КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 07.06.2010
15:55  ВВС: МИД Таджикистана обратилось к России с требованием отменить запрет на импорт таджикских сухофруктов и орехов
13:50  В.Иванов (глава антинаркотического комитета РФ): Миллион малых доз. Россия готова возглавить антинаркотическую коалицию
12:09  Asia Times: Трубопровод Nabucco подстегивает каспийские проекты
12:05  Стамбул принимает глав государств и правительств СВМДА на III саммит
11:06  Al Ahram: Перспективы Шелкового пути
10:59  C.Грибанова: Смена циклов. Устойчивость роста ВВП Казахстана должна быть поддержана внутренним спросом
10:54  Нацбанк Кыргызстана законсервировал бакиевскую кормушку - "АзияУниверсалБанк"

10:50  Ырыс. В перестрелке убит один из лидеров узбеков Кыргызстана Черный Айбек (А.Мирсидиков)
10:41  Президент ЮАР Зума ждет 21-го ребенка от любимой пятой жены Номпумелело Нтули. Но не знает, кто его отец... (фото)
10:35  "КП": Стало известно место, где Наполеон, отступая из Москвы, зарыл 80 тонн золота (карта)
09:41  Г. Хидоятов: Казахская история в кривом зеркале лжеисториков
09:38  Я.Трофимов: Иудаизм в поликонфессиональном Казахстане
09:30  И.Мальков: Таджикистан на пути вступления в состав КНР
09:27  М.Гаджиев: А.Лукашенко не добился от Баку желанной нефти и... утешился мантией
09:24  "Къ": Конституция побеждающего исламизма. Турецкое общество перестает быть светским
09:06  Э.Каллен: Вегетарианцы бунтуют против монгольской традиции мясоедения
08:35  Казахстанские альпинисты М.Жумаев, В.Пивцов и В.Чехлов впервые в мире командой покорили все 14 восьмитысячников Земли
08:19  Н.Снежков: Тайные войны президента. Американский спецназ расширяет операции за пределами страны
08:01  А.Кокшаров: Подножка офшорной добыче. Авария ВР в Мексиканском заливе ставит под удар перспективы освоения шельфовых месторождений
08:00  Р.Ашуров: Как на базаре. Таджикские военные распродают боевое оружие
07:17  А.Ломанов: Ирану не грозит паралич. Россия и Китай защитили свои экономические интересы
01:19  В.Северный: Астанинская сделка. К итогам 1-й Казахстанской международной выставки вооружения KADEX-2010
01:12  Р.Ивахникова: Отдых под конвоем. В этом году туристам придется ехать до Иссык-Куля в сопровождении милиции
01:10  А.Богатуров: Шанс для новой парадигмы в мировой политике
00:49  "КазПравда": Благородный жест Н.Назарбаева, пример для многих
00:45  А.Курмангалиев: О роли двух личностей в истории одной забастовки. Оппозиционные партии в Казахстане напоминают вампиров...
00:44  "Business Week": Казахстану выгодна дружба с Китаем
00:43  Актауский парк развлечений превратился в парк ужасов
00:42  Б.Жалгас: Объединению не подлежит. Оппозиционные вожди призывают казахстанцев бойкотировать законопроект о Лидере нации
00:41  Б.Исманов: Чтобы управлять маленьким Кыргызстаном за рубежом берут под контроль несколько ключевых лиц
00:39  Э.Шукуров: Первый эколог страны – двоечник!.. Еще раз о старых кадрах новой кыргызской "революции"
00:37  С.Рахимбаев: О мировых ценах на нефть и казахстанских гастарбайтерах
00:33  В Южном Казахстане заработало в полную мощность урановое СП с Канадой "Инкай"
00:23  И.Дудка: Границы дозволенного. Кыргызская угроза казахскому бизнесу
00:20  24.kg: Возможно ли на юге Кыргызстана повторение трагических событий 1990 года?
00:15  Н.Замараева: О возможности односторонней военной операции США на территории Пакистана
00:13  "АП": Таджикистан стучится в ВТО
00:11  Х.Юсупов: Кулябцы, разделенные трагедией
00:09  Адвокат Амстердам утверждает, что не вступал в контакт с Бакиевым
00:06  Т.Акеров: Динлины - кыргызы: предки и потомки
00:05  М.Иволгин: Мечты о демократии… по-аблязовски. Бывшие мега-банкиры Казахстана продают родину с "черного" входа
00:04  Д.Перцев: Никто в Казахстане не хотел платить дважды. Чем дальше кризис, тем толще обстоятельства
00:03  Карзай снял с должностей глав МВД и спецслужбы Афганистана
00:02  С.Каверзнев: Угрозы наркоэкспансии. 9/06 в Москве состоится конференция "Афганское наркопроизводство как вызов международному сообществу"
00:00  Минсвязи РК запустило программу поддержки казахстанских веб-сайтов
Воскресенье, 06.06.2010
21:16  Е.Кирсанов: Новая "интернациональная" антиизраильская интифада?
18:20  "ВН": Плата за спокойствие. Казахстан хочет получить долю в "Карачаганаке"
12:53  И.Московка: Не страшны морозы, если с нами Роза. Что почем в постреволюционном Кыргызстане (репортаж с мест)
11:47  "ВА": Уйти по собственному желанию. Почему в Казахстане нет закона об эвтаназии?
10:50  А на кладбище все спокойненько? Погост в центре Алматы сносят из-за подготовки к Азиаде
10:33  Е.Авдеева/В.Виноградов: США не нужен Кыргызстан. Экономические рычаги политического давления
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Т.Акеров: Динлины - кыргызы: предки и потомки
00:06 07.06.2010

Динлины - кыргызы: предки и потомки

Динлины в китайских исторических источниках указывались как один из древних и основных народов Саяно-Алтайского края. Большинство ученых писали о них как о многочисленном этносе, участвовавшем в этногенезе усуней, хунну, гэгуней (кыргызов), древних тюрков и других.

