Р.Хаитов: Под маской благих намерений. "Салафия" ("Ас-Салафьюн") в Таджикистане 12:05 10.02.2010
Под маской благих намерений
В сегодняшнем Таджикистане ислам закрепил свои позиции не только на бытовом, но и на политическом уровне. В стране легально действует религиозная политическая сила – Партия Исламского возрождения. Есть и формально запрещенные религиозные партии, такие как "Хизб-ут-Тахрир", или течение "салафистов", основными задачами которых является осуществление "джихада". Напомним, что религиозное движение "Салафия" ("Ас-Салафьюн") – одно из самых радикальных фундаменталистских течений в исламе. Его последователи в разных странах пользуются покровительством религиозного истеблишмента Саудовской Аравии, и крайне враждебно относятся к шиитам, и соответственно к иранцам. Салафиты, призывают к борьбе с властями. Движение салафитов имеет фундаменталистскую религиозную направленность и призывает к возврату к истокам ислама, к "чистоте" не только веры, но и образа жизни. Фактически – к возврату в Средневековье. По сути, это тот же самый ваххабизм. В Таджикистане учение быстро набирает популярность, особенно среди молодежи. В Таджикской Республике особенно на юге, это течение получило распространение еще в начале 2000-х, и теперь численность его сторонников более 20.000 человек. Большинство из них составляют молодые люди, получившие теологическое образование в Пакистане, Саудовской Аравии, ОАЭ и Йемене. К примеру, рост количества сторонников данного течения на сегодня наблюдается на территории Матчинского района Согдийской области страны. Салафиты открыто пропагандируют свои идеи среди жителей села Оббурдон Матчинского района. Лидером местных салафитов считается имам мечети "Нусрат эшон" села мулло Сафар, имеющий связи с представителями некоторых арабских стран. В организованной в мечети "худжре" молодой имам обучает местную молодежь нетрадиционному исламу. После начавшейся в 2007 году массовой "охоты" на экстремистскую шушеру ярые ученики мулло Сафара Абдужалиллов Мухаммаджон и Кодиров Максуд не без помощи имама спешно выехали сначала в Саудовскую Аравию, а затем перебрались в РФ. Сам же "духовный наставник", благодаря связям в правоохранительных органах страны избежал уголовной ответственности, и на время прекратил свою агиткампанию. Но в начале этого года после своей "реабилитации" в должности мулло Сафар вновь начал распространять идеи "салафитов" среди населения. Лидер "салафитов" Согдийской области домла Сирожиддин, кстати постоянно приглашающийся жителями г.Худжанда для проведения различных религиозных мероприятий, в ходе своих выступлений открыто высказывается об обязательности приучать детей с ранних пор ходить в мечеть. Женщины же, по словам муллы, обязаны носить "хиджабы". Наблюдаются и более резкие призывы… Имам местной мечети поселка "Камадон" Матчинского района Мулло Зухур домла организовал на территории мечети подпольную ячейку, где обучает местную молодежь идеям "салафизма". Аналогичное обучение проходят и жители поселений "Виткон", "Пастигов" Матчинского района, в мечетях которых организованы курсы обучения экстремистским идеям детей в возрасте от 7 до 15 лет. Еще одним из лидеров "салафитов" Парпиевым Саъдулло среди жителей поселка Саро (Курук) Аштского района области периодически распространяются различные брошюры и журналы, пропагандирующие экстремистские идеи. Одной из таких агитационных литератур, является журнал "Даъват", публикуемый на таджикском языке в ИРА и ИРП. Участились факты пропагандисткой деятельности приверженцев данного течения также в Спитаменском районе. Следует отметить, что после объявления в стране течения "салафия" вне закона, таджикские спецслужбы провели ряд мероприятий, несмотря на это на территории мечети населенного пункта Сепула до сих пор функционирует подпольная ячейка "салафитов", которая еженедельно организовывает сборища для совершения религиозных обрядов. Рухулло Хаитов
|