Законник вне закона. В масштабное политическое шоу превратилось "дело Жовтиса" в Казахстане 00:18 03.11.2009
Законник вне закона
В масштабное политическое шоу превратили "дело Жовтиса" отдельные товарищи, известные стране своей любовью к скандальным методам выражения несогласия с властью. Обычное дорожно-транспортное происшествие, закончившееся, к несчастью, смертью потерпевшего, пытаются трансформировать в "давление на свободу мысли" исключительно по той причине, что виновником ДТП является не абы кто, а известный правозащитник
Ежегодно в Казахстане происходят тысячи ДТП, гибнут сотни людей. Только за первые полгода, по данным МЧС, в республике в дорожно-транспортных происшествиях погибло около полутора тысяч граждан. Их имена известны, разве что близким, следователям, которые вели дела о происшествии, да его виновникам. Когда под колесами авто погибает известный человек – это становится известным стране. Особенно, когда гибнет тот, кто эту информацию и доносит до народа – журналист. В июне 2002 года в степях под Семипалатинском погибли корреспондент газеты "Панорама" Екатерина Латыпова, оператор 31-го канала Ержан Иманкулов и ученый Олег Короленко. В мае 2005 года на перекрестке улиц Навои - Аль-Фараби в ДТП погибла генеральный директор агентства "Хабар" Жанар Абдильдина. В 2007 году погиб за рулем собственного автомобиля главный редактор публицистических программ агентства "Хабар" Бейбит Кусанбек. В том же году два года тому назад на алматинском перекрестке, в центре города фура смолола и задавила Сакена Таужанова, активно публиковавшегося на сайтах Диалог и Зона. Спустя буквально десять дней после этой трагедии на другом алматинском перекрестке в большую автокатастрофу попала уже целая группа журналистов со своими семьями - Кенже Татиля, Джанибек Сулеев и редактор газеты Политика.кз Бакитжан Мукушев. В июне прошлого года в ДТП попал главный редактор и ведущий информационных программ телеканала "Рахат" Александр Шульга. Вместе с ним погибли дочь и родители. Летом этого года телекорпорация "Казахстан" проводила в последний путь талантливого журналиста Руслана Болебая.
Никто, ни один человек, ни один правозащитник не усомнился в том, что эти случаи – результат трагической случайности. Другое дело, когда в подобных происшествиях фигурируют люди, чья деятельность считается оппозиционной.
Так, гибель в 2004 году в ДТП корреспондент интернет-газеты "Навигатор" Асхата Шарипжанова была представлена коллегами и правозащитниками как преступление с политическим окрасом. Высказывалась даже версия, что история с ДТП была инсценирована, чтобы скрыть якобы уже совершенно убийство. И все потому, что Шарипжанов специализировался на написании материалов о важных политических процессах, высказываясь весьма критично в адрес власти.
По аналогичной схеме сейчас пытаются "раскрутить" и дело Евгения Жовтиса, который в июле совершил наезд на пешехода, в результате которого погиб человек. Хотя сам Жовтис не только не отрицал данного факта, но даже активно помогал следствию. Однако как только стало известно, что из свидетеля он переквалифицирован в обвиняемого, известный правозащитник, руководитель "Казахстанского Бюро по правам человека и соблюдению законности" тут же обнаружил в деле массу нарушений закона.
То есть пока он нарушил закон, не карающий его, все было "ок". Жовтис даже умудрился предложить родителям погибшего парня деньги - в качестве компенсации потери, и надеялся на "соглашение сторон", что казахстанское законодательство не приемлет в принципе - в случае гибели человека (уж кому-кому, а Жовтису это было прекрасно известно). Но как только над ним самим повис дамоклов меч правосудия, все законы срочно стали плохими.
Но и это не самое страшное (хотя, что может быть страшнее двуличия человека, позиционирующего себя "самым честным" в стране). Объявившие себя группой поддержки Жовтиса защитники развернули всеказахстанскую кампанию по его защите с призывом: "Не дадим свершиться правосудию!" Они заявляют и о нарушении законных прав Жовтиса на свободу, и заявляют, что "сажать такого человека – известного казахстанского правозащитника" - это грех. И во всем винят, естественно, своих главных политических противников – Астану, заявляя, что именно она решила "разобраться" с "единственным говорящим по-английски" правозащитником в канун председательствования в ОБСЕ. Еще немного, и они могут довозмущаться до того, что заявят, что и погибший Кайрат Молдабаев был ни кем иным, как сотрудником спецслужб, во имя высокой идеи лишившийся жизни под колесами "ТАКОГО" человека.
Сегодня эта шоу-группа не жалея сил и средств пытается выдать желаемое за действительное – то устраивает митинги и пикеты, то "мутит" автопробег из одной столицы в другую и жутко возмущается, что на узких дорогах страны попадает в пробки. То есть, делает все, чтобы казахстанцы узнали не только об осуждении Жовтиса, но и их "подвигах" в деле борьбы с властью. В общем, еще не известно, чего она жиденькая компания хочет больше – действительно освободить руководителя "Казахстанского Бюро по правам человека и соблюдению законности" или использовать его имя для пиара своих собственных.
Но как ни крути, в этой ситуации главным является тот факт, что человек, многие годы призывавший соблюдать законы, нарушив его (пусть даже случайно), пытается всеми силами обойти то самое правосудие, за которое он столько ратовал.
Клара Жуматова
|