А.Саитов: "Осмотр подвигов" якобы незаконно сидящего Джакишева (экс-"Казатомпром") 09:08 17.09.2009
Недавно сенатор Гани Касымов также обратился к премьер-министру с требованием: обнародовать информацию обо всех сделках, совершенных в оффшорных зонах. Депутат возмущен тем фактом, что государственные органы совершают через оффшоры сделки по продаже народного достояния – "недра, месторождения, рудники". Справедливое недовольство сенатора вызвали первые результаты расследования по "урановому делу"
"Несколько месяцев назад "лондонская двадцатка" приняла решение прекратить признавать все сделки, совершенные в оффшорных зонах, - негодовал лидер Партии Патриотов Гани Касымов. - Курс вообще идет на закрытие оффшорных зон. А мы это дело развиваем и поддерживаем. Пусть правительство объяснит, почему государственные органы за копейки в оффшорные компании продает наши недра, месторождения, рудники".
Возмущение депутата справедливо подогревается проводящимся в настоящее время расследованием махинаций в Национальной атомной компании "Казатомпром". Размеры ущерба государству можно даже с калькулятором не подсчитывать – миллиарды. Чего только стоит "плодотворная деятельность" ныне находящегося под следствием главного виновника расхищения народного добра Мухтара Джакишева.
Только за три года он умудрился создать на оффшорах несколько компаний (в частности, "New Power Sistems Ltd", "UrAsia London Ltd", "Jefcott Ltd"), создать с ними кучу совместных предприятий (нашумевшие ТОО "Кызылту", ТОО "Бетпак Дала", ТОО "Кен Дала Kz", ТОО "Байкен-U", ТОО "Кызылкум" - это только капля в море) и передать этим СП права на крупнейшие урановые месторождения в стране. Из государственной собственности по такой схеме ушли "Акдала", "Инкай", "Харасан-1", "Мынкудук"… Всего более 200 тысяч тонн урана стоимостью в десятки миллиардов долларов оказались в руках частных инвесторов с оффшоров. А, фактически, в руках Джакишева. (Правда сейчас выясняется, что сей деятель действовал не один, а с еще одним, также подозрительно быстро разбогатевшим Мухтаром – Аблязовым, нынче отсиживающемся как раз в районе тех оффшор).
По такой же схеме "ушел" Степногорский горно-химический комбинат, расконсервирование которого Дждакишев, почему-то ставил себе в заслугу. Уж не потому ли что по еще одной схеме умудрялся получать двойную выгоду: якобы брал от своих же оффшорных компаний а-ля – "New Power Sistems Ltd", "UrAsia London Ltd" кредиты и займы (под госгарантии) и перекидывал их на развитие производства.
Готовилась и продажа России уранового производства Ульбинского металлургического завода (УМЗ) за 8 миллионов долларов. Танталовое производство УМЗ было передано в управление компании Finconcord, которая вывезла весь стратегический запас танталового сырья в Европу.
Сейчас ярые защитники Джакишева заявляют, что, мол, до его прихода аналитики рассматривали "Казатомпром" как полностью бесперспективную компанию. И лишь назначение Джакишева на руководящий пост сделало компанию рентабельной.
По цифрам – так действительно и было. Но причина здесь не Джакишев и его "гениальное чутье менеджера", как некоторые пытаются представить, а, в первую очередь, тот факт, что это назначение совпало со снятием эмбарго на торговлю казахстанским ураном.
Во-вторых, именно в первые годы его присутствия на должности президента компании цены на сырье для АЭС подскочили (до 2001 года они неуклонно росли). Доходы же в бюджет поступали не столько от роста цен на сам уран, сколько от продажи месторождений неким вышеуказанным компаниям и от налогов, которые новые собственники (видимо ну очень широкой души люди) перечисляли в казну страны.
Естественно, что частный инвестор хочет получить как можно прибыли, а потому и выкачивает из недр с каждым днем все больше и больше сырья. Именно поэтому, как справедливо замечают в МАГАТЭ, Казахстан по наращиванию объемов добычи урана обогнал, в буквальном смысле, всю планету. В такие тонкости, как принадлежность богатейших урановых месторождений действительно казахстанскому правительству или уже неким СП МАГАТЭ мало интересовало.
"Играл" Мухтар и "большую политику" (ведь до сих пор не известно: политика зиждется на экономике или наоборот). Он отказался от строительства реакторов BWR (на кипящей воде), реакторы типа CANDU (на необогащенном уране), строительством которых занимаются General Electric и канадцы в обмен на традиционный "откат" от их конкурентов. "Казатомпром" в альянсе c Toshiba и Westinghouse собирался выходить на рынок реакторов типа PWR, строительством которых, собственно и занимаются французская Areva и Россия. И моментально эти европейские, японские компании и российские компании получили доли участия в "дочках" и "внучках" АО "НАК "Казатомпром".
Даже беглый "осмотр подвигов" якобы незаконно сидящего Джакишева, вызывает большое желание усомниться в его честном труде на благо родины.
Ну а если же правительство решит удовлетворить просьбу сенатора Касымова и обнародовать данные по сделкам, совершенным в оффшорных зонах, вся казахстанская, да и мировая общественность наверняка узнают еще очень много интересного обо всех новообразовавшихся "узников совести" и о том, как они, будучи такими честными, искренними и народоозабоченными, сумели сделать многомиллионные состояния на обкрадывании своей родины. Пылая при этом искренней любовью к ней.
Алиби Саитов
|