А.Неталиева: Коза nostra. Получение материальных благ из воздуха по методу "казпатриота" Шаханова 06:06 19.04.2010
Коза nostra Получение материальных благ из воздуха по методу Шаханова
Говорят, что Мухтар Шаханов, будучи послом Казахстана в Кыргызстане, позволял себе маленькие чудачества. Например, завел при Посольстве козу, прослышав, что козье молоко чрезвычайно полезно и при регулярном употреблении удивительным образом укрепляет иммунную систему человека. Козье молоко, видимо пошло впрок поэту – Мухтар Шаханов время от времени проявляет удивительную политическую "живучесть", умудряясь при всей неоднозначности своей репутации в определенные моменты истории становиться если не национальным героем, то предводителем реакционно-настроенной части казахской интеллигенции – уж точно. В минувший вторник в офисе партии "Алга!" состоялся круглый стол на тему "Уроки кыргызской революции". В работе круглого стола приняли участие очень многие представители оппозиционной элиты, в том числе и национал-патриоты. И некоторые из них весьма уничижительно отзывались о герое нашей сегодняшней публикации. Тут впору говорить даже не о расколе в стане оппозиции, а о расколе в стане осколков оппозиции. Например, ярый национал-патриот Жасарал Куанышалин между прочим назвал не менее ярого национал-патриота Шаханова "марионеткой в руках партии "Лжеазат". Конечно, господина Куанышалина трудно обвинить в адекватности, особенно в отдельные моменты, но его высказывание в адрес нашего поэта не может не настораживать. Ведь Жасарал не понаслышке знает о том, что происходит в оппозиции, знает, так сказать, ситуацию изнутри. Так что, если сказал "марионетка", стало быть, так оно и есть…
Вообще роль Мухтара Шаханова в истории независимого Казахстана переоценить сложно. "Народный писатель", как он сам себя называет, иногда выпадает из общественного поля зрения, а потом восстает из пепла и начинает ставить перед властью, обществом и вообще всеми такие сложные вопросы, что частенько сам не может толком объяснить, чего требует и за что борется. Последний случай, вынесший Шаха на гребень волны народных чаяний, стала его зубодробительная критика Таможенного союза. Это как раз тот случай, когда сапожник пытается не только печь пироги, но и заваривать какую-то кашу. Однако, окружающих его людей в большинстве своем Шаханов больше смешит или раздражает, чем зажигает в их сердцах огонь пламенной борьбы во благо народа. Тем более, что до народа ему, по большому счету, всегда было мало дела. Отношение к Шаханову пишущей братии и ребят из околооппозиционного окружения прекрасно иллюстрирует один случай, который случился буквально несколько недель назад.
Тогда в гостях у Нурлана Еримбетова в дискуссионном клубе "АйтPARK" был сын знаменитого казахстанского дипломата, ныне покойного Болатхана Тайжана – Мухтар Тайжан. В ходе весьма интересной дискуссии, Мухтар Тайжан вдруг открыто заявил, что он верит сегодня немногим людям. И первым и главным из них он назвал Мухтара Шаханова. Публика отреагировала мгновенно. Журналисты стали открыто острить и посмеиваться, а самое главное – перестали всерьез воспринимать гостя клуба. В результате Тайжан уходил из "АйтPARKа" практически раздавленным. Подчеркнутое неуважение к личности Шаханова, неуважение, перерастающее в пренебрежение, очень четко определяет роль Шаханова в нынешних "движениях", которые он, в том числе, генерирует. И это отношение перекинулось на достойного человека только потому, что он с таким почтением относится к столь комичной политической фигуре, как Шаханов. Подчеркнем – политической, потому что Шаханов-политик и Шаханов-поэт – разные понятия.
Вполне возможно, что, будучи человеком молодым и недавно заинтересовавшимся политической жизнью, Мухтар Тайжан попросту поверил вроде бы искренним порывам поэта, грудью бросающемуся на амбразуру. Учитывая вакханалию вокруг Доктрины национального единства и последующие выступления Шаханова, создается впечатление, что он проводит свою жизнь в бесконечной борьбе. Но журналисты, которые беззастенчиво глумятся над поэтом и награждают его эпитетами, вроде "паяц", "скоморох" или "шут гороховый", руководствуются пунктами самого главного, что есть у человека – его репутацией, а оперируют при этом непреложными фактами.
Каждый человек имеет право на ошибки. Однако, усеянная масляными разводами репутация Шаханова говорит о том, что многие его поступки были закономерностью, и продиктованы они были отнюдь не болью за родной народ. Самый вопиющий эпизод с элементами неприкрытой "шахановщины" произошел 17 лет назад, когда Конституционный суд возбудил судебное производство по декабрьским событиям 1986 года. Как известно, великий казахский поэт Мухтар Шаханов был в ту пору не только руководителем Комиссии по Желтоксану, но и одним из ее создателей и уж по всякому самой видной фигурой в ней. Несмотря на то, что он официально исполнял столь нужную народу миссию, во время всего процесса он ни разу не появился на судебных заседаниях. Причина того банальна – борец за счастье простых казахов, апологет независимости и проводник народных чаяний решал вопрос со своим трудоустройством. И решил – в 1993 году, как известно, Шаханов стал послом Казахстана в Кыргызстане и занимал он этот пост ровно 10 лет. Доить козу, устраивать банкеты в честь очередного коллеги по литературному цеху и пользоваться благами "посольского кресла" всяко легче, чем сидеть и выяснять, что на самом деле случилось на площади Ленина холодным декабрьским днем 1986 года.
Понятно, что ставший легендарным случай с козой, по большому счету, никакой крамолы в себе не несет. Это даже безобидней, чем случай с козой в фильме "Келин". То есть использовал ведь ее Шаханов по прямому назначению. И как раз таки подобная человеческая слабость понятна. Также как и милая неадекватность, результатом которой стали откровения Шаханову одному из отечественных журналистов. Поэт в беседе с ним разоблачил президента Назарбаева, отметив, что на самом деле глава государства является этническим кыргызом и его главная цель в жизни – почему-то довести до конца план Галдан-Цэрэна по завоеванию казахов джунгарами… Это, конечно, выглядит комично. Но вот от поступка поэта в 1993 уже конкретно пахнет предательством. Только молодые почитатели и единомышленники Шаханова подобных фактов его биографии, скорее всего, не знают.
Как не знают и того, что к становлению независимой республики Казахстан Шаханов имеет весьма опосредованное отношение, а его позиции относительно того или иного вопроса, неважно какого, совсем непринципиальны. Мухтар Шаханов – классический образчик человека, который делает деньги и прочие материальные блага из воздуха. Он сам ставит или придумывает проблему, затем угрожающе таращит глаза и рубит рукой по трибуне, после чего выгодно продает свой "креатив". Сегодня этот человек сеет недоверие и разобщенность среди населения Казахстана, но радеет он не за титульную нацию, а за собственное благополучие – материальное или нет, совсем не важно. Какие блага он выбивает для себя сегодня – покажет время. Думается - самое ближайшее.
Асель Неталиева
|