Б.Мусаев: О страхе. Фрагменты рефлексии 14:01 20.02.2010
О СТРАХЕ. Фрагменты рефлексии. Из писем социолога.
Друг мой, я не раз и не два писал тебе, говорил себе, что чему быть, того не миновать. Вот сегодня я опять об этом подумал, читая Бодрийара Жана. В работе "Пароли. От фрагмента к фрагментам" обратили мое внимание суждения философа о фатальном и фатальности всего, в нашем распадающемся мире, и в частности, строки: "Судьба есть принцип реверсивности в действии". В действительности, если об этом принципе реверсивности (возвращении), о силе необратимости предначертанного наказания для каждого из людей, то, разумеется, я не могу составить исключения.… Недавно завершился суд над женщиной - фотографом и оператором Умидой Ахмедовой. Она избегла наказания. Однако создан прецедент по привлечению к суду за выражение убеждений. По данному поводу у меня появилось ощущение, что мне, в конце концов, не миновать своей судьбы (тем более приближается круглая дата – 5 летие Анд. – 2005). Не я ли сам способствовал тому, что вернулся сам в тот свой дурной сон, вернувшись в Узбекистан. Итак, ловушка захлопнулась. Я в лабиринте той социальной реальности, которая еще хуже моего дурного сна, приснившегося зимой 2007 в Ташкенте и повторившегося в Гамбурге, где в том самом сне очутился на улицах старого города. Я один и вижу узкие безлюдные лабиринты улиц этого старого города. Глухая тишина.. Кричи, что есть силы и никто тебя все равно не услышит. Я бегаю в отчаянии, потому что нет выхода из лабиринтов. Кругом серые стены и дома без окон. Ни души…Слышу лишь как гулко стучит и стучит мое сердце, щемит… . Мне теперь не о чем беспокоиться. Все будет так в силу необратимости развития "событий". Даже становится смешно, как подумаю о том, что как до Европы далеко, куда я желал вернуться когда – нибудь, на случай, чтобы умереть хотя бы с сознанием, что я в свободной стране. Ведь, поистине не- свобода не жизнь. Пробуждаюсь от грез. Оглядываюсь окрест. Вот слышу гул самолетов. Совсем недалеко от моего дома находится закрытый аэродром "Тузель". Известно, отсюда отправляют прямым рейсом на житие в "Жаслык" заключенных, по большей части обвиненных в экстремизме, терроризме из категории верующих мусульман, а также отчасти и других, виновных однако также из -за выражения иных убеждений. Кстати, живу я на массиве "40 лет Победы", который переименован ныне на массив "Тузель"….
Нет, мне не совсем страшно, убеждаю я себя. И все же, видимо, в моем подсознании сидит страх, тот страх, от которого порой трудно избавиться, особенно накрывающих меня с головой в снах моих. Там он (страх) настигает меня и гложет душу, разъедает сознание. Признаюсь, от этого становится мне стыдно, что не могу с собой ничего поделать. Проявления страха реальны. Они в ощущениях, в предчувствиях, что беда близка. Вот она подстерегает меня, хотя бы, например, в тревожных снах и наяву, когда рождаются сомнения типа того, что стоит ли себя подвергать риску, по меньшей мере, быть подвергнутым остракизму…., что, наконец, целый мир не стоит того, чтобы моя, скажем так, моя неблагонадежность инакомыслящего не аукнулась на судьбе моих детей….Может пора мне остановиться и жить как абсолютное большинство благоразумно, не видеть, не слышать, не думать….Да, именно, перестать рефлексировать, когда видишь неприглядности и остановиться, перестать быть самим собой …Все же, со мной происходит по обыкновению нечто, когда меня будто подталкивает кто – то и я выскакиваю тогда из своего убежища, словно из окопа, что – то выкрикиваю. Но сколько эта безнаказанность еще продлится, никто не может знать.
Знаки необъяснимые, от которых тревожно - мне никто не грозит, но никто и не общается. Например, дочь и сын не звонят мне, а сам я усмиряю свои порывы увидеть, услышать голоса детей и внуков, обнять…. Верно, я не имею "права" видеть их и беспокоить, чтобы не навредить им.
Я часто думаю: быть может мир действительно системен, а значит и разумен, но почему же тогда он в своем диахронном развертывании предстает зримо, без прикрас, натурально, особенно, здесь и сейчас, на моей стороне, не более чем зона. Как же еще мне воспринимать этот мир и молчать!
Конечно, я имею в виду не весь мир. Хотя, понятное дело, где бы то ни было, абсолютно не доминируют ни зло и ни добро. Однако от осознания этой истины мне не легче, потому как сказал поэт: "У нас на земле творятся подлости, унижения….", и "…сердце горит" (А Фитрат).
Ташкент. Февраль 2010 г. Бахадыр Ф. Мусаев, социолог.
|