Б.Мусаев: Рабы - не мы... (ответ "знатокам"-участникам форума centrasia.ru) 10:50 11.03.2010
Б. Мусаев. РАБЫ – НЕ МЫ…. или ответ "знатокам" - участникам Форума centrasia.ru
Есть золотое правило у людей: обращайся с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой другие. Если без толстовщины, я, следуя этой известной заповеди, обращаюсь к тем, из числа систематически выступающих на Форуме сайта в мой адрес не по существу вопроса, а чаще лишь с "аргументами" применительно ко мне. - Вы полагаете, что якобы поражаете меня. Спору нет, каждый вправе высказываться, но, мой доброжелатель в кавычках, будь ты хоть представитель любой "высокой" конторы, ты заблуждаешься в своем воображении, что достал меня. Для меня Ты, как и любой "Другой", одевший на себя личину (маску) патриота, государственника, верного солдата…, вошедшего в образ защитника Отечества, являешься на деле подлецом. У тебя, как и всякого, подобного тебе, одно лицо, в стертых чертах которого, лично я, вижу морального урода и варвара типа "человека – манкурта", того самого эпохального символа – образа из романа Ч. Айтматова "И больше века длится день", лишенного собственного самосознания, страшного в своем невежестве, действующего по наущению своего хозяина. И стоит ли объяснять, мой читатель, что вот они и составляют оплот всяких деспотий Надо ли говорит, как у нас по традиции начинается и происходит "охота на ведьм", каким образом лгут, проявляют единодушие, распространяют клевету, громят, берут и сажают "врагов народа"…Печально, но факт, что радетелям порядка во имя порядка, это нетрудно осуществлять, ибо люди в массе своей, точнее, человек массы вовсе не опасен для этого порядка, в частности, и по той причине, что он не умеет соображать нормально, грамотно рассуждать, проявлять способность мыслить, а значит, и правильно действовать... Впрочем, это другая тема, а сейчас я хотел бы вернуться к обозначенному в заглавии настоящей заметки вопросу.
Мой ответ "знатокам" является поводом, чтобы пригласить наших соотечественников поразмыслить вместе со мной, озадачиться: являемся ли мы "нацией рабов" или "обществом рабов". Ведь было глупо "не видеть в упор" очевидного: нас всех, коли признать, что существует наша нация, принимают за рабов, объявляют "рабской нацией". Иными словами, не манипулируя словами, а исходя из одноименного доклада, составленного британскими экспертами EJF (Фонда экологической справедливости) следует признать однозначно: речь фактически идет о том, что в Узбекистане существует рабская нация (см. об этом Узбекский народ вновь оскорбили? www. uznews.net) Между прочим, я тоже, как и многие, разделяю, в частности, содержание своевременного (от 05.10. 2008 г) Заявления партии "Эрк" "Об эксплуатации детей в хлопководстве Узбекистана", где есть следующие строки. "За годы независимости проблема эксплуатации детей приобрела новые грани во взаимодействии с коррупцией, фальсификацией отчетности, приписками, ложью и другими ветвями дерева проблем, постоянно сигнализирующими о глубоких болезнях политического режима…Начатая Лондонским фондом "Природа и справедливость" кампания, нарастающая поддержка ее фирмами разных стран мира вселяет надежду на возможные перемены в отношениях правительства Узбекистана к проблеме под нажимом мировой общественности". Вместе с тем… Вот, на что хотел бы обратить внимание эспертов EJF, авторов очень нужного (вышеназванного) доклада со злополучным названием, что не все так далеко просто, как им кажется. И они могут получить совсем не адекватный резонанс на свои ожидания от результата, не столько содержания своего доклада, а данного ими ему (докладу), скажем так, неоправданно крутого названия. Последнее вызывает, на мой взгляд, однозначно неприятные сложные ощущения близкие к шоку, резкой вспышке чувств, соприкасающихся разве что с национальным чувством, с этим поистине шестым чувством человека….