Смена уголовной ориентации. В деле М.Джакишева ("Казатомпром") появился новый фигурант 07:13 05.10.2009
Смена уголовной ориентации
В деле Мухтара Джакишева появился очередной фигурант. Причем в отличие от непосредственно участвовавшего в разграблении казахстанского урана Мухтара Аблязова, уже не отсиживавшийся по закордонам. Один из непосредственных участников сделок по продаже казахстанских урановых месторождений Рифат Ризоев добровольно сдался казахстанским властям.
Ризоев был объявлен в розыск еще весной по делу "БТА-банка" и был задержан в Киеве украинскими властями. Тогда друзья детства Ризоева, а, скорее всего, его товарищи по бизнесу развернули внушительную пиар-кампанию по его защите. Было даже получено решение Страсбургского суда (о! Опять эта Европа) о запрете на его экстрадицию в Казахстан. Украина же согласилась признать Ризоева политическим беженцем и буквально через месяц он должен был выйти на свободу в новом статусе.
Однако неожиданно для всех – и для Украины, и для Страсбурга, и, прежде всего, для своих друзей-защитников, решает вернуться в Казахстан. В свете разворачивающихся в стране событий, это может, на первый взгляд, выглядеть нелогичным: он подозревается и в хищениях средств со счетов крупнейшего банка СНГ, и в непосредственном участии в махинациях с казахстанским ураном. Ведь именно он являлся директором ТОО "Бетпак-Дала", которому были за бесценок проданы урановые месторождения Акдала", "Южный Инкай", "Харасан".
Если руководствоваться скупыми сведениями, поступающими из КНБ по делу Джакишева, станет понятным, что, скорее всего, Ризоев "выторговал" себе переквалификацию из обвиняемых по делу БТА в "свидетеля" по делу "Казатомпрома". По сути, именно в этом качестве он представляет наибольшую ценность для казахстанских следователей. Почему? Да потому, что, в отличие от того же Джакишева или Аблязова, он был, скорее, мелкой разменной монетой, нежели мозговым центром. И его непосредственное участие, судя по всему, в урановом деле заключалось лишь в прикрытии грязных дел Джакишева с сотоварищем.
Кстати, сам Джакишев еще весной, после очередной пресс-конференции "главного народного обвинителя" "Казатомпрома" Татьяны Квятковской, пытался вывести из-под удара уже сидящего на Украине директора "Бетпак-Дала": "Рифат Ризоев… не имеет никакого отношения к этому. Квятковская набрала невесть откуда не соответствующие действительности факты, интерпретировала их по-своему и истерично выдала публике". Однако тот факт, что именно он является управляющим странно быстро разбогатевшего ТОО он не упомянул и не опроверг.
Кстати, тогда же Джакишев заявлял: "Я не продавал никому урановые месторождения, о которых она упомянула, поскольку не имею на то никакого права". Кстати, Квятковская, даже и не заикалась о том, что Джакишев продал. Она говорила, что он "за деньги, полученные от продажи казахстанского уранового сырья, помог неизвестным и сомнительным лицам завладеть самыми крупными урановыми рудниками и месторождениями в нашей стране". И, как показали дальнейшие события и первые результаты расследования, права то он, может, и не имел, зато продавал по полной программе. Причем, юридически – все тому же Ризоеву. И, фактически, именно этими действиями "обескровил" урановую отрасль Казахстана на миллиона, а скорее миллиарды долларов.
Как подозревают следователи КНБ, главным покупателем и Джакишева и урана стал общий друг Мухтара и Рифата – Аблязов. (Именно это следовало из первоначальной версии обвинения и видео-признаний вице-президентов АО "НАК "Казатомпром".
Так что Рифату есть что рассказать следователям и про дела Джакишева (то есть как они совместными усилиями грабили родину) и про дела Аблязова (как сбывали награбленное сотоварищу).
Хотя, как говорят в кулуарах столицы, доказательств вины Джакишева и так – предостаточно. Ризоев же может стать лишь еще одним кирпичиком в стену камеры бывшего управляющего казахстанским ураном.
Жанна Головань
|