КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 09.03.2010
19:31  Звездный подиум Ирины Шариповой. Первой вице-мисс Россия-2010 стала дочь мисс-Узбекистан (фото)
17:41  Талибы, отдав Марджу силам НАТО почти без боя, провели серию успешных терактов
16:47  "РБК": Китай не собирается менять американские облигации на золото
16:18  В Кыргызстане сменен губернатор Нарынской области
13:26  "ЭК": Запасные аэродромы строительной отрасли Казахстана
13:22  Б.Сапар Али/Т.Елдесбай: Созидательная альтернатива стратегической нестабильности в Евразии
12:40  В Стамбуле пытались взорвать украинское консульство. "Бомбист" ранен и задержан охраной

12:17  Global Post: Россия взращивает в Китае зависимость
12:06  В.Леонов: Сало, газ и Таможенный союз. Москва и Киев закрывают "черную" пятилетку
11:59  Г.Намталашвили: Перспективы порта Кулеви. Pынок сжиженного газа Грузии привлекает новых игроков
11:50  М.Шарипов: Таджикистан продолжает погружаться в пучину внешних долгов
11:06  Астанайскую епархию Русской Православной Церкви возглавил архиепископ Александр (А.Г.Могилев)
10:51  Н.Кузьмин: Их паровоз вперед летит. Рост роли и веса Китая в мировой экономике сопровождается ростом страха...
10:44  А.Шустов: Российский кредит для Киргизии и судьба авиабазы в Канте
10:24  Хищение бюджетных средств в Кыргызстане в 2009 году составило 419 млн. сомов, - глава Счетной палаты
10:21  А.Алиферов: Таможенный союз и Украина. Вызов и ответ
10:09  С.Алиева: Южный Дагестан на карте Русской Империи
10:03  Б.Мусаев: О зоне-2. Фрагменты рефлексии
09:58  Д.Ювачев: Строго по маршруту. Вице-премьер России Шувалов произвел фурор на заурядном форуме СНГ
09:55  Г.Евсеев: Развернувшаяся кампания по строительству Рогуна увеличит объемы наркотиков из Таджикистана в разы
09:49  С.Туник: Отродясь такого не было – и вот опять то же самое...
09:46  С.Терещенко: Расстрел под присмотром полиции. За что погиб начальник лаборатории судмедэкспертизы Караганды Шакиров
09:34  С.Ежков: Менее всего Узбекистан заинтересован в политизации проблемы строительства Рогунской ГЭС
09:31  "РГ": Базовые ценности. США и Киргизия ведут переговоры о строительстве антитеррористического центра на юге страны
09:28  "Огонек": На краю снега. Всего 70 семей ягнобцев - вот практически и все, что осталось от некогда великого народа
09:22  Председателем Госкомстата Туркменистана назначен Акмырат Маммедов
08:26  Первая утрата - школьный друг... Настоящая война панфиловца Токоя Садырова
08:25  И.Ходжаев: Узбек и стон. США и ЕС считают, что с правами человека в Узбекистане стало лучше
08:22  А.Беримбет: Вечный гамбит казахстанского экс-банкира Мухтара Аблязова
08:01  Бердым - железная рука. Президент Туркмении избран почетным членом Всеяпонской Федерации "Каратэ-до"
07:53  К.Раджабов: Рогун нужен не только Таджикистану
07:42  С.Звягин: Ходжалу - правда и вымыслы об армяно-азербайджанской резне
07:41  La Stampa: Операция "Снайпер". Адвокаты и шпионы в крупном нелегальном бизнесе по поставкам оружия в Тегеран
07:31  Times: Кибервойна объявлена. Китай охотится за секретами западных разведок
07:11  З.Бжезинский: "Не вмешивайтесь в дела Ирана, но держите его под контролем"
07:03  "АП": Подавляющее большинство Таджикистана
07:01  А.Габуев: Политический курс юаня. Китай направит госрасходы на поддержание стабильности
06:59  Н.Гриб: Судьбу Nabucco решит Туркмения. Еврокомиссия зарезервировала под проект €200 млн
06:16  "Къ": Погоня за "Аль-Каидой" настигла Сомали. США готовятся к военной операции
00:32  В.Волков: Армия Таджикистана ориентирована на внутреннего врага
Понедельник, 08.03.2010
12:15  В Пакистане смертник взорвал здание полиции: 11 погибших
12:06  Ислам Каримов: Женщина - это чудесное творение Всевышнего
11:41  "Оригинальная газовая схема" И.Макарова на $1 млрд. "Итера" химичит на пару с "Газпромом"
11:22  Ю.Нерсесов: Чужая война. Кто, как и зачем втягивает Россию в афганский конфликт?