Л. Гумилев относил к динлинам кыргызов, прибайкальских динлинов, усуней и бома. "Все эти четыре народа имели голубые (зеленые) глаза и белокурые (рыжие) волосы. Все эти народы были более или менее смешаны с соседями".
Однако, античная историография умалчивала о динлинах. Последние не заметны и в союзе пяти племен массагетской конфедерации, куда входили массагеты, абии, апасиаки (водные саки), дербики и дахи. Сюда же относили хорасмиев, сакараваков, асиев, аттасиев и др. В то же время, в античной историографии рассказывалось об асиях и исседонах, которых в научной литературе отождествляли с усунями, что говорит о значительной роли их в данном обществе.

В этой связи нас интересовала информация К. Птолемея о некоторых племенах обитавших на восток от Уральских гор. По его данным с восточной стороны ближе всех к Уралу находились тибиаки, затем табеиты и аскатаны. В. Н. Татишев локализацию этих племен решил очень просто. За Уральскими горами расположил племена тибиаков и табеитов, отождествив их с татарскими родами кара табын и кыпчак-табын, там же он поместил аскатанов, сопоставив их с татарским родом катай.

Р. Г. Кузеев племя табын относил к тюркоязычным племенам. По генеалогическим данным табынцы считались выходцами из Алтая. Согласно башкирской и казахской генеалогии у истоков этого племени стоял Тумын (Томэн) бий, создавший крупное государство табынцев. Его потомком был легендарный основатель рода табын Майкы бий, имя которого упоминалось в числе 12 представителей 12 родов, провозгласивших ханом всех монголов Чингис хана, подняв его на белой кошме в 1206 году.
Сведения К. Птолемея интересны тем, что аль Идриси писавший в XII в. информировал о стране Табуни на Алтае. По его данным у р. Камы распологались башкиры, а к востоку от нее владение Табуни. На его карте башкиры и страна Табуни географически связанные между собой локализовались к северо-востоку от Волжской Булгарии.
Следует отметить, что верховья Абакана еще в XVII в. называли Табынская земля-"она же Киргизская земля". В составе фуюйских кыргызов один из пяти родов носил название табындыр (табандыр). В связи с этим, считаем, что более справедливо в тибиаков, табеитов и аскатанов Птолемея видеть предков табындыров и азов, племен енисейских кыргызов, обитавших в долине р. Абакан и ее верховьях.

Табынцев как выходцев из Минусинской котловины выдавали прежде всего, названия подразделений башкирских табынов, в составе которых наряду с родами кесе –табын, тукен – табын, калчир – табын, кумрук – табын, бишул - табын, дуван - табын, сырзы – табын, существовал кувакан – табын, что на удмутском языке значит "ворона-куака". В Минусинской котловине род карга (ворона) и су карга встречался у абаканцев, а у шорцев карга. Ворона, была тотемической пернатой у усуней.

Вышеприведенный этноним "бишул-табын" сформирован из семантических наполнений, поскольку "бишул" на тюркском языке значит "пять сыновей", а на монгольском "табын" ("таван") это "пять". Возможно, свое этническое имя табынцы получили от названия гор Табын Толагай и Табын-Богда-ола (монг. Таван Богд уул - "пять божественных гор" на Ю.-В. Алтае, на границе России, Монголии и Китая), где жили их предки в более древние времена. Неисключено, что предки табынцев участвовали в формировании союза пяти сакских племен, куда входили массагеты-юэчжи, абии (абаканцы), апасиаки, дербики и дахи.

Табынцы, в составе казахов, состоящие из трех поколений косеули, таракты и шомишти, выглядели не менее древними, чем башкирские. Название последнего подразделения и наиболее распространенной табынской тамги "ковш" (круг и вертикальный "хвостик" вниз) говорили об их древнем происхождении, имевшим связь с племенами и традициями скифской эпохи.
Основываясь на вышеизложенное можно полагать, что тибиаки, табеиты и аскатаны К. Птолемея соответствовали динлинам китайских исторических источников, обитавших на Саяно-Алтайском крае. Первые двое являлись предками племени табындыр енисейских кыргызов. В аскатанах можно видеть древнее население Азской долины, обитавшегося между рр. Афу (Асу кан/т) и Гянь в Минусинской котловине.

Отсюда, можно считать, что динлины и кыргызы, являлись одним и тем же народом, представляющим тагарскую культуру (VII-IIвв. до н.э.) на Саяно-Алтае. К. Птолемей известил нас об их трех крупных объединениях тибиаков, табеитов и аскатанов, живших в Минусинской котловине и сопредельных с ней областях. Неисключено, что именно они возглавляли сакский (табыны) и усуньский (аскатаны) племенные союзы.

