Н.Жетписбай: "Мысль, что кочевые народы не могут иметь государственности неправомерна" (ответ узбекскому историку Г.Хидоятову) 11:45 11.06.2010
Г-н Хидоятов!
По поводу Вашей статьи можно было бы и не вступать в полемику, так как дискуссий проводятся в основном по научным направлениям, а ваша статья как раз не относится к разрядам научных. Она основана на Ваших больных фантазиях, с примесью зависти или на фантазиях тех людей, которые посоветовали Вам написать такую чушь.
В "статье" имеются нелепые размышления дилетанта-историка об истоках казахской государственности, точнее об их отсутствии. Повторюсь, с таким абсурдом и пишущим такие вещи "ученым" вовсе не хотелось бы спорить, однако придется уточнить некоторые факты. Казахская государственность имеет очень глубокие корни, античные государства, существовавшие на территории необъятного Казахстана, такие как Усунь, Кангюй и другие полностью соответствующие названиям основных казахских родов тому веское подтверждение. Саки, сарматы, аланы, гунны и другие предшествовали образованию казахской государственности еще в I-тыс. л. до н.э.
Тюрксий каганат, государственные объединения кыпчаков, Ак Орда (Белая орда) и другие степные улусы непременные предшественники казахской государственности, придерживались кочевого быта и культуру. В XV в. в период последних десятилетий Белой Орды и ханства Абулхаира племен проживавших на территории Центрального и Северного Казахстана называли общим именем "казах-узбек" или "узбек-казах". Однако, по языку и кочевому быту они не имели прямых отношений к среднеазиатским сартам, принявших впоследствии этноним "узбек". Они в основном состояли из казахских родов Аргын, Кыпчак, Найман, Алшын и многих других. Язык их был казахский, на кыпчакской основе.
Султаны Керей и Жанибек в 1456 г. ушли от Абулхаир хана и из частей тех же племен основали через несколько лет отдельное государство, получившее впоследствии название Казахского ханства. Стоит отметить, что степные племена, оставшиеся вместе с Абулхаиром и племена, ушедшие с вышеозначенными султанами были одного этнического происхождения – казахскими. Позже оставшаяся с Абулхаиром часть казахских племен с внуком означенного хана Мухаммедом Шайбани уходят в сторону Самарканда, где вступают в борьбу с местными правителями. Здесь они вступают в тесный контакт с местным населением, принимая позднее их быт, диалект, культуру. С этого периода расходятся и этнонимы "узбек" и "казах".
Отсюда невооруженным глазом видно, что напротив этноним "узбек" пришел в Среднюю Азию из казахских степей и дал название нынешнему узбекскому народу. Однако, отметим что до 1924 г. как таковой узбекской нации не было, а были лишь оседлые народности сарты – суть таджики и потомки тюркизированных таджик, а также многочисленные казахские племена – кыпчаки, кураминцы, найманы, дулаты и т.д. О том что, союз кочевых кураминцев влившиеся позднее в состав узбеков, были чистыми этническими казахами, указывали многие историки, например знаток среднеазиатских народов Макшеев. Об основании Казахского ханства отмечали многие выдающиеся ученые того времени как Махмуд ибн Уали и Мухаммед Хайдар Дулати вышедший из одноименного казахского рода. Но опять отметим, что это государство вышло из состава государства родственной Белой Орды (позднее ханство Абулхаира), в свою очередь берущее начало от государства кыпчаков (IX-XIII вв.), мало имевших общее с среднеазиатскими оседлыми народами, и говоривших на староказахском языке. О том, что ушедшие в Среднюю Азию вместе с Шайбани племена родственные им узбек-казахи, наш народ помнил всегда. Отсюда поговорка "Озбек оз агам, сарт – садагам", смысл которого переводится примерно так: "Узбек свой брат, а сарты – чужие".
Главный сподвижник Абулхаира – Кобыланды батыр из рода Кыпчак являлся крупным казахским государственным и военным деятелем и захоронен в Западном Казахстане, в современной Актюбинской области. О нем казахский народ слагал множество эпических поэм и преданий, ныне имеется около 30-ти вариантов эпоса "Кобыланды батыр". Казахстан на правительственном уровне отметил заслуги этого деятеля XV в. и в 2007 г. установил памятник над надгробием великого казахского батыра. Отмеченные в "статье" Хивинские, Кокандские и Бухарские ханства не имели большой политической силы даже у себя в регионе. Они известны только тем, что в основном воевали между собою. Большинство населения Кокандского ханства состояло из казахов. Об этом имеются неопровержимые архивные данные, однако пока не буду спешить их привести, так как не планировал собрать компрометирующие против родственного узбекского народа.
