Б.Мусаев: Перспективы Революции по Кыргызски. Главманап или Протекторат? Часть 3-я 00:13 28.04.2010
Б.Мусаев. Перспективы Революции по Кыргызски: Политический Строй Свободы, опять ГлавМанап или Протекторат? Часть 3-я (окончание).
Фрагменты рефлексии. Из писем социолога.
"Узбеки, изучайте кыргызский язык". Этими словами, друг мой, откликнулся ты на мою прошлую записку, где я делился с тобой некоторыми суждениями о развитии событий в Бишкеке. Юмора тебе не занимать, что особенно заметно по твоей реакции на выступление одного из буйных наших собратьев – киргизов, требовавшего, чтобы все живущие в Кыргызстане уже сегодня перешли полностью на кыргызский язык. Но не о том речь. Я хотел бы ознакомить тебя с содержанием разговора, который продолжился у меня со следующими собеседниками Теперь моими респондентами оказались независимый журналист Дильшод Рахимов и узбекский ученый, который не пожелал, чтобы я приводил его имя. Назовем его Ф. Т. Каждый из них выразил свою озабоченность тем, что лично волнует, привлекает его внимание в событиях следующими словами.
Д. Рахимов. "Я, как и многие, сужу о том, что происходит в соседней стране, какие времена переживает кыргызский народ, на основании того, что вижу по мировым ТВ – каналам, информации СМИ. Этого достаточно, чтобы иметь более или менее адекватную картину того, как и кто выступил в ниспровержении режима Бакиева. Участия оппозиции в этом, вернее, роль ее, не была столь значимой, как хотелось бы. Почему так обернулось, что начались беспорядки и до сих пор прекращаются? Не знаю. Быть может это нужно кому - то и поддерживалось с самого начала, в смысле получения импульса, толчка, развития событий именно в том русле, какое наблюдается и ныне. На мой взгляд, основными вдохновителями восстания или бунта, названного с чьей то легкой руки "революцией Розы", были не столько результатом действий кыргызской оппозиция, а других, которые пока еще остаются в тени. Информацией к размышлению, во всяком случае для меня, является тот факт, что 7 -8 апреля в новостях ТВ о событиях в Бишкеке демонстрировались кадры, где в толпе на главной площади столицы слышались возгласы: "Мы с Россией!", "Мы с тобой, Россия!". Если говорить о Москве. Можно выдвинуть версию, что события, начиная с 6 апреля, разыграны по ее сценарию. Хотя заметно, что кремлевские политики очень осторожно исполняют миссию оказания Кыргызстану. Они и сами пока не слишком верят в возможности "временщиков", с которыми, вероятно, нужно "работать" долго для достижения искомого результата. В отличие от Украины, где, будто все удалось, и для обеспечения прочности желанному режиму, пришлось значительно снизить цены на российский газ. Результат не замедлил уже сказаться. Пролонгирован договор о Черноморском российском флоте…Главное, чтобы это проглотило все украинское общество. С Кыргызстаном такого рода акты преждевременны, хотя формирование нового правительства, конечно же, как и можно догадаться, станет проходить не без теневого участия главных авторов "революции Розы". Видимо, именно поэтому в знак доказательства стопроцентного исполнения поставленной задачи, на днях состоялась пресс-конференция в Москве. Организовавший ее Ф. Кулов, экс-премьер, первая жертва павшего режима, отметил, что в будущий парламент Кыргызстана по его словам "пройдут партии "Ата - Мекен", "Ак – Шумкар", СДПК и "Ар- Номыс". При этом он исключил возможность прохождения в парламент пробакиевской партии "Ал-Жол". (см. об этом. www.ferghana.ru 23.04.2010). Его слова свидетельствуют, как мне кажется, что парламент в принципе уже сформирован и вызывает по ассоциации такой порядок (случай), когда сценарий уже написан и по нему будет поставлен спектакль и утверждены на ведущие и остальные роли нужные артисты….Повторяясь скажу: я, как и многие, сужу о происходящем на основании сведений ТВ, СМИ. Знакомясь с текущей информацией, поведению политиков и масс, я тоже затрудняюсь ответить революция ли это, бунт, восстание или что – то еще другое? Понятно лишь одно, что произошел очередной выброс гнева народа, который в одночасье опрокинул негодный режим. Кто и как воспользовался, воспользуется свершившимся фактом, это уже другой вопрос".
Совершенно иной характер соображений о том, что произошло в Кыргыстане, чем объяснить поведение масс…высказал узбекский ученый.
Ф.Т. "Это не революция, не смута, а бунт. Притом я подчеркиваю однозначно, что здесь пристало говорить не о какой – то революции народа, а о бунте людей, истоки поведения которых, следует искать, объяснять следующими обстоятельствами. Киргизы известно были кочевниками, таковыми они и остались по своей природе. Кыргизская государственность оказалась искусственной, будь- то поведем мы разговор о национально – государственном размежевании при большевиках или в условиях современных. Киргизская государственность оказалась мнимой и при советах и в 1991 г. Она не сработала, не выстояла перед натиском родоплеменных отношений, которые и доминируют у них по сей день. Это показали ярко, зримо в условиях новейшей политической истории, помимо всего прочего, трагические события 1990 г. в Узгене. На мой взгляд, как я понимаю и объясняю поведение киргизов: им не свойственно пока чувство общности, как сплоченного народа, они приближаются к этому разве что в толпе, когда начинается вакханалия. Разумеется, они "дисциплинированы", когда над ними есть жесткий хозяин. Так было при ханах, например, при кокандском хане и при советах. Последним (советам), на мой взгляд, не удалось таки изменить природу их родо-племенного сознания, привить им определенную культуру поведения, хотя бы на основе своеобразного кодекса чести, нравственных норм, базировавшихся на эпосе "Манас". Так нет же, вот и сегодня они грабят, убивают и своих и чужих….Оно, это их сознание и осталось на уровне времен феодализма, потому что его не коснулась индустриализация….".