В средние века земли динлинов-кыргызов простирались далеко на восток, охватывая степи Западной Монголии и Забайкалья, где они имели ряд владений, например, Ус, Пугу и другие. По мнению Л. Г. Гумилева динлины Западной Монголии сыграли важную роль в формировании хунну. Т.е. монголоидные предки этого народа смешались с европеоидами динлинами, образовав новый этнос хунну (карасукская культура). Следует отметить, что степи на востоке от Енисея до Ангары и Забайкалья, являлись исконными землями хунну. Вполне возможно, что граница между европеоидными динлинами и монголоидами проходила по р. Аргунь в Забайкалье, на что как бы указывало значение названия этой реки-"смесь". Т. е. здесь могли жить племена представлявшие смесь европеоидов (динлины) и монголоидов (хунну). В данном регионе жили курыканы, пугу, древние буряты и эхирит-булагаты, предки, которых могли иметь непосредственное отношение к хунну. Л. Н. Гумилев курыкан помещал в Забайкалье, а восточную группу племени пугу-бугу в низовьях Селенги и Орхона.

В научной литературе в средневековом этнониме "булу" или "буру", относящегося к населению этого края, видели искаженный вариант названия кыргызских бугу-бурутов, связывая их с древнетюркским пугу. При этом, ученые свои выводы пытались подкрепить с обнаруженным кыргызским этнонимом "бурут" среди хотонов и торгаутов в Иркутском уезде (Бурятия) России. Отдельные ученые отождествляли кыргызский "бурут" с хакасским "пюрют". Полагали, что в средние века объединениями кыргыз и пюрют было сформировано могущественное государство Кыргыз в Минусинской котловине.

Д. Банзаров этноним "бурят" связывал с кыргызским "бурут (синоним этнонима "кыргыз"), полагая, что первый произошел от второго. В. Ушницкий первоначальными носителями этнонима "бурят" считает эхирит-булагатов, предками которых были лесные племена булагачин и керемучин, кыргызской области Баркуджин Токум в Западной Монголии.
По мнению Г. Ксенофонтова, у народов севера издревле был широко распространен культ оленя. В связи с этим в прошлом Западную Монголию называли Урянкайским краем, а население его уранкайцами. Г. Ксенофонтов по этому поводу писал, что этноним "уранкай" происходил от его корня "орон", "уран" -олень, а "оронгаи", "оронкан" в северных диалектах значит олененок. Далее он отмечал, что "оро" или "орон" на языке тунгусских народцев Амурского округа, а равно и Сибири значит "олень" и преимущественно домашний. Поэтому все упомянутые названия означают "оленный народ" или "оленеводы". Олень по-тунгуски на всех диалектах "орон", а не "оро". Между прочим, и по-чукоцки олень "хоранга".

Согласно Э. К. Пекарскому на языке народов севера "буур –значит самец оленя. Он писал:"Слово "буур" значит самца оленя, называют и самса лося". Он же отмечал, что слово "буур-самец оленя, сохатого и дикого барана".
Г. Ксенофонтов, поэтому поводу писал, что у народов севера преобладало "представление их мать-зверя в виде лося и оленя. Лось, несомненно, есть простая модернизация-оленя (лось-большой олень Г. К.)".

Отсюда можно предположить, что "буур-самец производитель" был тотемом и этническим именем древних племен Урянхайского края пугу-бугу. Неисключено, что этнонимы "бурут" и "бурят" происходили от термина "буур-самец производитель". В таком случае, бурутами могли называть пугу, которые стали известными, по крайней мере, еще со времен хунну и считались одним из княжеских их родов.

В исторических источниках, в событиях относящихся примерно 318-329гг. н. э. рассказывалось о восстании вождя племени пугу, живщих на севере от Китайской стены. Согласно источнику, императору доложили: "Правитель племени пугу объявил себя императором в землях к западу от заставы Ханьгугуань". В связи с тем, что пугу жили на исконных землях хунну, можно полагать, что они сыграли важную роль в их этногенезе. Как нам кажется, хунну, имея в своем составе одно из крупных племен пугу-бугу, вполне могли называться бурутами. По крайней мере, "бурут" мог быть общим именем северных хунну, а Бурутия (Бурятия) или Урянхайский край названием их страны.

Видимо поэтому, после краха империи Хунну, осколки этого народа бежали на север, к енисейским кыргызам и бугу-бурутам, где слившись со своими северными соплеменниками, поправившись от ран, совместными усилиями в VI в. вновь смогли создать новое государство-Тюркский каганат.
Л. Н. Гумилев и С. Г. Кляшторный происхождение рода ашина связывали с позднехуннскими двумя царствами в провинциях Шэнси и Хэси, уничтоженными китайцами. По мнению Л. Г. Гумилева ядро древних тюрков составляли "пятьсот семейств Ашина", возникших "из смешения разных родов" обитавших в западной части Шэньси, где последние находились в подчинении хуннскому вождю Муганю. С. Г. Кляшторный опирался на данные "Суй-шу", где сказано "Предками туцзюэ были "смешанные ху Пинляна". В научной литературе обычно данное сообщение источника ("смешанными ху") сравнивали с одним из сюжетов легенды, где говориться о волчице спасшей мололетнего принца, впоследствии ставшей его женой. Затем, она бежит в горы севернее Турфана, где в пещере родила десятерых сыновей, женившихся на турфанских женшинах. Отсюда полагали, что за время обитания в Пинляне и Хэси ашина восприняло в свой состав новый этнический компонент автохтонного некитайского и нехуннского населения страны.

