Н.Мирсаидов: Герои времени и герои истории Таджикистана. Лидер не тот, кто правит, а тот, кто после себя... 15:08 27.09.2009
ГЕРОИ ВРЕМЕНИ И ГЕРОИ ИСТОРИИ. ПОЧЕМУ ЛАТИФИ НЕ СТАЛ ЛОИКОМ?
Лидер не тот, кто правит, а тот, кто после себя оставляет доброе имя и богатое наследие.
Давно идут споры на счет того, кто является настоящим лидером таджикской нации в современной эпохе. Называют не менее двух десятков лиц. Здесь нынешние политические деятели президент Эмомали Рахмон, лидеры политических партий Рахматилло Зойиров и Мухиддин Кабири, сошедшие с политической арены Давлат Худоназар, Абдумалик Абдулладжанов, Сайфиддин Тураев, ушедшие из жизни политики, ученые, писатели и поэты Абдулло Нури, Мухаммад Осими, Отахон Латифи, Лоик Шерали, и многие другие. Словом, люди, которые наложили определенный отпечаток на современную историю Таджикистана. Однако, до сих пор единого мнения относительно того, кто на самом деле был истинным патриотом нации, чьи идеи были наиболее приемлемы для таджикского народа, разработана ли сама национальная идеология и следуют ли сами политики ей. Поверхностное исследование ситуации показывает, что в республике, как не было народного единства в советское время, так и нет сейчас. Наличие полного единства и взаимопонимания – это лишь красивые слова, звучащие с высоких трибун.
Лидер – это тот, за которым идет народ. В свое время к голосу Ленина прислушивался весь рабочий класс. И это определило дальнейшее развитие первого в мире социалистического государства, которое угрожало всему миру созданием тоталитарной коммунистической системы. Беспрекословно, в течение более чем семидесяти лет прислушивалось к указаниям первых секретарей ЦК Компартий население третей части планеты. Но наступили времена, когда утопии не было суждено сбыться. Появились маленькие государства, и их множество. На месте бывших пятнадцати союзных республик появилось пятнадцать независимых государств. Освободилась Восточная Европа. И у каждого нового государства должны были бы быть свои национальные лидеры, и борьба разгорелась нешуточная. И этой участи не избежал и Таджикистан. С большим сожалением нужно отметить, что борьба за лидерство и власть в республике обернулась гражданской войной. Когда в стране происходят политические процессы, неизбежно на первый план выходят политические лидеры. Но лидер нации – это не обязательно политик. Он может быть поэтом, писателем, журналистом, экономистом, агрономом, словом тем, который может мгновенно реагировать на ситуацию, пусть даже ценою популистских заявлений, пусть даже с позиции силы. Таджикистану было предсказано иметь лидера с позиции военной силы. Именно Рахмон был необъявленным лидером тех, которые в начале 90-х имели в руках наибольшее количество оружия и людей, способных вести военные действия… Давайте, перелистаем историю современного Таджикистана, начиная с того периода, когда разгорелась острая внутриполитическая борьба за власть. В середине 80-х годов никто еще не подозревал, что СССР примерно через пять-семь лет может развалиться. Горбачевская политика перестройки и метание то в одну, то в другую сторону, уже было предпосылкой того, что СССР дальше не способен существовать как рентабельное государство. Вслед за экономическими неурядицами началась политическая неразбериха. В глубинах общества в каждой из союзных республик началась тайная борьба за власть. И что не удивительно, на переднем плане этой борьбы в Таджикистане оказалась интеллигенция. Что печально, на роль лидера в Таджикистане претендовали исключительно представители творческой интеллигенции, не обладавшие ни опытом в государственном управлении, ни достаточными экономическими знаниями, которые могли бы явиться гарантией создания эффективной программы развития страны и ее успешной реализации. В республиках бывшего Союза были нередки попытки государственного переворота. Если вспомнить историю, первая попытка государственного переворота в Таджикистане пришлась на начало 90-х годов. Кровавые события в Душанбе в истории нашли свое название – "февральские события". Какую роль в этих событиях сыграли известные во всей республике деятели творческой интеллигенции, вошедшие в сговор с кучкой малограмотных, но амбициозных политиков, не было тайной. В результате провала попытки государственного переворота "козлами отпущения" стали именно представители творческой интеллигенции, талантливейшие люди – Нур Табаров, Махзабшо Мухаббатшоев. А те, кто рисовал сценарий переворота, вышли сухими из воды. Уже через два года в результате нового переворота, на переднем плане которого также оказалась интеллигенция, реальная власть оказалась в руках тех, кто годами вынашивал планы прихода к власти. Стихийные, неподготовленные и неорганизованные, непродуманные действия многочисленных лидеров интеллигенции стали причиной того, что более хитрые и искушенные в политике люди перехватили власть. Сказать, что февральские события большей частью были делом рук духовенства, не сказать ничего. И кровопролитная гражданская война, конечным результатом которой стало создание кланового государства, вместо провозглашенного правого светского и демократического, была развязана именно реакционно настроенной частью духовенства, начавшей сведение счетов с коммунистами за их более чем семидесятилетнее правление. Лидер нации – это тот, кто ежеминутно думает о народе, кто вместе с ним льет слезы, умеет вместе с ним радоваться малейшему его успеху, кто при любой ситуации ставит интересы нации выше собственных. Кто готов ради кресла принести в жертву собственные принципы, предавать друзей, коллег, близких и родных, какой бы важный пост он не занимал, не может быть лидером. Новейшая история Таджикистана, первое десятилетие которой характеризуется борьбой за смену власти, может назвать сотни незаурядных людей, запятнавших свое