы. Зато слава – он – против всех!
Но у Есергепова была еще одна маниакальная страсть - судебные разбирательства с сильными (и не очень) мира сего. Некоторые искренне считают, что это - не что иное, как банальные психические отклонения. Ну не может же один человек иметь претензии сразу ко всем – и президенту с правительством, и коллегии судей с нацбанком, и к отдельным банкам и оппозиционным партиям, и даже к собственным коллегам. А сколько на его счету мелких исков! То он судится за комнату, то за то, что его знакомого с работы уволили и из служебной квартиры выселили.
В общем, у любого, кто за все годы "журналисткой деятельности" хоть раз пообщался с Рамазаном Есергеповым, складывалось стойкое ощущение, что единственная цель этого человека, - устроить глобальное ШОУ, где он сам будет единственным главным героем - борцом за справедливость, истинным демократом, несправедливо обиженным, всеми гонимым и никем не понятым гением. Этакий симбиоз Человека-Паука и Бетмана, с тонкой и ранимой натурой шекспировского Гамлета и тягой к правде, как у Павла Корчагина. Правда с исками на миллиарды тенге в одном кармане и собственной газетой – в другом.
В общем, все многолетние попытки Есергепова выставить себя "журналистом" есть ни что иное, как желание использоваться любую ситуации в свою пользу, заставив мир крутиться себя, как планеты вокруг солнца. Этакий параноидальный синдром стать "пупом земли" человека, готового "лечь" под любого спонсора собственных амбиций.
Дина Ергожина
|