В китайской историографии племенами ху обозначали всех кочевников обитавших на севере Китайской стены. Поэтому, "смешанными ху" могли быть, прежде всего, усуни (-хунну) или (усуно-) юэчжи, которые были разбиты хунну и находясь в их подчинении вступили в этнические связи с ними.
В таком случае, смешавшимися с хунну народом мог быть усуно-юэчжи (во главе юэчжи были усуни), которые после того как первые были разбиты китайцами конце V в. н.э., пытались вновь возродить государство и народ очередной раз с помощью легенды о волчице, спасшей новорожденного принца, с легка ее корректировав. Отметим, что в предании под "турфанскими женшинами" можно понимать связь патрионального (господствующего) племени хунну с матриональным (союзным, второстепенным) усуно-юэчжами или наоборот. Поскольку, в другой версии легенды, предки ашина жили в северной области Со. В данной версии рассказывалась об ашина и их алтайских сородичах, чьи имена назывались в качестве господствующих кланов тюрков, что говорит о воссоединении беглых потомков волчицы со своими северными соплеменниками на Алтае. Н. А. Аристов сюда относил собственно тюрков, кыргызов, роды ку (лебедь) и чу (чуйские племена или юебани).

Согласно предания, праотец тюрков происходил из "владения Со, которое лежало на севере от страны хунну". Тюрки произошли от его сына Ичжини-нишыду и четырех сыновей от первой жены (дочь духа лета) и (одного) сына от второй жены (дочь духа зимы). Один из отпрысков волчицы превратился в лебедя, т.е. основал свое владение в районе р. Лебедь на Алтае, второй Кыргыз между реками Афу и Гянь, третий на берегу р. Чуси (Чуй), четвертый, самый старший Надулуше жил в горах Басы-чуси-ши (в верховьях р. Чуй) на Алтае. Под пятым сыном Ичжини-нишыду следует понимать правителя владения кыргызов Табын, располагавшегося в верховьях р. Абакан. Поскольку первые четверо происходили от первой жены Ичжини-нишыду (монголоиды), а он один от второй (европеоиды). Этноним "табын"-значит "пять".

Отсюда, можно пологать, что кыргызы неслучайно указывались в генеалогии древних тюрков, в качестве одного из братьев потомков волчицы. Как явствует из генеалогии тюрков, племя ашина на севере объединилось со своими соплеменниками енисейскими кыргызами, ку-хэ (ку-лебедь, хэ-река: предки кумандинцев), северными хунну или пугу-бурутами. По нашему мнению, аристократический род енисейских кыргызов (аскатанов, табынов, пугу) составляли ядро тюрков во главе с ашина.
В 522г. в. их предводитель Тумын разгромил жужан и сформировал первое Тюркское государство с центром на Орхоне. В эпоху древних тюрков восточная группа табынцев жила в центральных районах каганата, в землях, вдоль русла р. Уш Табын, в районах р. Орхон в Западной Монголии. Возможно, табынцами в то время управлял Истеми каган, брат Тумына, покоривший Алтай, Тянь-Шань и богатые города Средней Азии.
Отметим, что еще в эпоху Истеми кагана часть племен енисейских кыргызов (пугу табын и чинос) продвинулась на запад (Иртыш) и была расселена от Алтая до Хазарского каганата. Очередная группа кыргызов и табынцев пришла на Алтай в эпоху Кыргызского великодержавия, преследуя беглых уйгуров. Возможно, что в эту эпоху кыргызы и табынцы обосновались в районах гор Табын Толагай и Табын-Богда-ола, где мы обнаруживаем названия местностей "манас", "кыргыз" (в районе р. Кобдо) и др. Авангард их ушла на юго-запад и дошла до Кашгара и долины р. Талас.

Вероятно, табынцы представляли кыргызов кимакской области Каракыра хан (Хв.), обычаи и традиции которых были схожи с кыргызскими. Видимо, в XII в. им удалось возродить свою государственность и сформировать новое княжество Табуни на Алтае. Возможно, что одними из основателей его были, предки Майкы бия, имевшего прозвище Каркырадай Майкы (подобно Журавлю). Позже, в монгольскую эпоху табынцы в составе ногае-мангытов дошли до Дагестана и Крыма. В Муслюмовском районе Татарстана до сих пор сохранились названия местностей р. Табын, сел "Тубэн Табын" и "Югары Табын", которые вместе с другими населенными пунктами, называются ногайские деревни. По некоторым данным к ногайцам относились также население деревень Карамалы, Урсай и Чалпы Азнакаевского района Татарстана.

В связи вышеизложенным, мы считаем, что предки табынцев, чиносцев и барджугинов (Добун Баян), обитавшие на Алтае и Западной Монголии являлись уцелевшими осколками племен Тюркского каганата. Прослеживались общие сходства истории предков древних тюрков, чиносцев и барджугинов.
Следует отметить, что народ Тумына (ашина) до обретения своей независимости был вассалом жужан и обрабатывал железо, где-то на Алтае. Добился независимости благодаря, знаниям кузнечного дела. Согласно легенде, предки Добун Баяна также занимались плавкой железа и кузнечным делом. Занятие этим вошло в традицию и, как правило, в ту ночь, которая является началом нового года, они приготовляли кузнечные мехи, горн и уголь. Раскаляли немного железа и, положив его на наковальню, били молотом и вытягивали в полосу в благодарность за свое освобождение.
По "Сокровенному сказанию" общий предок чиносцев (эхирит-булагатов) Бортэ-Чино примерно, 450 лет тому назад, жил на юго-западных землях оз. Байкала. Т. е. в эпоху господства древних тюрков. Однажды, Бортэ-Чино, переплыл внутреннее море Тенгис (т.е. озеро Байкал) и поселился на Ононе. Считалось, что предки Бортэ чино являлись выходцами из Эргене кона и пришлыми племенами на Ононе и Орхоне.