Я думаю: насколько здесь в название "Рабская нация" авторами невольно или вольно проявлена некорректность по отношению к сообществу людей на уровне всей страны. Хотели они этого или не хотели, но выражено это так, что будто люди наши, все без исключения, то есть, нация вся представляет из себя сплошную смирившуюся безъязычную рабскую серую массу людей. Между тем, даже в сталинские времена, когда в Гулаге заключенные приравнивались к статусу рабов, то и там нельзя сказать, что все были рабы…Никто и никогда всерьез и тем более на уровне научно- обоснованного не осмеливался утверждать, что там, в условиях СССР, все были рабы, хотя бы на том основании, что эта армия подневольных в Гулаге пополнялась из года в год миллионами и из обычного населения легко уязвимого с точки зрения правосудия (см. об этом Зиновьев Александр. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М. 1994, с 208, 209, Жигулин Анатолий Черные камни. М. 1989, с. 7) Я живу в Узбекистане и сам со школьных лет принимал участие в сборе хлопка. Так что мне близка и понятна та боль, пронизывающая боль души, выраженная в известных строках поэта Едгора Обида:
"..Терзал детей мороз, рвал ветер, И вой был гимном той ходьбы. И дрожь ручонок так заметна В колонне – юные рабы".
Мало признать, что эти слова звучат в унисон содержанию и духу статьи 32 Конвенции ООН о правах ребенка, а можно утверждать, что они являются своеобразным выражением состояния человека, поэта, который ощущает всей кожей, сердцем всю полноту, наносимой обществу боли, издевательств над физическим и духовным телом народа, как свою собственную органическую боль. Зачем, к чему клоню я разговор? Да все к тому, что не нахожу ничего удивительного в том, что именно поэт Едгор Обид, кстати лауреат премии Human Rights Watch, оказался в числе тех, которые, как отмечается в несколько нагловатом на грани хамства тона редакционной статьи uznews. net: ".. действуют..широко и смело, заявляя и угрожая от имени оскорбленного, на их взгляд, народа" на авторов доклада "Рабская нация".
Безусловно, никто не отрицает, что все узбекистанское общество погрязло в своих нечистотах. Более того, чего скрывать, оно привычно юлит в них, заявляя миру, что как хорошо ему среди этого "добра" Об этом я уже писал в одной из своих заметок в 2007 г, посвященной природе нашего режима - плоть от плоти, выкидыша советов и клона фиктивной демократии… Тому подтверждение и вот эти нижеследующие картинки.
Днями, я получил от своего приятеля ответ на мой вопрос: как ты относишься к утверждению экспертов известного тебе британского Фонда? И он был лаконичен, емким: "Друг мой, знаешь, что я узбек. И хотя мне больно слушать разговоры о том, что мы "Рабская нация", но, право, мне не хотелось говорить о моем благородстве, находясь в нечистотах. Да, и сайт этот, я имею в виду www. uznews.net, не лучшее место, во всяком случае, вижу, что там муссируют, смакуют на таком уровне и форме, что похоже на водевиль. Соглашусь с тобой, что название доклада неудачное, вычурное и глупое, но в принципе они, экологи правы насчет режима власти, поработившего узбекистанское общество".
Сегодня и вчера ознакомился еще с тремя примечательными откликами на мою заметку о Зоне (2), пришедших на мой адресат по эл. почте.. Все их авторы - мои приятели, проживающие в Узбекистане, просили меня, за исключением одного, чтобы я не приводил их имена. Полагаю, они представят некоторый интерес для читателя как информация для сведения и равно размышлений.