11:02  А.Гордин: Ближний Восток - барабаны новой войны?
10:47  8 марта по-афгански. Неизвестные пытались убить депутатку парламента Фаузию Кофи
10:43  В Афганистане деполитизируют государственную службу
10:40  А.Шустов: Российский кредит для Киргизии и судьба авиабазы в Канте
10:35  Р.Оруджев: Азербайджан против изменения соглашения о зоне свободной торговли в СНГ
10:33  А.Шакур: "Китайское предупреждение". Пекин может ввязаться в борьбу за энергетические ресурсы Арктики?
10:13  В.Саркисян: Туркменистан – Иран - Армения: новый энергетический коридор Евразии
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Б.Мусаев: О зоне-2. Фрагменты рефлексии
10:03 09.03.2010

Б. Мусаев.
О зоне (2) из зоны. Фрагменты рефлексии. Из писем социолога.

Друг мой, ты оставил без ответа два моих предыдущих обращения – письма, обронив лишь в адрес моей электр. почты: "Бахадыр, ты самый живой …."
Если у тебя нет возможности продолжить, вернее, закончить формулировку суждения, то не напрягайся. За меня не беспокойся. Как видишь, я живой и живу как все. Главное, выздоравливай сам.
Пусть не вводит тебя в заблуждение слово "все". На самом деле, жить в зоне, это не значит, что мы по природе своей рабы или обязательно сидим. В связи с этим мне на память невольно приходит известный правозащитник Анатолий Марченко, погибший при загадочных обстоятельствах в тюрьме в первый же год перестройки. Как фиксировал он свои наблюдения относительно положения советских людей: "насильно замурованные, отгороженные от мира идейно и физически, лишенные информации не только о мире, но и о самих себе" (Марченко Анатолий. Живи как все. NEW YORK. 1987, с. 64). Он же признавал свою ошибку, когда считал, что советская власть давно уничтожила все живое в стране и в лагерях пытается убить остатки (см. там же, с. 21).
Наверное, друг мой, не сочтешь меня нескромным, если рискну предположить: именно это "живое в стране" ты и имел в виду, когда намеревался написать мне. Хотя должно признать, что в Узбекистане настали другие времена с иными порядками. И все же, тогда и теперь суть их одна, ибо зона есть зона со своим главным "папой" и начальниками, читай, демагогами с большими деньгами. Естественно, остались тюрьмы и коррупция – стержень власти, той власти, что "создала" и заставляет общество продолжать жить по их правилам, т.е. по понятиям. Потому здесь царит атмосфера нетерпимости, насилия, лжи, недоверия, подозрительности и т.п., намешанного на страхе, словом, всего того, когда люди уже забывают, что являются гомо сапиенсом – человеком рассуждающим. Им надо лишь заботиться о том, чтобы элементарно физически выживать. На это брошены все их силы.