Отсюда, можно полагать, что И. Березин, Е. Кычанов и другие неслучайно вызказывали мнение о возможном происхождении рода Чингиз хана от кыргызов. Поскольку, генеалогия Чингиз хана насыщена традициями кыргызов и чиносцев (эхирит-булагатов).
Согласно легенде потомок Бортэ чино (и Марал-Гоа) Добун –Баян от Алан Гоа имел двух сыновей. Однако, после смерти Добун Баяна она родила трех сыновей от светлорусого человека, приходившего к ней в полночь через дымовое отверстие юрты и уходившего с рассветом, словно желтый пес. По преданию Алан Гоа зачала от света, и все трое детей родились рыжыми с голубыми глазами, за что их род назвали борджигин. Т.е. "синеокие". Считалось, что голубизна глаз и рыжеватость волос представителей элитарного рода монголов были следствием происхождения от "желтого пса". (Считалось, что кыргызы происходили от красной собаки-борзой и 40 девиц).

В соответствии с благородным происхождением племена разошедшие от трех сыновей Алан Гоа (прародительницы рода барджугинов) Букун-Катаки, Салжуктаи и Бодончара называли нурин монголами, а все остальные дарлекин-монголами или утугэ богол, рабов и потомков рабов предков Чингиз хана. Сюда входили роды имевшие происхождение от двух сыновей Добун Баяна булкунут и букунут, а также баяуты, эхирит-булагаты, чиносы и все другие признавшие власть предков Чингиз хана племена и народы.

Очевидно, легенда о детях Алан Гоа говорит о возрождении древнего омонголившегося племени табынов Западной Монголии, которые объединились с близко родственными кыргызами, с голубыми глазами и рыжими волосами в период падения их могущества. В XI-XII вв. кыргызы и куны обитавшие в р. Аргунь (Забайкалье) были покорены меркитами. Куль Гали в XII в. писал, что, "несмотря на то, что куны (в тексте хоны) и кыргызы были покорены аракитаями (меркитами) потомки Бурджугинов и Чинджигинов восприняли обычаи и язык кытаев и были оставлены аракитаями биями аргынов, но не забыли о своем унижении. Чтобы всегда помнить о нем, они (хоны) сохранили даже имя Бурджигина, составленное из двух булгарских слов: "бури" или "чин" (волк) и "джигин" или "джакын"-принц… Из этого рода вышел нынешний правитель кытайских земель Тимер (Чингизхан)".

Отсюда, можно предполагать, что Тумын- в первой, Бортэ Чино -во второй и Добун Баян- в третьей легенде являлись одним и тем же лицом. Во втором случае, главный герой представлен именем рода (волк), к которому он принадлежал, а в третьем, имя главного героя превратилось в фамилию, поскольку его представили здесь как потомка Бортэ Чино.
Очевидно, что Майкы бий был удостоен чести участвовать на церемонии провозглашения ханом Чингиз хана благодаря его безупречной генеалогии восходящей к личности легендарного Тумына или Добун-Баяна. Следует отметить, что кыргызские санжырачи считали, Майкы бия родственником Чингиз хана, имевшим общее происхождение с покорителем мира.
В VI-XIII вв. енисейские кыргызы имели ряд владений в Западной Монголии. В монгольскую эпоху в Баркуджин Токуме наряду с усинцами жили кючюки, изгили, толосы (динлины), байырку (барку), баяуты, булагачины, керемучины, алакчыны, найманы, кереиты, пугу, табыны, чиносы, буряты и другие, которые обитали в тесном этногенетическом и этнокультурном взаимодействии с монгольскими племенами.

В эпоху Кыргызского Великодержавия началась интенсивная миграция кыргызов на запад и юго-запад, а также на север и восток от Енисея. Кыргызы полностью освоили Туву, и дошли до Ангары и моря. Поэтому, в исторических источниках монгольской эпохи кыргызов и усинцев распологали не только в Баркуджин Токуме, но и на Орхоне и Ангаре, в стране Алакчынов и Забайкалье и т.д.

Аль Идриси о кыргызах IX-X вв. писал: "Страна киркиров обширна, плодородна, часто посещается путешественниками, хоро¬шо орошается многими реками, доходящими сюда от китайских гра¬ниц; главная из этих рек носит имя Манхаз (в других переводах Манхар). ...Город, где обитает царь киркиров... расположен близ полуострова Гиацинтов...". В стране кыргызов располагались пять городов: Нашран, Хирхир (дважды), Хакан Хирхир и Дараид Хирхир.

Видимо, один из этих городов находился в Забайкалье, в районе р. Аргунь, где обнаруживалась река Хирхира, на левом берегу р. Урулюнгюй. По данным археологов, в XIII в. здесь, на месте обнаруженного Хирхиринского городища, на берегу одноименной реки находился центр владения Касара, брата Чингисхана, и его сына хана Исунке. Здесь на древне-монгольском языке была найдена надпись. Она гласила: "Когда Чингис-хан после нашествия на народ Сартагул (хивинцев) возвратился и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Чучигае, то Исунке получил в удел триста тридцать пять воинов хонгодорских".
В окрестностях Хирхиринского городища обнаружен могильник, принадлежащий высшим аристократам. Здесь найдены золотые и серебряные нагрудные пластины-пайцзы с изображением сокола, волчьей головы и других. Предметы подобного образца принадлежали представителям высших чинов армии и администрации, а также близких родственников повелителя.

