А.Саитов: Казахстанский уран по осени считают 07:05 21.10.2009
Уран по осени считают
Пессимистические прогнозы о том, что отечественная ядерная отрасль развалится после смены руководства "Казатомпрома", сами с треском развалились. Арест бывшего главы нацкомпании Мухтара Джакишева, в отношении которого расследуется уголовное дело о незаконной продаже месторождений, отнюдь не отпугнул зарубежных партнеров. Напротив, реализуются проекты, равных которым в нашей атомной индустрии еще не было.
Во время визита в Казахстан президента Франции Николя Саркози подписано соглашение о создании совместного предприятия между нацкомпанией "Казатомпром" и французским энергетическим гигантом AREVA. Новое СП под названием Integrated Fuel Asia Star (IFASTAR) займется проектом по организации производства топливных сборок в нашей стране.
Сначала новое СП проведет тщательную оценку спроса на топливо для атомных станций, работающих в Азии. Затем будет подготовлено технико-экономическое обоснование строительства линии по выпуску тепловыделяющих (топливных) сборок - на Ульбинском металлургическом заводе в Усть-Каменогорске. Наконец, следующим этапом станет непосредственно производство.
Значение проекта не только для атомной промышленности, но и для всей экономики трудно переоценить. Ведь до настоящего времени эта промышленность имела исключительно сырьевую направленность, "Казатомпром" торговал лишь урановым концентратом, максимум - топливными таблетками. Тогда как топливная сборка является конечной продукцией. Если освоить ее выпуск, в Казахстане появится полный ядерно-топливный цикл. Но это нужно не ради принципа. Как заявил министр энергетики Сауат Мынбаев, "к 2020 году Казахстан может занять 14 процентов мирового рынка в изготовлении тепловыделяющих элементов из сборок".
С полным правом говорить о создании в атомной промышленности Казахстана вертикально интегрированной корпорации можно будет в том случае, если мы сможем не только производить ядерное топливо, но и использовать его, т.е. вырабатывать электроэнергию на атомных станциях. АЭС, по словам министра энергетики, также начнет работать до 2020 года. С учетом того, что ее сооружение не терпит спешки и предъявляет особые требования к безопасности, срок вполне разумный и реальный.
После запуска производства топливных сборок и АЭС Казахстан войдет в клуб атомных держав мирового масштаба - в отличие от роли мирового сырьевого придатка, в которой он пока пребывает. Очевидно, что не сбываются "страшилки" по поводу неминуемого краха всех проектов. Они просто в немыслимом количестве стали размножаться после того, как президента компании Мухтара Джакишева, а также ряд других высокопоставленных руководителей отстранили от должностей, возбудив уголовное дело. Напомним, их обвиняют в нарушениях при продаже долей в стратегических месторождениях, которые за бесценок ушли подставным фирмам, зарегистрированным в оффшорах.
Сразу после возбуждения уголовного дела стартовала беспрецедентная информационная кампания - многосерийная хвалебная ода бывшему руководству "Казатомпрома". Разными путями внушалась одна и та же мысль: без Джакишева с Казахстаном разорвут отношения все зарубежные партнеры, целая отрасль откатится на десять лет назад и т. и т.п. Особой популярностью пользовалась теория "руки Москвы". Мол, арест Джакишева был спланирован в Кремле, дабы уничтожить Казахстан, как самостоятельного игрока на ядерном рынке, сделав его зависимым от России. А нового главу "Казатомпрома" Владимира Школьника называли не иначе, как агентом "Росатома" и ФСБ в одном лице. (То, что Джакишев сотоварищи передавали за символические суммы урановые месторождения фирмам неизвестного происхождения, надо полагать, укрепляло казахстанскую ядерную независимость...).
Это все слова, а факты - рост производственных показателей "Казатомпрома" и дальнейшее развитие отношений с зарубежными партнерами. И не просто развитие, а переход на качественно новый уровень. Можно много кричать и сочинять, но стратегический контракт с французской AREVA обращает в пыль все домыслы. Данный контракт, кстати, окончательно развеял миф о "российском заговоре". И настолько убедительно, что те критики, кто уверял о "руке Москвы", сейчас вещают о "руке Парижа" и о тайном сговоре против России. Ручаюсь, что как только будет подписано соглашение с Китаем в атомной сфере, мы услышим про "руку Пекина".
Организаторы информационной кампании явно перегнули палку, и теперь уже никто не верит их россказням "а ля Стивен Спилберг", потому как работа "Казатомпрома" доказывает другое. Впрочем, а могло ли быть по другому? Доводы о том, что компания удерживает позиции на мировом рынке исключительно благодаря личным качествам Мухтара Джакишева, с самого начала не выдерживали никакой критики. Личные связи имеют определяющее значение лишь для отдельных отраслей. Например, такого бизнеса, как поставка девушек олигархам, чем занимается знаменитый Петр Листерман. У ядерной же индустрии несколько иная специфика. Здесь важна ресурсная база, технологии, кадровый потенциал предприятия (а не отдельных личностей, как бы высоко они не ценили свою роль в истории).
Почему так успешно расширяет свое присутствие на мировом урановом рынке Казахстан? Потому что у нас богатые запасы, низкая себестоимость их извлечения, наличие производственных мощностей. Подобным сочетанием конкурентных преимуществ обладают немногие. И чтобы зарубежным компаниям отказаться от дешевого урана, нужно не совсем дружить с головой. А таковых в серьезном ядерном бизнесе - к глубокому разочарованию сторонников Джакишева - просто не бывает.
Если называть вещи своими именами, то для продажи дешевого урана, не нужны личные связи. Другое дело - войти в сектор переработки и энергетики. Но и тут важнее не личность: такого уровня бизнес базируется на серьезных финансовых возможностях, ресурсах, долгосрочной стратегии.
Защитники Джакишева, выстраивая "культ личности" в атомной промышленности, сами себе противоречат. Если с уходом одного человека, по их мнению, все разрушится, то это говорит не о выдающихся достоинствах, а о вопиющих недостатках менеджмента. Такая "пирамидальная" модель управления в современной экономике считается самой неэффективной. "Казатампром", действительно, был завязан на личностях, и это было его не преимуществом, а слабым местом. Потому что личные, групповые интересы стали выше государственных. Теперь есть шанс, что "Казатомпром" станет все-таки не частной лавочкой, а национальной компанией, достойно представляющей интересы республики.
Алиби Саитов
|