Хивинское ханство также не имело военной мощи и состояло из туркмен, каракалпаков и узбеков. Некоторые соседственные казахские роды в небольшом количестве находились в сфере влияния этого ханства, однако на самом деле никогда всерьез не относились к хивинцам. Несмотря на свою жестокость к ним, Хива никогда не была сильным государством. Например, перед Хивинским походом в 1839 г. в Оренбурге с согласия императора решили свергнуть хивинского хана и заменить его одним из казахских султанов. Выбор пал на знатного султана Баймухамеда Айшуакова, и когда сам генерал-губернатор Перовский вызвав его в Оренбург, встретив с большими почестями, предложил занять ему Хивинский "престол" как он выразился, то султан иронично возразил: "Какой это престол, – я даже не смею и называть его таким словом, потому что так называется и трон русского царя! Хивинский же впору называть разве только орундуком (табурет - автор)" и наотрез отказался (Терентьев М. История завоевания Средней Азии. Том 1. Спб., 1903. С. 116.). Да какой же это трон, если казахские правители сравнивали его простым табуретом. Казахский народ никогда не был фанатичным в сравнении со среднеазиатскими народами, о чем отмечали многие исследователи. Они издавна как вольный ветер кочевали на своих необъятных исконных территориях, сохраняя свои замечательные обычаи и человеческие нравы. Многие европейские ученые поражались чистотою нравов в казахских степях, их природными качествами и стремлениями к знаниям нежели в среднеазиатских городищах. Наши предки кочевали, потому что полупустынные наши просторы располагали к этому. Таким образом, они в точности сохранили те обычаи и быт, которыми веками пользовались скифы и саки, гунны и печенеги, усуни и кангюйцы, древние тюрки и половцы (кыпчаки), Золотая и Белая Орды – которые впоследствии плавно переходили в законную государственность – в Казахское ханство, с неизменными традициями. Казахи как и гунны, усуни, тюрки и другие степные народы делились на географические, хозяйственные и политические части, потому что огромная степь препятствовало к централизации. Казахстан и казахи – прямые потомки и последователи тех великих тюрков и других вышеназванных наших предков, и по своей территории и по своему расположению в центре Евразии. Они не польстились теми южными теплыми краями, как сделали многие кочевые народы. Казахи даже и не думали поменять свои суровые степные просторы, оставленные им далекими предками и яростно защищали его от чужеземцев.
Мысль, что кочевые народы не могут иметь государственности неправомерна. Не стоит забывать и о множествах казахских городах и селениях, в которых наши предки занимались торговыми и государственными делами. Например, Ташкент был в составе Казахского ханства довольно долгое время – несколько веков. Да, казахи в XVIII-XIX вв. из-за слишком большой территории не всегда состояли в едином государственном аппарате, не содержали регулярную армию, однако был верховный правитель (ага хан) и совет старейшин, вроде парламента, который ежегодно созывался для решения государственных дел. Было степное демократическое правление, к которому удивлялись многие исследователи.
Казахи были воинственными и за всю свою историю воевали за независимость. Многие народы желавшие завоевать привольные казахские степи были обречены на гибель, а некоторые даже исчезали с лица земли. Казахи веками вели борьбу против колонизации соседних держав и таким образом на столетия защитили среднеазиатские государства от колониального гнета. Да, если бы наши предки не восставали против имперской политики России, вопрос независимости вышеназванных узбекских ханств был бы решен веками заранее. Мятежный дух казахов был жив до 30-х гг. ХХ в. когда они подняли более 300 восстаний против Советской системы.
Наши предки отстояли огромную территорию, которая ныне по площади среди государств занимает девятое место в мире, а по этнической территории и среди мусульманских государств – первое. До 1917 г. среди тюркских народов казахи по численности занимали второе место после османских турков, в Российской империи третье место после самих великорусов и украинцев. По переписи 1897 г. казахов было около 4,5 млн., узбеков же несравненно меньше – около 1 млн. Народность, не имевшая государственности не достигла бы таких высот. Если бы не голод, унесший жизнь половины нации казахов ныне было бы 25 млн. Кстати, во время голода многие наши предки вынуждены были уехать в заграницу, в том числе и в Узбекистан, где их в свою очередь вынуждали записаться узбеками. Таким образом, узбеков стало больше за счет нас и других соседних народов.
Сегодня Казахстан динамично развивающаяся страна, очень богатая на природные ресурсы и это вызывает зависти очень многих. К тому же наша республика отличается толерантностью, у нас мирно проживают сотни нации и народности. Разжигать межнациональную вражду – очень опасная вещь. Каждое негативное слово, выпущенное против целого народа имеет силу возвращаться обратно. Нам бы не хотелось ссориться с дружественным узбекским народом из-за негативных высказываний его "историка", хотя и сами немного вдались в эмоцию. Поэтому просим и Вас, и тех ваших "советчиков", которым нежелательны мирное отношение в Центральной Азии, оставить в покое наш народ. Как сказал наш великий пророк Мухаммед (да благословить его Аллах и приветствует) про наших предков тюрков-кыпчаков (казахов): "Придет мой уммат, народ бесстрашный, иман (вера) у них будет в сердцах, и всякий кто позарится на них, будут обречены, и всякому кому я буду недоволен, пошлю этот народ".
С уважением, казахский историк Нуржан Жетписбай nurzhan976@mail.ru
|