Однако, в Х-XI вв. данный регион был заселен монголоязычными племенами. Кыргызы были вытеснены из степей Западной Монголии. Они ушли на север в Якутию, а на юго-запад в Семиречье. В XIII-XIVвв. вкупе с другими, племена кыргызского улуса булагачины и керемучины, покинули Западную Монголию.

Г. В. Ксенофонтов племена булагачин и керемучин рассматривал как предков современных эхирит-булагатов и размещал на гористом и лесистом водоразделе Енисея и Ангары, "на краю страны кыргызов". Он выразил не согласие с расшивровкой И. Березина этнонима булагачин (ловец соболей) и керемучин (ловец белок), полагая, что последние лишь созвучны с монгольскими терминами булага или булган (соболь) и хэрмен (белка).
По мнению Г. В. Ксенофонтова этноним "эхирит" происходил от якутского слова "эгирэ -"близнец". Он же отмечал: "У самих северо-байкальских бурят имена эхирит и булагат неразлучны, недаром в некоторых вариантах народных легенд родоначальники этих родов представляются близнечными братьями "ихири" (по якут. "игирэ"-близнецы от турец. числительного два-ики-икки). У Рашид ад-Дина "Булагачин и Керемучин" неразлучны и пишутся всегда рядом. Отсюда, он смело отождествлял булугачинов и керемучинов с эхирит-булагатами, жившими в одном и том же районе. Проанализировав этнографические материалы легенды, предания он убедился, что предки эхирит –булагатов менее связаны с монгольскими племенами, в их воспоминаниях больше имело место об Алтае, Хан-Кухее, Кэнтэе и т.д., "можно думать, что отдаленные предки эхирит –булагатов когда-то жили или скитались по всем тем местам, т. е. по Алтаю".

Известно, что современные прибайкальские буряты (эхириты и булагаты) по антропологическому типу ближе к якутам, чем к забайкальским бурятам. Топонимика местности также говорит больше о том, что прибайкальские буряты эхириты и булагаты в прошлом были тюркоязычными. Их монголизация произошла в период раннего средневековья, но они сохранили некоторые диалектные особенности, которые сближают их с якутами и южно-сибирскими тюрками.

Отдельные ученые род чинос объединения эхиритов рассматривали как выжившее поколение древнетюркского рода ашина. Древние времена предки эхирит-булагатов обитали в Приангарье. Затем, они разделились на две группы, часть эхиритов переплыв оз. Байкал, ушла на Онон, другая осталась в древних землях и вошла в состав племенного союза курыкан.
Как нам кажется, формирование владения булагачинов и керемучинов началось еще в эпоху хунну, бугу-бурутов. В эпоху древних тюрков отдельные кыргызские племена вместе с динлинами (усы, бугу-бурут), распологавшиеся между реками Енисей и Ангара образовали небольшое владение "на краю страны кыргызов". Впользу нашего мнения говорит название одного из основных племен булагатов аша-абагат, что вполне сопоставимо с древними азами и р. Абакан в Минусинской котловине.

По нашему мнению, племя азов и чиносов (также чонос, шонос, шинос и шонод- с различных диалектов монгольского языка переводится как "волки") составляли ядро этого объединения и соответственно их и называли родами близнецами, ("игирэ-близнец"). В связи, с чем позже первых стали называть булагатами, а вторых эхиритами. Азы и чиносы действительно могли иметь этнические связи с родом ашина (азчино). Небезинтересно отметить, что учеными-археологами установлено сходство тамги рода ашина (найдена археологами при раскопках хазарских городищ) и современных калмыкских чиносов. По данным С. М.
Абрамзона "Изображение тамги племени а-ши-на имеет аналогию с одной из тамг у ветви адыгине" кыргызов. К сожалению, он не говорит о какой ветьви адыгине идет речь. Но, в другом месте этнограф отмечал, о существовании в структуре племени адыгине рода борю (волк) с тамгой борю тамгасы.

Следует отметить, что в структуре эхирит-булагатов до сих пор сохранились этнонимы, указывавшие на связь их предков с кыргызами.
В составе булагатов одними из крупных племен считались икинуты, аша-абагаты, а в числе мелких родов его встречались подразделения хурхут (кыргыз), хогой (когой), онгой, онхотой (онгут, нойгут). Сюда же можно отнести роды, встречаемые в булагатском объединении хонгодор (кангалар, канглы) под названием ашхай (аз), ашат (аз), холшо (калча), даши, шаранут (сары).
Одним из древних и главных объединений эхиритов являлось племя чинос, представителей которого можно встретить от Ангары на востоке до Волги на западе. Т.е. чиносцы мигрировали примерно в том же направлении, в каком продвигались на запад табыны в прошлом. Род состоял из подразделений Ики-Шоно, Борсой-Шоно, Буга-Шоно, Шубтхэй-Шоно, Оторшо-Шоно, Бага-Шоно и т. д. Отметим, что в Калмыкии можно встретить его роды: Ики-Чонос, Бага-Чонос, Шарнут-Чонос. Одно из подразделений калмыкских чоносов носил имя Гэнду-Чоно, что как бы подтверждало информацию Рашид ад-Дина о происхождении этого племени от двух сыновей Чаракэ Ленкума.
Рашид ад-Дин рассматривал род чинос тайджиутов как ответвление рода борджигин. Он их происхождение связывал с двумя сыновьями Чаракэ Ленкума, который по обычаю женился на вдову своего умершего брата Байсункура "… она родила от него двух сыновей, одного назвали Гэнду-чонэ, а другого – Улукчин-чонэ. Их потомство называли племя чинос, а чинос есть множественное число от слова чино" (волк).

Согласно преданиям в XIII-XIV вв. предки эхирит-булагатов (в составе есть род курамча-курамчи) под названием булагачинов и керемучинов во главе Буха нойоном продвинулись на запад, в Среднюю Азию. Имя последнего можно отождествить с княжеской фамилией найманов, одним из представителей которого был Кет Бука нойон, современник Чингиз хана, сопровождавший Джучи хана в походе против кыргызов. Причем, найманов и кереитов также можно рассматривать как "роды-близнецы". С. М. Абрамзон писал о том, что кыргызских найманов называли булгачи-найманами.

По утверждению Т. Джуманалиева в XIII-XIVв. переселившиеся с востока булагачи и керемучины в междуречье Или - Иртыша сформировали улус Булагачи (в предгорьях Монгольского Алтая и Притяньшанья), разгромленный Тимуром, куда входили по сообщению С. Ахсикенди (XVI в.) шесть кыргызских племен Салусбека-Булгачи канды, доолос, теит, жоо кесек, кыдыршаа, бостон. Т. Бейшеналиев пишет, что в XV в. тяньшаньские кыргызы состояли из двух крупных объединений кыргыз и бурут. Ставка предводителя Мухаммед-Кыргыза (Тагай бий) находилась в селе Барскоон в Иссык-Кульской котловине.

В книге XV в. "Шаджара ал-атрак" рассказывалось о моголо-кыргызо-отуз огланских связях в эпоху господства чингизидов на Тянь-Шане. Причем, приведенная в ней версия генеалогии кыргызов полностью подтверждала информацию историка могольской эпохи Мухаммеда Хайдара, который рассматривал моголов и кыргызов как один этнос.
В "Шаджарат…" генеалогия кыргызов привязывалась к племенам с монгольскими названиями кыят, дарлекин и aкираc (род дарлекинов). Согласно легенде происхождение кыргызов связывалось с сорока могольскими девицами, а отуз огланов с тридцати юношами. В данной легенде зафиксирован процесс объединения енисейских кыргызов с тяньшаньскими, в составе государств чингизидов на Тянь-Шане. Поскольку, племена указанные в книге с монгольскими названиями дарлекин, кыят и aкираc относились к дарлекин монголам (рабам чингизидов). Т.е. под дарлекинами можно понимать западные ветьви енисейских кыргызов, булагачинов и керемучинов (акирасы), переселившихся с берегов Енисея и Ангары в XIII-XIVвв. на Тянь-Шань.
Следует отметить, что под акирасами понимали эхирит-булагатов. Поэтому нас не должно смушать то, что в исторических источниках монгольской эпохи эхириты встречались под названием икирес в связи с племенем чинос (шонос, волки) и акирас с кыргызами.

В Семиречье восточные пришельцы нашли западную ветьв кыргызов и постепенно слились с ними. Как нам кажется, данный процесс проходил с учетом восточных эхирито-булагатских традиций, что отразилось на родословной кыргызов. Согласно ей первопредок народа Долон бий прихватив двух малолетних сыновей-близнецов, бежал из степей Западной Монголии от Чингиз хана на Тянь-Шань. Впоследствии близнецы Ак уул и Кубул (Куу уул) стали родоначальниками правого и левого крыла. Политическое и социальное положение близнецов было определено в зависимости от того на каком боку распологались младенцы еще в утробе матери. По замечанию их матери, поскольку первым родился младенец, распологавшийся в правом боку Ак уул, то ему было предоставлено право стать, приемником Долон бия.

Процесс возрождения кыргызских племен по принципу родственных двух родов или "родов-близнецов" обнаруживался практически во всех генеалогических преданиях кыргызов. В книге С. Ахсикенди "Маджму ат-таварих" XVI в. от Ак уула родоначальника правого крыла разошлись две ветьви кыргызов Отуз огул (Адыгине, Тагай, Монгуш и Кара багыш) и Солусбек –Булгачи (Тейит, Кыдыршаа, Бостон, Жоо кесек, Доолос). Левое крыло составляли потомки Куу уула кытай, саруу, чон багыш, лалым кушчу, басыз и мундуз. Антропоним Солусбек-Булгачи, говорит о том, что потомки булагачинов вошли в состав тяньшаньских кыргызов на равных правах, что подтверждало об их принадлежности к кыргызам.

Следы влияния восточных традиций можно обнаружить в различных версиях генеалогии родов моголистанского улуса Анга Торе монолдор и черик, а также кыргызских родственных племен сары багыш и бугу, имевших происхождение от матери-оленихи (муйуздуу бугу эне).
С. Ахсикенди в своей книге от двух сыновей Анга Торе, Мухаммед-бека (по прозвищу Кок Бука) и Ахмед-бека выводил двух самых главных родов его улуса - монолдор и черик. От первого ра¬зошелся род монолдор, а от второго - черик.