имя и честь именно в результате предательства и жертвоприношения. Скажите, кто сегодня помнит Сафарали Кенджаева, Тохири Абдужаббора, Бури Каримова, Ато Хамдама как политиков? Разве что их родственники и близкий круг друзей? Ведь было время, когда они претендовали на роль лидера нации… Профессиональнейший журналист Отахон Латифи - специальный корреспондент партийной газеты СССР "Правда" в 80-ые годы, как только сменил профессию и оказался в составе правительства, потерял в глазах народа. Когда он был в "Правде", именно тогда он был на своем месте. Это несмотря на то, что Латифи будучи зампредом Совмина, не отказался от своих принципов и не предавал никого. Он просто вынужден был играть в игру против своей воли. Довольно талантливый писатель и журналист Ато Хамдам как амбициозная личность, думал, что он не только способен возглавить всю отечественную отрасль культуры, но ею эффективно управлять. Может, у него были какие-то идеи, но упрямо настаивать на их реализации было невозможно, потому что он понял, что политика это больше игра, нежели установление справедливости. В свое врем редактор республиканской газеты "Джумхурият" Махзабшо Мухаббатшоев стал участником неудавшегося путча против "ленинабадского клана" в начале 90-х. Тогда вряд ли он сознавал, чем впоследствии обернется смещение Каххора Махкамова с поста руководителя республики. Пусть тогда на какое-то время еще ленинабадцы остались у власти во главе с замечательным человеком, в равной степени признававшим способности кадров независимо от их принадлежности к тому или иному региону, но с их уходом окончательно народ распрощался с понятием справедливость. Кстати, с Махзабшо Мухаббатшоевым мы были большими единомышленниками, и потому он не раз мне говорил о чувстве сожаления по поводу своего ввязывания в политику. Как Махзабшо, немало журналистов стали в конце 80-х и начала 90-х пешками в большой игре, которая должна была завершить так называемую "ленинабадскую гегемонию". Отахон Латифи и Мазхабшо Мухаббатшоев совершенно противоположные фигуры. К сожалению, обоих сегодня с нами нет. Оба они были очень одаренными людьми. Обоих отличала исключительная журналистская смелость. Оба они нашли признание именно в журналистике, благодаря смелым публикациям. Но есть между ними одно отличие. Величие Отахона было в том, что он работал на великую газету "Правда". У него учились многие тому, как следует писать, учились эффективному использованию жанров журналистики, масштабности мышления. Читали его, подражали ему и учились на его материалах. Все это по той причине, что Латифи был не для всех доступным человеком, у него не было своей школы журналистики. Махзабшо, наоборот, был очень доступным человеком. Он устод - учитель сотен журналистов в Таджикистане, с которыми он мог говорить о простых вещах, даже собственных промахах и недостатках. Я помню, как он стыдился, когда говорил о своем политическом промахе, подчеркивая то, настолько он мог оказаться простым и близоруким в политических вопросах, вопреки тому, что он был главным редактором главного политического издания в республике. Есть одна истина. Есть лидеры и герои. Лидер – это тот, за которым в ту или иную эпоху, в тот или иной исторический период идет народ. Сегодня бесспорно, лидером нации является, Эмомали Рахмон. Разве правильно, что народ сегодня идет за ним? Это рассудит история. Тем не менее, давайте порассуждать. Мне кажется, что, если народ идет осмысленно, осознанно, то хорошо, если заставляют его идти, то виноват сам народ, который не научился защищать собственные права. Герой же - человек, совершивший неоценимый подвиг ради собственного народа. Это может быть разовая акция. Звания героя могут присвоить за заслуги. Впрочем, присвоение не обязательно, люди знают своих героев. В равной степени с Бободжоном Гафуровым, Садриддином Айни, Мирзо Турсунзаде мы должны считать героями нации Джаббора Расулова, Минходжа Гуломова, Мухаммада Осими, Лоика Шерали. Эти люди наложили заметный отпечаток на развитие государственности таджиков, самоопределении таджикской нации. Журналист – герой времени, поэт, писатель, ученый – это герои истории. Когда есть наследие, нет места бессмысленным спорам. Журналисту трудно и вряд ли стоит претендовать на звание героя. Вряд ли есть смысл создавать из него героя. Он идеал для подражания, пока жив. Такова его участь. Другое дело поэт, которого читают вечно, ученый, чьими трудами пользуются веками. Простой пример. Лоик Шерали - поэт, философ, гражданин. Никогда вокруг фигуры Лоика Шерали в республике не возникает споров. Не было в том числе споров относительно того, кому он принадлежит – Зарафшану, региону, где он родился или всей республике. Он вместе дышал со всем таджикским народом, вместе страдал, парил в воздухе, испытывал страх падения, когда республика находилась на грани катастрофы. Лоик никогда не имел политических амбиций. Он был поэт и гражданин. Он был выше остальных потому, что не стал придворным поэтом, шел в ногу со временем, исполняя честно свое призвание. Он останется в сердцах народа значительно дольше, чем Латифи и Мазхабшо. Может дольше, чем нынешний глава Таджикистана Эмомали Рахмон. Ведь кто-то когда-то говорил: кто такой Газнави? Ответ был таков: это правитель во времена Фирдоуси. Из перечня тех, которых я причислил к лидерам и героям, многие обязательно займут достойное место в обществе и в истории Таджикистана, но место Лоика, более чем достойное. Потому что, ему не нужно было ни власти, ни славы, ни положения, ни денег. Более того, он не был политиком. Политику никогда не сравниться с поэтом. Лоик был поэтом, по-настоящему любивший свой народ и, когда он оказывался в беде, горевал вместе с ним. Одним словом, он был бескорыстным борцом за справедливость и настоящим патриотом своей Родины и нации.
Неъматулло Мирсаидов
|