Далее, друг, я не считаю нужным привлекать твоего внимание и останавливать внимания других к тому, что мне пришлось выслушать от Ф. Т. на счет природы киргизов, которую он начал объяснять через призму понятий "тип сознания", "тип поведения толпы". Слишком они напоминали некую фобию и вообще…Словом, я поспешил, так сказать, заткнуть ему фонтан.
Вместе с тем, напоследок я бы хотел сделать акцент в отношении вышеприведенных мнений всех моих собеседников. Все они заслуживают рассмотрения и осмысления через призму твоего одного примечательного суждения о том, что "запихивать тюрков в искусственные виньетки с подписями "узбек", "казах", "кыргиз", "туркмен" - путь в тупик, что "разводить тюрков по этнографическим камерам, искусственно маркируя этнос по придуманным национальным признакам – контпродуктивно. А если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, с точки зрения истории и геостратегии – преступно". С моей точки зрения, после свершившегося в Бишкеке, государства Центральной Азии проходят точку бифуркации, когда, с одной стороны, не умаляются задачи решения проблем безопасности, с другой – приобретают актуальность проблемы, которые имеют сколь стратегическое, столь и судьбоносную роль. Это вопросы, связанные с появлением угроз их суверенитету, развитию, укреплению национальной государственности. Они, на мой взгляд, и составляют повестку дня на сегодня и в среднесрочной перспективе. На это, кстати, если не ошибаюсь, первой обратила внимание Эльмира Ногойбаева (см. Э. Ногойбаева. Формула Лассауэла для Кыргызстана, или как нас форматируют. www.centrasia.ru 22.04. 2010). Правда, обоснованная экспертная оценка таковой угрозы касается в названном выступлении лишь Кыргызстана. Но, по сути, она (угроза) вполне реальна для каждого из новообразованных независимых наших государств на фоне и в контексте того, к чему ведет характер, содержание внутренней политики правящих здесь режимов. Ведь, истекшие два десятилетия показывают, что они неспособны более или менее успешно решать такие общенациональные проблемы, как, например, бедность и нищета, коррупция и воровство, клановость, трайбализм и др. Мы наблюдаем ныне отсутствие мало – мальских эффективных механизмов предупреждения развития данных процессов, зато такой минус с лихвой покрывается откровенной политикой с позиций силы (насилия), оправдываемое страшилками о наступлении экстремизма и международного терроризма…
P.S.
Мой друг, если бы ты знал, право, как смешно и грустно видеть это "вживую" и думать про все это. Такая грустная жизнь здесь не без глупостей, что окажись ты здесь, то, как человек порядочный, здравомыслящий и со спасительным чувством юмора, задыхался бы от смеха. Уму непостижимо, как много накопилось всякой мерзости, полуправды, лжи, глупости, идиотизма, пошлости в нашей жизни. Но это составляет полбеды, ибо вся беда – борода в том, что они (мерзости, ложь, полуправда) намешаны на страхе, жестокости, попрании множества норм бытия человека. Если бы знал ты… Как опустился, упал наш народ – мало кто падает так низко. Просто он деградирует… В самом деле, если раньше один из его представителей, как тот мужик из известной русской сказки мог трех генералов прокормить, то здесь у нас и теперь в реальной жизни великое множество народа не способно досыта накормить даже членов одной семьи и немногих, кто в их окружении... Думаю: куда он, этот народ катится!? Как нелепа и абсурдна его жизнь. Одно несомненно: он упал так низко, что теперь ему никогда не подняться.
Друг мой, не ранее, чем вчера я видел, проезжая мимо озера "Рохат", усиленный режим патрулей, БТэРы. Слышал я, что вот уже более 10 дней, как расставлены блок-посты по всему периметру столицы Узбекистана. Должны ли мы ожидать наращивания административно – силового давления на общество, нового витка террора "сверху"?
Нет, ничего там у них не меняется в "способе мышления", которыми движет одна мысль "вправить мозги", которая усвоена ими как универсальное средство решения всех проблем.
Мы никуда не сдвинемся, не изменим свой строй жизни, не станем жить лучше, если не приведем в порядок наши мозги, не сменим "способ нашего мышления" (Садык Рефат). Достойный уровень жизни, благополучие каждого – вот, собственно, это и должно быть нашей национальной идеей, которое, надеюсь, предупредит отклонение от движения и борьбы за Политический строй Свободы.
Однако, Рустем, до свидания. Всего тебе доброго и, конечно, здоровья. Спасибо тебе, что такой есть. С уважением твоего высокого ума и смелости. Обнимаю.
Твой Бахадыр Ф. Мусаев, социолог. Ташкент 26 – 27. 04. 2010 г.
|