В то же время, в кыргызской версии санжыры с помощью Наал эже (сестры Тагай бия и Адыгине), выданной замуж за некоего Коке или Кок Бука, пытались указать родственность племен этого улуса, с кыргызами. В родословной представители племени монолдор названы потомками Наал эже и Коке, а черики, потомками сыновленного Наал мальчика, прозванного Чердегей (пузан) Чериком.

В связи с вышеизложенным, можно утверждать, что персонаж Наал эже и сюжет с ее участием, говорит о влиянии восточных традиций, а также указывал, на конкретный район миграции кыргызов на запад в XIII-XIVвв. Отметим, что антропоним "Наал эже" имел тождество с именем легендарной бурятской богини солнца Наал хатан эзи, а в структуре племени Адыгине имелся род баргы и борю, названия, которых само по себе подтверждали их происхождение из кыргызской области Баркуджин Токум (Западная Монголия).

В родословной кыргызов наиболее интересным являлся персонаж Тагай Бия от которого происходили племена правого крыла. Большинство санжырачи признавали за его прямым потомком Кылжыра, которого также называли Сары багышем. В то же время санжырачи от сына Кылжыра Орозбакты выводили племя бугу, которое по данным большинства авторитетных историков считалось одним из древних крупных кыргызских объединений.

Однако, согласно информации А. Н. Аристова представители племени бугу также считали себя потомками Кылжыра. Рассказывали, что отец его Тагай бий дал ему имя Бугу, поскольку у него якобы были оленьи рога. С. Аттокуров писал, что бугу-буруты были известны еще в эпоху саков и древних тюрков, а язык их очень близок с алтайским.

Вышеизложенное еще раз подтверждает наше мнение о том, что в процессе возрождение кыргызов на Тянь-Шане было применено древнее правило равноправия родов, отраженный в принципе "роды-близнецы". "Кылжыр" как древний антропоним признавался общим именем предка "родов близнецов" бугу и сары багыш. Однако, вопрос предания политического статуса одному из "родов-близнецов" был решен с помощью степного принципа "лось большой олень". В результате в общекыргызской санжыре прямыми потомками Кылжыра стали признавать лишь представителей рода сары багыш.

Однако, это не могло остановить споры за верховенство между этими родами. Каждая сторона распространяла разные версии легенды, с целью придания соперничающей группе второстепенное значение, пытаясь указать родоначальника противоположной стороны как можно дальше от Тагай бия. Поэтому, Бугу в общекыргызском санжыра указан как потомок сына Кылжыра (Сары багыша) Орозбакты, а Сары багыш в отдельных версиях отпрыском сына Кылжыра Доолоса. Подобные приемы были применены и в отношении предка чериков.

Как нам кажется, под влиянием и с учетом алтайского фактора в родословной С. Ахсикенди в числе потомков Отуз Огула указывались антропонимы Адыгине, Тагай, Кара багыш (могучий лось) и Мунгкуш. Сюда же можно отнести названия кыргызских племен, имевшие непосредственную связь с Алтаем чон багыш (большой лось), багыш, окум багыш, бугу и т. д. Однако, некоторые кыргызские роды были образованы на Тянь-Шане, как например, сары багыши. Род был сформирован из слияния алтайских (башкирских) табынов и калчир-табынов с группой племени бугу.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно полагать, что этническое происхождение кыргызов неразрывно связано с Саяно-Алтайским краем. Предками кыргызов были тибиаки, табеиты и аскатаны упоминаемые античным автором К. Птолемеем. В китайской историографии они обозначались общим этнонимом "динлин". Возможно, что предки тибиаков, табеитов и аскатанов сыграли важную роль в формировании крупных племенных союзов массагетов-юэчжи, усуней и хунну в Центральной Азии. Соответственно первые могли быть предками табынцев, вторые усуно-динлинов или азо-кыргызов, а третьи были пугу-бурутами, которые в I в. до н. э. слившись с кыргызами в эпоху Чжичжи шаньюя, положили начало таштыкской культуре кыргызов. Древние кыргызы представляли три крупных объединения азо-кыргызское, пугу-бурутское и булагачино-керемучинское.

Список использованой литературы:

1. Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана. Б. 2002. Т. 1.
2. Рашид ад-Дин Сборник летописей.-Т.1.Кн. 1, Кн. 2, М.-Л. 1952.
3. Бичурин И. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.-Алматы: 1998.-Т. I.
4. Татищев В.Н. "История Российская"- М.; Л., 1962.
5. Гумилев Л Н. Древние тюрки. М. 1993.
6. История кыргызов и Кыргызстана. Б. 2000.
7. Краткая история уйгуров. -А-А. 1991.
8. Аристов Н. А. Усуни и кыргызы или кара кыргызы.-Б., 2001.
9. Джуманалиев Т. Очерки политической истории кочевников Притяньшанья с древности и до конца XVII века.-Б. 2007.
10. Восточный Туркестан в древности и средневековье. М. 1992.
11. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай сахалар. Ирк. 1937.
12. Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии.-М.:Наука,1964.
13. Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л. 1926.
14. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.Фр. 1990.
15. Акеров Т. А. Древние кыргызы и Великая Степь (по следам дрвенекыргызских цивилизаций). Б. 2005.

Опубликовано в журнале "Гуманитарные проблемы современности", Института философии и политико-правовых исследований НАН КР, выпуск 11, Бишкек 2010г.

Акеров Т. А.
Директор института этнологии МУК

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1275854760


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх