Б.Мусаев: В Ташкенте повторилась зачистка территории, в результате которой погибли сотни… 14:50 12.12.2009
НЬЮ – ТАМЕРЛАН и иже с ним - вот о чем, елки – палки, пересуды в махалле.
Вначале был Андижан, а в ноябре 2009 года в Ташкенте – столице Узбекистана, повторилась зачистка территории, в результате которой погибли сотни… На этот раз жертвами действий власти явился другой очень гордый народ, именуемый чинары. К слову сказать: среднеазиатская чинара относится к одному из видов семейства платановых – крупных листопадных деревьев, произрастающих в Северной Америке и от Восточного Средиземноморья до Индокитая. Платан восточный, или чинар, высота его достигает до 50 м, окружность 18 м., живет свыше 2 тыс. лет (см. Советский Энциклопедический Словарь. М. 1979. с.1023). Чинара растет и культивируется в Иране, Центральной Азии и Кашмире. Величественные платановые аллеи встречаются во многих городах мира. Естественно, им уделяется много внимания, их запрещено вырубать без специального разрешения правительства, хотя бы потому, что они не только дают тень, радуют глаз человека, привлекая его внимание своим великолепием, а более всего тем, что благоприятствуют созданию гармонии души, точнее, достижению состояния "созерцательного спокойствия". Наверное, именно данные обстоятельства привлекают под сени чинаров многих людей, в частности, и толпы туристов, особенно в странах с жарким климатом. На одном из иллюстраций к "Диван –и- Анвари" изображено дерево, это чинара на ветвях которого сидят птицы и сам поэт Анвари. В "Акбар – намэ" есть упоминание того, как… Впрочем, несколько опережая порядок изложения, подчеркну: в интересах исключения вероятности сведения факта уничтожения чинаров, читай, сквера Амира Тимура к спекулятивному характеру пересудов махаллинского уровня, должно признать, что названная история является темой для серьезного разговора. Ташкентский сквер – без преувеличения редкостной красоты место среди городов Центральной Азии. Больше того, можно было сказать ранее о былом месте: это подлинная наша история в том смысле, что речь идет и о Времени в его персонифицированном выражении, а отнюдь, не бездушном и малосодержательном том факте, что названный сквер устроен по велению первого генерал – губернатора Туркестана К.П. фон Кауфмана (1867 – 1882 гг.). В действительности, в том то и дело, что дело не в том, а именно, не в этом факте, который к тому же, как и любой факт поддается манипулированию, не важно, из каких соображений (пусть даже субъективно, лучших). Главное, что сквер, носивший некоторое время имя его основателя, затем, называвшийся сквером Революции и, наконец, переименованный в сквер Амира Тимура, будучи элементом ландшафтной архитектуры, выполнял всегда, как мне представляется, свое изначальное предназначение - быть средой покоя и гармонии, местом, где отдыхала душа человека, обретая соответствующей ей ритм и равновесие. Естественно, что этот чудесный уголок стал неотъемлемой частицей облика города, по которому можно было, смело судить и о культуре страны, уровне эстетического развития ее народа, состоянии бытовой инфраструктуры. Казалось бы, что чинары обречены, жить многие и многие лета, а особенная их красота в пору цветения будет волновать наше воображение, пробуждать лучшие чувства тех, кто будет жить после нас…. Слухи, что руководство Узбекистана приняло решение вырубить вековые деревья - чинары в центре Ташкента, включая сквер, стали курсировать среди горожан далеко не вчера. Вместе с тем, как - то не верилось, что люди у власти будут способны, по меньшей мере, скажем так, на действия, совершенно лишенные здравого смысла. Но наступило 11 ноября. По данным "Фергана. Ру" с этой календарной даты 2009 г. "сверху" дана отмашка для уничтожения сквера. Я ездил к скверу в эти дни раз –два, чтобы увидеть своими глазами… Рассказывать, как это происходило, насколько тяжело, настолько и противно, потому что это безобразная и гнусная история. Она просто убивает. В голове пусто, ступор, а в сердце – тяжесть эмоций. Как разгрузиться, очиститься? Все же, надо пережить и такое, найти силы и корни в себе, чтобы пережить время власти "грязи", время власти которого хватает за горло. Понятно, что нельзя просто жить, как будто ничего такого не происходит, когда видишь и слышишь, что под разговоры о строительстве новой жизни, гармонично развитого поколения, крепнущей де уверенности людей в завтрашнем дне, преемственности культуры и освоения духовного наследия, на самом деле, повсеместно и кругом ломают, извращают, коверкают, свершают насилие, воруют, лгут, профанируют, опошляют все и вся. Оттого, помимо этого и прочего, невольно думается: Ташкент объявлен городом исламской культуры, безусловно, никто против этого не возражает, но означает ли это, что в ближайшем будущем будет окончательно искоренено все, что было создано в градостроительстве, связанное, в частности, с образцами некоторых стилей европейской архитектуры минувшего столетия, включая, конечно, фундаментальные принципы ландшафтной архитектуры? Разве не это проявление варварства вкупе с отсутствием художественного вкуса мы уже наблюдали в 90 –е гг., например, когда уничтожили центральный парк им. Горького, на месте которого воздвигли административное здание. Сегодня подобную участь разделил и сквер. Теперь, это место заслуживает того, чтобы назвать его просто скверным или устроенном скверно, где на огромной площади, словно грибы после дождя, сразу "произросла" целая армия бельгийских елок, по поводу которых я услышал от одного знакомого пожилого узбека реплику, сказанную им не то в шутку, не то всерьез, что якобы это подарок Обамы узбекскому президенту и Тимуру к рождеству. На центральной части площади возвышается конная статуя средневекового полководца. Это, видимо, согласуется с замыслом проектировщиков расширить пространство для обзора, а равно подчеркнуть мнимое величие и грандиозность Дворца для международных форумов, строительство и открытие которого было приурочено к 18–й годовщине независимости Узбекистана. Что далее? Если подумать, "критически оценивая пройденный за минувший период путь.." (И. Каримов), особенно с учетом того, как говорят из года в год, произносят свои длинные и скучные монологи наши краснобаи с высоких трибун и что делают конкретно по жизни, в реальной действительности, то и немыслимо представить, что еще ждет страну и ее народ впереди. Хотя и нынче жизнь проклятая, надеюсь, нас минует крах.
Ташкент. 12. 12. 2009 г.
Бахадыр Мусаев, социолог.
|