Я знаю, друг мой, ты скажешь: слова, слова… Сколько о такого рода порядках написано, начиная с Дж. Оруэлла. Это стало общим местом цитировать его "Скотный двор", сопоставлять нашу реальную повседневную жизнь, находить в нем один к одному признаки тождества со скотским состоянием персонажей этого знаменитого произведения жанра социальной фантастики. И все же нельзя умалчивать, что наша реальность, на мой взгляд, страшнее мира оруэлловской фантазии, так как в ней благополучно живут палачи, подлецы, которые вот уже который год терроризируют узбекистанское общество, пытаясь принудить людей к покорности. Мало говорить о безответственности и безнаказанности носителей исполнительной власти. Если продолжать разговор в данном ключе, то следовало признать: безответственность и безнаказанность власти, с одной стороны, ставит вопрос ребром о законности власти, с другой стороны, - что разрушается (разрушена) основа порядка и законности. В результате, мы здесь и теперь получили зону схожую разве что с убогой совдепией 30 –х гг., которая, как известно с ее начальниками - моральными уродами, угнетала народ и несла ему ужас и смерть. Об этом размышляешь по ассоциации, предполагая, в частности, что властным структурам современного Узбекистана действительно начинает удаваться раскрутить в обществе "спираль молчания" (Э. Ноэль-Нойман), используя репрессивные меры, которые заметно усилены, судя по проходящим ныне в различных городах Узбекистана судебным процессам над многочисленными якобы реальными носителями экстремизма околорелигиозного толка. Вместе с тем, есть основания утверждать обратное. Во всяком случае, достаточно задуматься над тем, к чему приведет эта самая, скажем так, активисткая позиция правительства Узбекистана по раскрутке "спирали молчания" в обществе, репрессиям как средствам принуждения людей к покорности? Чем это все обернется? Ничем, точнее, ударом в стенку тупика, в направлении которого ускоряется наше движение, ибо террор "сверху" неконструктивен по определению. На ее основе нельзя выработать никакой долгосрочной перспективной стратегии действий, которые бы обеспечили истинный социальный порядок и мир. Лично я усматриваю в подобной политике правительства зло и ощущаю его проявления, в частности, в том, что власть достигает не столько покорности членов общества, сколько сеет озлобленность, негодование среди людей. При таком порядке вещей правомерно говорить о том, что не обеспечивается равновесие вещей и более того, баланс их природы непоправимо нарушается. Думается, мы все приближаемся к финишу …Я имею в виду возрастание угрозы самим основаниям общественной безопасности, хаосу и смуте. Это не пустой разговор, потому что реальность такой угрозы существует в силу наличия, помимо "террора сверху", и других серьезных предпосылок. В ряду их, прежде всего, стоит отсутствие надежды у людей в завтрашний день. Что же касается настоящего, то здесь налицо удручающая картина состояния духа человека, связанная с невозможностью удовлетворения самых насущных нужд. Это и отсутствие у него работы, безденежье, оскорбляющее человеческое достоинство полуголодное и нищенское существование, абсолютная потеря веры во власть, правовой нигилизм. Все перечисленное и многое другое наблюдается на фоне фиктивной демократии, т.е. демократии с кавычками, читай, системы, стремящейся закрепить всеми средствами холопские начала в народе, использовать издержки состояния массового сознания, чтобы его сознание и воля были парализованы страхом перед репрессиями и террором.
Не знаю, кто как, но лично я сомневаюсь, что доминирование в нашем обществе, как "наверху", так и " внизу", "репрессивного мышления", "синдрома насилия" и иные не очень хорошие характеристики или черты социально – психологического портрета соотечественников вкупе с внутренней политикой правительства с позиций насилия будут способствовать рождению "психологической базы нового варианта тоталитаризма" ( Гостев А.) массового сознания. Скорее, к своему счастью или несчастью, мы еще можем стать свидетелями получения обратного эффекта…Пишу в сию минуту эти строчки и думаю не в первый раз над вопросами о менталитете нашего народа, который складывался веками и на нынешнем состоянии которого оставляет значительный отпечаток социальная история XX века, в том числе его трагическое настоящее (см. об этом Б. Мусаев серию очерков, воспроизведенных на протяжении 2008 -2009 гг, в частности, и на страницах сайта www.centrasia.ru, озаглавленных "Вперед в Прошлое" (4), "Это слово "Туркестан " - что за ним?"(4), "Туркестан. Возвращение из будущего"(4), "Кому злая память истории, а кому напоминание" (7) и другие порядка более двух десятков заметок). И в голову идет то нечто, что прочитал я вчера (06. 03.2010 г.) на своей эл.