Н.Рахмат: Я - за Сибирские реки в ЦентрАзии. Что касается стоимости проекта и его финансирования... 11:38 05.03.2010
Н.Рахмат: "Я за Сибирские реки"
Обычно, те или иные социальные или исторические процессы можно поделить на четыре ступени их развития. Первый этап образно можно представить так - ни разговоров, ни действий. Идея только определяется. На втором этапе начинаются околоидейные разговоры, но действия пока нет. Далее разговоры продолжаются, но и работа не стоит на месте. И наконец, словоблудие заканчивается, а реализация идеи в самом разгаре. Эту закономерность можно вполне применить к наболевшему вопросу о повороте течения сибирских рек в Среднюю Азию. Проблема в связи с известными политическими и экономическими потрясениями, в основном, с развалом Советского Союза, не потеряв актуальности, сегодня совсем сошла на "нет". Хотя напомню, что именно в те времена в Средней Азии было построено множество каналов и водохранилищ, которые обеспечили местных жителей работой и хлебом, о чем достаточно писалось в газетах. В наше время ситуация с водой в Среднеазиатском регионе очень острая. Давно не секрет, что в Каракалпакии, Хорезмской и Бухарской областях уже сегодня невозможно употреблять водопроводную или же артезианскую воду. То есть эти территории превратились в экологически неблагополучную зону. В связи со строительством гидроэлектростанций в верхних частях Амударьи и Сырдарьи и мировым потеплением запас воды в реках Средней Азии резко уменьшается. А если предположить, что и Афганистан потребует свою долю, когда в стране восстановится мирная жизнь, то можно представить, что такой расход воды приведет к экологической катастрофе. И только сибирские реки способны решить эту проблему, причем обеспечив живительной влагой миллионы людей не в одном Узбекистане, но и всей Средней Азии. В барханах Кызылкума зацвели бы сады, заколосились бы поля, да и хлопка можно было выращивать куда больше. А это значит новые рабочие места. Но главное, частично была бы решена проблема высыхания Арала.
Теперь о самом проекте. Когда-то мне пришлось работать в комитете по охране природы Узбекистана, где я и ознакомился с этим проектом. На тот момент длина главной магистрали, от которой отходили еще ветки, составляла 2250 километров, ширина в среднем - 200, глубина - 16 метров. На территории Казахстана магистраль пересекала Сырдарью и, пройдя несколько километров по территории Каракалпаки, вливалась в Амударью. Надо сказать, что канал по объему принес бы Казахстану и Узбекистану столько воды, сколько дает Сырдарья ежегодно. Конечно, на строительство века потребовались бы огромные усилия, средства, возможно, не один год. Однако это стоило бы того - канал принес не только воду, но, разумеется, и политическую стабильность. А экология? Где вода, там и жизнь: птицы, растения, животные.
Но, надо заметить, в первом варианте проекта имелся единственный недостаток. Не было намечено бетонирование канала, а ведь если этого нет, то возможны болота, засоление почвы.
Что касается стоимости проекта и его финансирования. Многие африканские, арабские государства, продавая нефть, покупают воду. Средняя цена кубометра воды на данный момент в мире составляет где-то три доллара. Поэтому при строительстве нового канала придется регулировать ценообразование. Например, питьевая вода будет дороже, чем поливная. А для Арала, думаю, она станет бесплатной. Конечно, в дальнейшем будут подписаны межгосударственные договоры, которые дадут возможность помогать осуществлению проекта международным организациям. А потом, если каждый кубометр воды будет использоваться разумно, то затраты при строительстве окупятся во много раз.
Сейчас между Россией и Казахстаном идет доработка этого проекта. Я надеюсь, что наш Узбекистан не останется в стороне, и задача СМИ – не отмалчиваться, а широко обсуждать этот вопрос. (Подробно в nusratrahmat.dlogspot.com)
Нусрат РАХМАТ, Самарканд
Н.РАХМАТ: Удивление американского хлопкороба Никогда не забуду мою давнишнюю встречу с фермером-хлопкоробом Дуэн Виллзом из Техасса. Тогда меня очень интересовала агротехника, условия и вообще жизнь американских фермеров-хлопкоробов. Мистер Виллз сначала поинтересовался, разбираюсь ли я в хлопководстве. Я ответил что, закончил в свое время агрономический факультет, и тогда он охотно вступил в разговор. Когда речь зашла о ягане (прореживание всходов хлопчатника), он вдруг удивился. "Господин, мне непонятно, почему это у вас прореживают хлопчатник?" - " Потому что сеют плотно, и всходам бывает очень тесно". Узнав, что у нас норма сева 60 килограмм семян на гектар, а мы порой расходуем до 100 килограммов, искренне поразился. Оказывается, норма сева у американцев ни превышала 17 килограммов. Надо признать, социализм исчез, но социалистическое расточительство осталось с нами по сей день. А ведь из одного килограмма семян хлопчатника можно получать 280 граммов масла, 150 граммов мыла, еще корм для скота, глицерин, лак, спирт и так далее. После сева хлопчатника перешли к его уборке. Дуэн Виллз и другие фермеры США убирают урожай машинами всего один раз. Остальные 10-15 процентов оставшегося урожая идет под распахивание, иначе просто неэкономично. Как получается собрать урожай за раз, когда мы мучаемся и с третьим и даже четвертым сбором, Дуэн Виллз ответил просто. Оказывается, все дело в особом сорте хлопчатника, который очень устойчив к болезням, неблагоприятным условиям. Плюс ко всему коробочки раскрываются одновременно, причем листья падают сами в это время, без дефолиации. Прочитал из журнала об опыте фермера-хлопкороба Фреда Балларда, проживающего на берегах Миссисипи. Он получает с каждого гектара богарных земель 7-8 центнеров хлопкового волокна. Это значит 22-23 центнера хлопка-сырца. Сеют сеялками, убирают машинами. Больше никаких расходов. У Фреда Балларда имеются и поливные земли. От каждого гектара таких участков он собирает по 60 центнеров хлопка-сырца. Считаю, что нашим труженикам полей необходимо изучать зарубежный опыт и по поливу хлопчатника, где используются дождевые воды и капельный метод. Фред Баллар, к примеру, часть хлопчатника поливает подпочвенным методом. Для этого через каждые 75 см и на глубине 70 см укладываются асбестовые трубы. Вода просачивается через них и обеспечивает растения влагой, более того, таким же методом поставляются в почву и минеральные удобрения. Все это приводит к экономии не только воды, но и топлива, сохраняется плодородие почвы. Благодаря технологии, семья из 4-5 человека без труда выращивает хлопчатник на более чем 300 га. Конечно, в одной статье все не расскажешь, но и из вышесказанного, можно сделать вывод, как далеко ушла вперед у западных фермеров агротехническая наука. Жаль что, хлопкоробы наших Среднеазиатский республик недостаточно знакомы с опытом своих заокеанских коллег. У нас фермерское движение только началось, и надеюсь, все еще впереди.
(Подробно в nusratrahmat.dlogspot.com)
Нусрат РАХМАТ, Самарканд
|