1. "Дорогой Бахадыр, самое худшее во всем этом, что ты писал в своих Фрагментах … письмах, то, что к боли и унижениям люди привыкают и начинают воспринимать их как закономерную часть той жизни, которой они живут. Эта привычная неполноценность индивидуализированного сознания всего общества и каждого отдельного его члена становится привычной нормой. Это и есть самое страшное"
2. "Без всяких сомнений, используемое название"Рабская нация" в качестве оглавления для доклада является оскорблением всего народа… Давайте вспомним, к примеру, поэта Рауфа Парфи, который из – за несогласия с правящим режимом отверг государственную награду, жил, протестуя против власти. Нужно ли напоминать, как ежегодно выходили на городской центр, недовольные отсутствием газа, света, воды, сотни женщин Андижана, вспомним торговцев Сиабского рынка в Самарканде, которые в знак протеста не проводят торги. Не забудем сотни других акций, голодовок, пикетов. Все это показывает, что мы - не рабы, не нация рабов. Рабская нация, рабы так не поступают. Кто же отрицает такого позорящего нас явления эксплуатация детей, широкое использование детского труда во время сбора хлопка, но это не может служить причиной того, чтобы назвать всю нацию рабской. Нация не может состоять из раздробленных групп людей, как утверждают некоторые, осуждающие мнимый проступок троих наших соотечественников, проживающих на Западной Европе за то, что они распространили заявление "За честь и достоинство…" Мы все едины в том, что являемся сообществом людей с единым именем. И если вся нация достойна такого имени, то, поверьте, рабами являются и Умида Ниязова, и Абдуджалил Бойматов и их еще остающиеся в Узбекистане родные и близкие. Мое мнение: нужно быть более внимательным и осмотрительным в определениях, избегать давать ярлыки…В условиях униженности народа подобные определения народа как "рабской нации" может вызвать неадекватные реакции. Надо ли говорить в данной связи и о том, что чем же отличается позиция носителей власти Узбекистана в своем крайнем выражении презрения к свому народу и относящихся к ним как к рабам от позиций соотечественников, солидаризующихся бездумно с экологами в том, что якобы мы рабы. Это непростительно уже тем, что оскорбляет память сотен отдавших свои жизни против режима, томящихся и ныне в неволе за выражение своих убеждений, но не вставших на колени, не обращающихся с просьбой о помиловании тысяч наших братьев …"
3. Вячеслав Ахунов, художник.
"Неправомерно говорить "нация рабов", ибо подобное понятие можно отнести, в частности, к испанцам эпохи правления Франко, и ко всем нациям, населяющих СССР в эпоху тоталитаризма. Оно применимо тогда и ко всем народам социалистического блока, нынешним народам Северной Кореи, Китая ( половина нации составляют рабы, а вторая часть нации, значит, не рабы?). Любая страна, вернее, почти все страны проходили периоды абсолютизма, тоталитаризма. Вспомним террор со стороны инквизиции, которая фактически сделала рабами, проживающих в Европе. Так что это было: нации рабов или общество рабов? Вот мы и подошли к главному, а именно, что, целесообразнее было бы вместо понятия "рабская нация" использовать понятие "общество рабов". В обществе рабов имеет место наличие самого существенного признака – работорговли в латентной форме, как это, кстати, происходит в современном Узбекистане. Здесь общество в буквальном и переносном смысле продает своих членов государственным корпорациям, благодаря чему чиновники и члены правительства "зарабатывают" "бешеные деньги", т.е. кладут в свой карман огромные деньги из государственной казны. Общество рабов – это общество, представители которого лишены своего голоса, волеизъявления, воля к свободе которых подавляется карательной государственной машиной, пышной демагогической фразеологией членов правительства и диктатора".
Вместо резюме.
Изложенное дает нам достаточные основания, чтобы утверждать: эксперты EJF поступают не очень осторожно, если выражаться точнее, по меньшей мере, не проявляют должной политкорректности, дав своему докладу такое заглавие. Называя же вещи своими именами, они фактически приклеили политический ярлык нации. Если же признавать, что таковой феномен (нация) в Узбекистане состоялся, имеет место в жизни, то не следовало бы забывать тот факт, что одна из отличительных черт века минувшего и наступившего – появление и развитие политической направленности национальных чувств. Неосторожное обращение с этой тонкой материей недопустимо.
Бахадыр Ф. Мусаев, социолог. Ташкент. 10.03.2010
|