почте, которое граничит, по меньшей мере, с глупостью, если не является обыкновенным оскорблением. Правда, то хорошо, что данный материал дал мне, помимо всего прочего, импульс для размышления на предмет зоны (2). Впрочем, в двух словах история прецедента, очень напоминающая известное выражение: хотели как лучше, а получилось как всегда. Но если бы так, если бы так, это было бы полбеды. Сотрудники британского Фонда Экологической справедливости подготовили доклад, дав ему оглавление "Рабская нация", хотя в нем показывается детский труд в хлопководстве Узбекистана. Узбекский поэт Едгор Обид, правозащитник Надежда Атаева и журналистка Шахида Якуб выступили с заявлением, где говорится, что название доклада является неуместным и оскорбительно для узбекского народа". Они подают в суд на авторов доклада, которые не считают нужным принести свои извинения…(см об этом www.uznews.net "Узбекский народ снова оскорбили?"). Джулиет Вилльямс, один из авторов названного документа, сама "святая невинность" вопрошает как бы изумленно: "Я просто не понимаю, название доклада точно отражает содержание доклада и ситуацию в стране, в частности, связанную с производством хлопка, когда миллионы принуждаются государством работать на хлопковых полях, не имея возможности для отказа". Очень желал бы поверить, что авторы – британцы исходили из гуманных побуждений, потому что они представляют нацию, которая некогда породила Чарлза Диккенса, человека с большим сердцем, полным безмерного сострадания и любви к детям. Однако, причем весь народ, нация? На каком основании авторы доклада элементарным образом подменяют понятия, предмет исследования. Спору нет, все мы, конкретные индивиды, представители рода человеческого, конкретного народа, нации, не без грехов, включая издержек сознания, менталитета. И каждый из нас, коли он претендует быть гомо сапиенсом и духовным существом, обречен ежедневно выдавливать из себя раба. К "логике" же экологов Фонда правомерна реприза следующего плана. Разве не очевидно, например, как показывает статистика, где и в каких странах Европы и всего мира, превалируют педофилы, геи, гомосексуалисты и т.п. отклонения от нормальной природы человека? Ведь, не менее известно, каким образом и почему произошло нападение США на Ирак…Все же это никого не сподвигло приклеить целому народу ярлык политический, что он является нацией агрессоров, а кто – то нацией половых извращенцев!? И потом, лично я приветствую желание сотрудников Фонда экологической справедливости разоблачить власти Узбекистана, но хотелось бы, что бы это происходило согласно предмету исследования. Так давайте же посвятите специальный доклад о форме правления, природе нашего режима, например, в традициях Джона Стюарта Милля, который в своем произведении "Представительное правление" писал: "отличительная особенность людей рожденных рабами, заключается в том, что они не способны согласовывать своего поведения с правилом или законом. Они делают только то, что им приказывают, и только пока им приказывают". Вот же оказия какая, что если авторам доклада опуститься на наш материально – культурный и политический субстрат, историческую ситуацию, попытаться понять и объяснить, что же реально происходит у нас в обществе и с людьми, то неизбежен конфуз (пшик), ибо законы у нас лишь писаны, существуют только на бумаге.
Разумеется, формально есть законы, Конституция, но все это как бы параллельный вербальный мир. В действительности же, реален другой мир, где все уязвимы. Мир этот представлен так, где государство абсолютно не выполняет своего главного предназначения – защищать и соблюдать право. В Исламском Узбекистане уязвимы все и вся. И сам Верховный …, он же "Папа", знает хорошо как мудро и достойно проводят свою жизнь и работают самые образованные и умные, здравомыслящие люди, какого рода спокойствие царит и творится в зоне, включая и места заключения, где годами мучают, истязая физически и морально, нечеловеческими условиями, особенно людей, попавших в заключение из –за своих религиозных, политических убеждений. Каждый в стране слышал и слышит сегодня из разговоров, слухов, что творится в застенках тюрем, следственных камерах, что существуют пытки. Практически немыслимо найти новую информацию, подтвержденную с протокольной точностью в форме документов о пытках и злоключениях заключенных. Это можно почерпнуть лишь (выудить, услышать случайно) лишь из разговоров родственников заключенных, взятых под арест
Не понять мне ни умом и ни сердцем тех моих соотечественников, которые вдруг рьяно стали поддакивать нашим друзьям, коллегам из Британии: Да, да, м ы - не рабы, а вот наши соотечественники, там в Узбекистане являются рабами по сути своей и менталитету. Именно так и получается, как ни манипулировать словами, если согласиться с названием доклада. Здесь уместно упомянуть афоризм (110) Петра Чаадаева: "Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом" (см. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М. 1991, с 175). Только разве что слабоумному не очевидно, что наш народ унижен, не мирился и не мирится со своим положением. Общество наше больно. Временами депрессивное состояние массового сознания сменяется отчаянием и затем следуют … Заметно невооруженным глазом, что происходит периодически в стране. Вспомним зиму, весну и лето 2004 г, наконец, май 2005, прислушаться к тому, что происходит сегодня в стране, так станет понятно, что сквозные тенденции в экономике, социально- демографической и торгово- управленческой сферах, ситуация в пограничных областях Ферганской долины и др. и т.п. указывают на ускорение процессов распада, разложения, деградации и метастазы власти. Вероятно, как мне думается, мы приближаемся к точке бифуркации или равно наступления времени социального перелома. И какие бы усилия ни прилагали репрессивные органы страны к подавлению, появляющихся новых волн, импульсов настроений социального недовольства, уходит в прошлое страх. Здесь разумно было бы согласиться с суждением социолога Левады, сказавшего еще в 1989 г, что "безвозвратно уходит в прошлое функция страха как некоего универсального регулятора социального поведения…"
Но вернемся к тому, о чем я желал поговорить, друг мой. Я живу как все и живу в стране, которую не будет преувеличением сравнить с зоной. Оглядываюсь вокруг себя. Сколько людей лично знакомых мне, спасаясь от угрозы очутиться в неволе, уехали за пределы Узбекистана, другие очутились и находятся до сих пор, как говорится, в местах не столь отдаленных. Я помню писателя Мамамадали Махмудова, экс - депутата Верховного Совета Узбекистана, бывшего мэра г. Мубарека Мурода Джураева, правозащитника Агзама Тургунова, журналиста Джамшида Каримова…Мог бы назвать немало других имен, написать о конкретных судьбах людей, на примере которых во всей неприглядности предстала бесчеловечная жестокость не столько тех, кто непосредственно терзает физически и морально заключенных, а тех, кто превратил фактически всю страну в зону и утвердил в ней правила, порядки, которые без натяжки можно отождествить, как я уже говорил, с жизнью, в которой люди живут не по законам, а по – понятиям и отчасти, благодаря необходимости соблюдать принцип круговой поруки. Между тем, стареет правитель страны…Власть терроризирует население, что в тяжелых условиях жизни вынуждает искать его формы своей самозащиты. На мой взгляд, данное обстоятельство позволяет говорить о том, что страх как регулятор поведения теперь становится присущ в большей мере не "низам", а "верхам". Есть достаточное основание утверждать, что если и есть фактические рабы, приученные к повиновению, так это носители власти различных уровней, так как их судьба непосредственно зависит от воли и прихоти одного, который в свою очередь никому не может доверять, памятуя содеянное за годы властвования и за Андижан -2005, за…Судебные процессы, не прекращающиеся пытки, их рост, по – видимому, являются одним из проявлений одного главного закона нашей жизни, каковым выступает, на мой взгляд, не – свобода нашего общества, члены которого никак не хотят, не желают приучиться к повиновению и жить по "законам", навязываемых им правил зоны. Безусловно, друг мой, я извлек для тебя отдельные фрагменты моих размышлений. И знаешь, от этого мне немного легче, оттого что выговорился частично. Все же, немыслимо убежать от себя, своих мыслей других, тревожных, от которых порой уходит почва из под ног. И это пройдет, говорил ты мне не раз, напоминая премудрость Великой Книги. Но, право, трудно жить, ощущая себя нераздельной составляющей родного до слез края и быть безучастным к его судьбе, моим соотечественникам.
Общество больно в буквальном смысле слова. "Нет народа, - говорил мне в запальчивости мне как – то художник Вячеслав Ахунов, - есть толпа, есть мускульная, мятежная сила, аппарат для производства детей". Мне пришли сегодня в голову и эти его горькие слова. Именно об этом и о том: есть ли в наших людях воля, достоинство, гордость, цельность, словом, все то, что не позволяет никому превратить их в рабов, что делает людей из толпы, населения в народ, наконец, в нацию, что не убита в корнях души нашего человека вера в лучшую свою долю жизни на земле, я бы хотел написать тебе в следующем письме.

Бахадыр Ф. Мусаев, социолог. Ташкент. 07-08. 03. 2010 г.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1268118180
Новости Казахстана
- Указ Президента Республики Казахстан от 30 июля 2021 года №634
- О ситуации на финансовом рынке в июне 2021 года
- Кадровые перестановки
- Заработная плата в ІІ квартале 2021 года*
- Политолог подвел итоги выборов сельских акимов в Казахстане
- Меморандум о взаимопонимании подписан между Правительством Казахстана и АО "АрселорМиттал Темиртау"
- Е. Тугжанов: Государство будет создавать все условия для работы ответственных объектов МСБ
- "Ashyq нас ни от чего не спас": владельцы мелких кафе против новых ограничений
- Обязательная цифровая маркировка обуви в Казахстане будет введена с 1 ноября 2021 года
- Ревизионными комиссиями проведен аудит по выявленным Счетным комитетом нарушениям
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх