"Отсутствует само определение религии"... Я.Трофимов: Экспертное заключение на учебник для 9 класса казахстанских школ "Основы религиоведения" 02:47 06.06.2010
Экспертное заключение на книгу "Основы религиоведения. Учебник для 9 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения/ Авт. Г.Есим, А.П.Абуов, К.К.Бегалинова, Е.М.Смагулов".- Алматы: Білім, 2010.
Представленный на экспертизу учебник имеет очень много недостатков. Эксперт отмечает только наиболее важные, на его взгляд, из них. В учебнике отсутствует определение религии, которое являлось бы базовым для данного учебника. Школьникам самим рекомендуется из семи определений религии выбрать более точное и содержательное, или придумать свое (с.15). Выражение: "Любая религия включает мировоззрение, опирающееся на веру в существование Бога или нескольких богов" (с.15) является неверным, так как, например, буддизм ничего не говорит о существовании Бога, богов, но является мировой религией. Тем более такое утверждение не относится ко многим современным религиям. Так современный американский социолог П.Хеджи, анализируя современные религии, констатирует: "Если священное локализуется во внутреннем Я, тогда любая человеческая деятельность, творчество, коллективные или индивидуальные усилия могут оказаться религиозным опытом".
В параграфе 2 школьникам предлагают: "Вспомните, например, что означает крест в христианстве или камень Каабы в Исламе", хотя это только второй урок и вспоминать из пройденного материала им нечего. Одной из важнейших функций религии является компенсаторская, психотерапевтическая, однако в учебнике о ней ничего не говорится. В параграфе 4 "Архаические культы" делается вид, что таких культов не было у казахов – упоминаются Тасмания, Австралия, Америка. Нет рассказа о тотемном животном древних тюрков – белой волчице, не говорится о современных тумарах. В параграфе 5 "Религиозные системы Древнего мира" ничего не сказано о распространении зороастризма на территории Казахстана. В параграфе 8 "Иудаизм" ошибочно утверждается: "В 70 г. до н.э. храм был вторично разрушен" (с.82), нужно в 70 г. н.э. Неточно утверждается "Все экземпляры Торы с древних времен до наших дней пишут вручную на коже" (с.83). Следовало уточнить – для использования в богослужебных целях, т.к. Тора давно издается типографским способом. Непонятна фраза: "Иудеи верят в бессмертие души, считая, что это произойдет с приходом Мессии" (с.84). Необходимо отметить, что Мессия у иудеев именуется Мошиах. В цитате: "В основе христианства лежала вера в то, что в личности Иисуса Христа вечный Бог стал человеком, претерпел смерть на кресте, а затем воскрес из мертвых, чтобы разделить участь людей, научить их любить по-настоящему, искупить их грехи и освободить их от дьявола" (с.100) получается, что главное – воскрес из мертвых. Неверно утверждается: "Новый год по юлианскому стилю наступает 1 сентября" (с.119). 1 сентября начинается в православии новый церковный год, а новый год по юлианскому стилю наступает 14 января. На стр. 252 ложно утверждается: "вероучение кришнаизма основано на принципе монотеизма". Авторы сами пишут: "Помимо верховного бога, кришнаиты верят и в других божеств" (с.253). Кришнаиты считают себя ветвью традиционного индуизма и поэтому отнесение их к нетрадиционным культам считают оскорбительным. Кришнаиты, по мнению авторов учебника, проводят богослужения с 4 утра до 9 вечера: "Ритуальные богослужения у кришнаитов совершаются каждый день, они начинаются на рассвете (в 4 утра) и завершаются в 21 час" (с.254), то есть кришнаиты, якобы, целый день только молятся, не едят и никакими делами не занимаются.
Глава 4 "Религии в истории и культуре Казахстана" по неведомым никому соображениям авторам начинается только с конца 7 века. Много вопросов к авторам учебника вызывает глава 5 "Нетрадиционные религиозные культы". Авторы используют термины – "новые религиозные движения", "нетрадиционные религии", "деструктивные (разрушительные) культы" таким образом, что не только школьникам, но даже и специалистам сложно понять – равнозначны эти понятия или нет. Авторы оговариваются, что: "Деструктивными мы называем не все новые религиозные течения, а лишь те, которые представляют опасность для общества, наносят ущерб здоровью, психическому и материальному благополучию своих последователей" (с.239). Однако отсутствие конкретики в данном утверждении обуславливает, по нашему мнению, отождествление в сознании читателей этих трех понятий.
Вследствие этого в сознании учеников именно с "деструктивными культами" будет ассоциироваться утверждение: "Активно заявили о себе такие организации, как "Общество сознания Кришны", церковь Виссариона, "Трансцендентальная медитация", "Церковь унификации". Благодаря публикациям в прессе получили известность сатанисты, отмечены проявления неоязычества… обрели многочисленных последователей протестантские (прежде всего харизматические, пресвитерианские, методистские, евангельские церкви. Среди них известны такие объединения, как "Грейс" ("Благодать", "Ракым" и т.д.), "Новая жизнь", "Агапе", "Живая лоза" и др." (с.247). Следует отметить, что наличие в этом списке сатанизма как раз и подчеркивает стремление авторов распространить негативное отношение учащихся к сатанизму на остальные указанные вероучения. Не случайно в этом списке не конкретизировано неоязычество (термин, имеющий негативное значение), т.к. под ним следует понимать неотенгрианство (других неоязычников в республике, по наблюдениям эксперта, нет), к которому у значительной части жителей Казахстана отношение благожелательное, и называть его нетрадиционной религией очень сложно.
В качестве нетрадиционных религий авторы учебника излагают вероучения "Свидетелей Иеговы", "Церкви унификации", "Общества сознания Кришны", "Саентологии", "Ахмадие", "Алля Аят" и ""Ата жолы". Характерно, что общины "Свидетелей Иеговы", "Церкви унификации", "Общества сознания Кришны" и "Саентологии" легально существуют в нашей республики, имеют статус юридического лица, не занимаются, естественно, никакой антиобщественной деятельностью. Однако то, что описание данных нетрадиционных религий завершается описанием запрещенных религиозных организаций - "Алля Аят" и "Ата жолы", а также разделом "Экстремистские и террористические организации" автоматически приводит читателя к отождествлению вышеуказанных легально действующих религиозных объединений с экстремизмом и терроризмом. Эксперт должен также отметить, что этому способствует и то, что запрещенные в нашей республике экстремистские и террористические организации в учебнике не указаны, не указано даже их число.
Авторы учебника обещали школьникам: "На основе этого учебника вы сможете получить достоверную информацию о существующих в мире конфессиях, понять их общую гуманную сущность". Эта цель не выполнена, достоверной информации в учебнике мало. Авторы учебника в предисловии обещали школьникам: "Мировоззренческой основой преподавания религиоведения являются общечеловеческие духовно-нравственные ценности, толерантное отношение ко всем вероучениям" (с.13). Однако содержание учебника напротив направлено на воспитание интолератности, веронетерпимости по отношению к так называемым "новым религиозным движениям". Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев считает необходимым введение в школах курса "Толерантность". Книгу "Основы религиоведения. Учебник для 9 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения/ Авт. Г.Есим, А.П.Абуов, К.К.Бегалинова, Е.М.Смагулов".- Алматы: Білім, 2010, как пропагандирующую интолерантность, необходимо запретить для использования в школах.
Эксперт – Трофимов Я.Ф., кандидат философских наук, доцент Имеет 56 публикаций по вопросам религиоведения. 02 июня 2010 г.
|