Ж.Головань: "Казатомпром" при М.Джакишеве. "Любовь" за очень большие деньги 22:30 07.10.2009
От родины с любовью
Когда-то один из популярных юмористов шутил: вот бы научиться, как наши руководители – обкрадывать свою родину с любовью к ней. Эта фраза, прозвучавшая еще в советское время, не утратила актуальности и сегодня. Только теперь пойманные за руку на воровстве начальники предпочитают "праведно" возмущаться: да как вы могли подумать, я родину люблю.
Ярким примером такой "любви" за очень большие деньги может служить бывший глава национальной компании "Казатомпром" Мухтар Джакишев. Сегодня его защитники дружным хором заявляют: он самый честный человек, к кому-кому, а уж к нему бессмысленно предъявлять какие-то претензии. Кристально честный человек, работал на благо компании и само собой – родины, не покладая рук.
Но "защитный строй", мягко говоря, лукавит. Претензии к Мухтару Джакишеву предъявлялись уже давно, и не только следователями КНБ, раскопавшими факты продажи урановых месторождений по бросовым ценам. Практически одиозной фигурой глава "Казатомпрома" прослыл еще несколько лет назад – когда активно лоббировал идею о превращении Казахстана в ядерную свалку. А экологические НПО даже подавали на Джакишева в суд – за то, что он целенаправленно вводил в заблуждение не только общественность, но и депутатов парламента, предоставляя им "не ту" информацию.
К слову, еще в начале 90-х годов, правительством был принят целый ряд нормативных актов, обязывающих уполномоченные органы принять неотложные меры по улучшению радиационной обстановки в стране. А закон "О национальной безопасности" прямо предписывает соответствующим органам и организациям, "независимо от форм собственности, должностных лиц", а также гражданам страны обязанность по "предотвращению радиоактивного, химического загрязнения, бактериологического заражения территории страны".
Видимо, исключительно как гражданин, и глава уполномоченной организации, Мухтар Джакишев в 2001 году и выступил со своей инициативой – "заработать средства для решения проблемы с собственными радиоактивными отходами" путем ввоза и захоронения отходов других государств. Благодаря чему у страны появятся средства в размере 1 миллиард 154,4 миллиона долларов, необходимые для решения проблемы собственной радиоактивной загрязненности. НАК "Казатомпром" даже проводила технико-экономическую оценку ввоза и захоронений на территории Казахстана чужих радиоактивных отходов, подтвердив выгодность и целесообразность соответствующего проекта.
Однако с главой "Казатомпрома" не согласились экологи. Они, кстати, потребовали привлечь его к ответственности. Соответствующее исковое заявление от экологического общества "Зеленое спасение" было подано в Алмалинский районный суд Алматы. Ответчик – глава НАК "Казатомпром" Мухтар Джакишев. Истец требовал признать действия топ-менеджера, лоббирующего "отходный проект" неправомерными.
В своем заявлении экологи утверждали: деньги в стране на захоронение радиоактивных отходов есть. Причем данные эти были ими взяты вовсе не "с потолка": оказывается, постановлением правительства № 1103 от 1992 года предписывалось: "Государственному комитету по экономике, Министерству финансов республики Казахстан ежегодно при разработке планов прогноза и бюджетов предусматривать ассигнования на целевое финансирование природоохранных работ по радиоэкологии". А в 2001 году правительством была утверждена программа консервации уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки урановых месторождений на 2001-2010 годы". Источником финансирования этой программы был определен республиканский бюджет, также разрешалось привлечение внебюджетных средств, "в частности и перерабатывающих акционерных компаний". Более того, в 2001 году на реализацию этой программы из бюджета было выделено 150 миллионов тенге, что составляет 100 процентов от предусмотренного годового плана на консервацию и ликвидацию урановых рудников, а также захоронения техногенных отходов.
В общем, по всем официальным документам получается, что ссылка Мухтара Джакишева на отсутствие средств для решения проблемы не имела под собой никаких оснований. Тем не менее, он продолжал настаивать на своей идее. Возможно, представители "Зеленого спасения" были не так уж и далеки от истины, предполагая, что "может быть, НАК "Казатомпром" уже осуществляет какие-либо операции, нарушая государственную политику в области использования атомной энергии и законодательство страны". "Может быть, его усилия направлены на то, чтобы предать легальность этим действиям? Может быть, именно поэтому наше атомное ведомство и не спешит отчитываться о мерах, принятых для улучшения радиационной ситуации в Казахстане? И не по этой ли причине его чиновники и слышать не хотят о правах человека на благоприятную окружающую среду, соблюдение которого станет серьезным препятствием на пути ведомственного процветания?" - задавались экологи справедливыми вопросами.
Кстати, сам Джакишев от вопросов "зеленых" предпочитал отмахиваться, заявив: "Экологические организации представляют лишь 1/8 часть всех казахстанских НПО. Поэтому мнение малой части населения не может быть позицией всей страны". И – продолжал лоббировать идею ядерной свалки. Более того, несмотря на то, что даже в правительстве не было единого мнения о данной инициативе, представители "Казатомпром" умудрились провести переговоры с МАГАТЭ, на которых обсудили планы по ввозу отходов. Мухтар Джакишев явно попытался решить все сам, за всю страну.
Между тем, Центром исследований проблем нераспространения при Монтерейском институте международных исследований в 2003 году был сделан специальный анализ по данному вопросу. Специалистами центра отмечалось, что выгоды Казахстана от реализации такого проекта весьма двусмысленны. С одной стороны, для захоронения собственных отходов и реабилитации зараженных территорий стране требовалось вложить сумму в 1,1 миллиард долларов. Да, средства немалые. Но с другой стороны, значительную прибыль от ввоза чужих отходов – порядка 30-40 миллиардов долларов – Казахстану удалось бы получить лишь в течение трех десятков лет. Зарубежные эксперты, в отличие от казахстанского лоббиста, не обошли стороной тот факт, что большинство населения страны категорически против реализации подобного проекта в Казахстане. В своем заключении эксперты отмечали, что реализация проекта "будет означать, что Казахстан станет первой и единственном страной мира, готовой принять к себе зарубежные радиоактивные отходы на захоронение".
В общем-то этой фразой сказано все. Ни одно государство на планете, даже нищие страны третьего мира не решились на подобный шаг, предпочтя прибыль жизни собственного народа. И только казахстанский "гений атомной отрасли", гениальный топ-менеджер (а именно такой образ сегодня усиленно лепят защитники Джакишева) решил: а, ну и шут с ним, с народом. Зато деньги придут.
Ну а в свете нынешних событий возникает логичный вопрос: в чей карман пошли бы эти деньги? В государственный? Вряд ли. Скорее, они, как и доходы от незаконных сделок с месторождениями потекли бы дружными потоками в личный карман Мухтара Джакишева, после чего, в один прекрасный день, он собрал бы вещички и покинул напрочь отравленную родину. И где-нибудь в уютной вилле на Лазурном берегу предавался бы тоске по утраченной родине.
Жанна Головань
|