Е.Волжский: Великий Имам и тонкости религиозной политики Таджикистана 11:51 21.12.2009
С начала года в Таджикистане проводятся мероприятия, посвященные празднованию 1310-летия Имама Аъзама – основателя ханафитского мазхаба в Исламе. По убеждению руководства страны и ряда других таджикских государственных деятелей, "сын таджикского народа" Великий Имам, сделал неоценимый вклад в развитии межцивилизационного диалога, тем самым еще раз показав исключительную роль таджиков в мировой истории. Указ "Об объявлении 2009 года Годом Великого Имама" президент Таджикистана издал 15 сентября 2008 года. Свое решение об объявлении 2009 года Годом основателя религиозного течения ханафия – Имама Аъзама президент страны озвучил 8 сентября на торжественном собрании по случаю 17-й годовщины независимости республики. Подчеркнув, что 97% населения Таджикистана придерживаются течения ханафия, Э.Рахмон отметил, что "являясь сыном родителей-таджиков, Абу Ханифа придавал большое значение языкам неарабских народов, особенно таджикскому языку, считая их необходимым для укоренения коранической культуры в сердцах людей". В новогоднем поздравлении лидер Таджикистана высказал следующее: "с целью более глубокого познания огромного вклада одного из выдающихся представителей нашей нации – Абу Ханифы Нуъмана Ибн Сабита – в развитие исламской культуры и цивилизации, а также дальнейшего укрепления национального самопознания людей, особенно молодежи нашей страны, мы объявили 2009-й год Годом памяти Великого Имама". Стоит отметить, что в течение 2009 года наблюдалась активность таджикского истеблишмента в "исламском" направлении. В рамках празднования Года Великого Имама, в Таджикистане проводились различные международные мероприятия. Так, в феврале т.г. состоялась республиканская конференция "Толерантная сущность учения Великого Имама и состояние религии в стране"; в апрельском номере журнала "Аль-Азхар", который является ежемесячником Академии исламских исследований при Университете Аль-Азхар Арабской Республики Египет, была опубликована статья президента Таджикистана "Великий Имам и национальный менталитет таджиков" под рубрикой "Страницы цивилизации Таджикистана"; в начале октября т.г. в Душанбе прошел международный симпозиум, посвященный 1310-летию Великого Имама под названием "Наследие Абуханифы и его значение в межцивилизационном диалоге". Более того, в течение ближайших 5 лет в Душанбе планируется построить крупнейшую мечеть в ЦА, способную одновременно вмещать до 150 тыс. человек. Предполагается, что необходимое финансирование проекта поступит из ОАЭ. Празднование юбилея великого ученого-богослова как Абуханифа в Таджикистане можно только приветствовать, так как роль и заслуга Великого Имама в исламе действительно очень значительна. Однако вся фишка таджикской активности в данном направлении состоит в том, что Великий Имам, якобы, является никем иным как лицом таджикской нации, и соответственно заслуги Абуханифы можно справедливо отнести к заслугам таджиков. Налицо искажение исторической правды. Фальсификация этнической принадлежности Абу Ханифы Президентом Таджикистана делается сознательно в русле государственной политики псевдоисторических претензий кулябского руководства к общемировым личностям и территориям, по выражению Э.Рахмона, от Инда до Средиземного моря. Как известно, Имам Абу Ханифа Нуъман Ибн Сабит (699-767 гг; по хиджре 80-150 гг.) родился в г.Куфе (Ирак) в семье принявшего Ислам иранского мавали (мусульманина, находящегося под покровительством того или иного арабского племени) и относился к племени Теймуллы ибн Саълаба ибн Бакра ибн Ваиля. Величайший Имам, является основоположником Ханафитского мазхаба в Суннитском течении Ислама, которого придерживаются также мусульмане стран Центральной Азии. Во всех письменных источниках утверждается, что Абу Ханифа проживал в родном городе Куфе и умер в результате притеснений Аббасидского халифа Ал-Мансура. Жизнедеятельность Имама Абу Ханифы была связана кроме родного города с Меккой, Басрой и Мединой. На территории Маверауннахра он никогда не был и не знал о существовании таджиков, поскольку первые упоминания о них в исторической литературе появились лишь в 10 веке. Подобный курс государственной политики Таджикистана можно интерпретировать как своего рода спекулятивный пиар действующей власти. Спекуляции на тему ислама – самой чувствительной сферы жизнедеятельности народа – имеют лишь одну цель – укрепление положительного имиджа руководства страны и отвод внимания общественности от насущных проблем социально-экономического характера. Примечательно, что руководство страны не совсем искренно обеспокоено чаяниями народа в плане религии и отправления основных обрядов. Так, 2 апреля т.г. в республике вступил в действие новый закон "О свободе совести и религиозных объединениях", который вызвал неоднозначную реакцию как внутри страны, так и за ее пределами. В частности, в соответствии с документом, вводится государственная цензура религиозной литературы, ограничивается практика отправления религиозных обрядов в мечетях, усиливается контроль над деятельностью религиозных объединений, а также запрещается чтение намаза на рабочих местах, в воинских частях и иных официальных учреждениях. В законе также определено, что на территориях городов и районов республики может быть образована только 1 центральная соборная мечеть, которая будет создаваться в населенных пунктах, где проживают от 10 до 20 тыс. человек, а в душанбинских микрорайонах и махаллях этот лимит определен в пределах 30-50 тыс. человек. При этом имам-хатибы мечетей будут назначаться по согласованию с уполномоченным государственным органом. Член верхней палаты парламента Таджикистана Xоджи Акбар Туражонзода неоднократно выказывал недовольство по поводу принятия данного закона, который, по его мнению, всячески притесняет права верующей части населения. Между тем, растет напряженность и среди простых граждан страны, которые возмущены действиями сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по практической реализации положений закона, в частности, мероприятиями по выявлению и закрытию т.н. "молельных помещений", а также мечетей, не прошедших перерегистрацию в установленном порядке. К тому же, в мечетях, где число прихожан не достигает установленного законом количества, запрещается совершать пятничные намазы. Таким образом, если власть, с одной стороны, на государственном идеологическом уровне всячески пропагандирует мнимую роль таджиков в развитии и обогащении исламского духовного наследия, то с другой стороны, на более локальном и практическом уровне, она жестко регламентирует порядок религиозную деятельность населения, ущемляя тем самым права "рядовых" мусульман.
Евгений , востоковед
|