Б.Мусаев: Пока Москва играет в СССР, или "Революция" Крыс -2 (окончание) 01:15 26.06.2010
Пока Москва играет в СССР, или "Революция" Крыс -2. (окончание)
"…вполне возможно, что партийная ненависть между кланами, царящая у крыс, - это на самом деле лишь "изобретение дьявола", ни для ничего не нужное".
Конрад Лоренц.
Устранить угрозы суверенитету и национальной государственности – вот задача и смысл повестки дня для киргизов и узбеков. Остальные рассуждения от лукавого. Рискну утверждать: случись, допустим, прецедент по осуществлению сценария "распада" для Кыргызстана, то это увеличит возможности реализации целого спектра сценариев для государств Центральной Азии, содержание и направленность развития которых, скажем так, совершенно нежелательны их национальным интересам.
Ситуация в Кыргызстане, сложившаяся после падения режима Бакиева, катастрофа – июнь 2010, создают предпосылки и событийную основу для материализации названного прецедента. На кону стоит: быть или не быть суверенной и независимой государственности. Результаты предстоящего (27.06.2010 г.) референдума по новой конституции, на мой взгляд, могут стать решающими не только для Кыргызстана и его народа. Что я имею в виду? Наверное, теперь к месту повторить, сказанное мной ранее, что после свершившегося в Бишкеке, государства Центральной Азии проходят точку бифуркации, когда, с одной стороны, не умаляются задачи решения проблем безопасности, с другой – приобретают актуальность проблемы, которые имеют сколь стратегическое, столь и судьбоносную роль. Это вопросы, связанные, связанные с появлением угроз их суверенитету, развитию и, укреплению национальной государственности. Они, на мой взгляд, и составляют повестку дня на сегодня и в среднесрочной перспективе. (см. Б. Мусаев Перспективы Революции по Кыргызски: Политический Строй Свободы, опять Главманап или Протекторат? // www.centrasia.ru 28.04.2010)
Верно, сказано, что для того, чтобы жить дальше, нам - киргизам и узбекам, должно оставить для себя хоть какой – то шанс на будущее. Я бы дополнил: чтобы оставить (или найти) этот самый, "хоть какой – то шанс на будущее", надо, наконец, оглянуться вперед, увидеть там перспективу, где отношения не строились бы всецело на основе противопоставления "Мы" - "Они", или деления людей на "своих" и "чужих", "врагов" по принципу принадлежности к расе, этносу, нации, племени, роду. Однако вернемся в настоящее, судя по которому, такая перспектива Кыргызстану пока и не светит, ибо она (будущая перспектива), прошу простить за тавтологию, оказывается, захваченной настоящим, с его конфликтностью, с его "ужасом без конца".
Вместе с тем, оглядываясь вперед, надо думать о том, как выйти наиболее конструктивным образом из конфликтов. Если вообще уместно говорить о конструктивности, когда кругом хаос, жестокость, смятение в душах миллионов, когда многие с одной и с другой стороны испытывают испепеляющее чувство ненависти и "одной лишь думы власть" - мщение. Конечно, я могу понять тех, узбеков и киргизов, которые потеряли родных, близких, сами … Я убежден, что они плачут не только от боли, а и от сострадания к погибшим. Но, ни сердцем, ни умом нельзя оправдать тех, кто стоит в стороне и кричит: Узбек, встань и иди. Отомсти за…. Жги! Жги! Убей! Немыслимо понять тех, кто уже поддается не контролируемым разумом эмоциональным всплескам, и выдает суждения, в которых негативная информация о криминальных и вандалистких акциях в отношении узбеков преподносится как проявление этнотипического, якобы характерного для конкретной национальной общности кыргизов. Я бы хотел спросить таких "патриотов": господа, чего добиваетесь!? К чему зовете? Опомнитесь. Будь по вашему, так восторжествует "апокалипсис национализма", а будущие поколения и кыргызстанцев и узбекистанцев, если и вспомнят о всех нас, то с проклятием на устах. Речь идет, конечно, не о том, что все следует забыть. Лично я, не представляю, и никто не представит умозрительно, каким образом могут забыть и простить узбеки за сотворенное с ними зло, проявленную по отношению к ним чудовищную жестокость в таких масштабах. И все же, если слезы людей не мертвы, и они являются не только слезами боли, а и сострадания, надо думать о том, как простить одним, покаяться другим, чтобы строить жизнь. Кто – то скажет: слова, слова…Но человек разумный помыслит о том, что не следует забывать, что все мы люди, все мы туркестанцы и потому связаны неразрывно с Туркестаном – Родиной, нашим домом. А дом, как сказал мыслитель - гуманист, это такая "вещь", в понятие которого входит добрососедство, доверие, солидарность. И еще считаю нужным высказать свое принципиальное несогласие с мнениями типа того, что кыргызы, как народ, обнаружили свою несостоятельность по ряду признаков, что государства Центральной Азии и его народы фатально обречены на "разборки" и т.д. Словом, получается, что все наши тюркские народы в Центральной Азии, кто в большей, кто в меньшей степени склонны к насилию. Они, мол, совсем пропащие дикари, нецивилизованные и непредсказуемые "азиаты", которые мало, что не могут договориться между собой, так они способны лишь безжалостно, жестоко конфликтовать, потому для управления им (и ими) нужна железная рука. Однако такого рода рассуждения не новы. Кстати, проф. Марта Брилл Олкотт (США), выступая в 1995 г на одной из международной конференций в Алматы с докладом "Навстречу будущему: Двенадцать мифов о Центральной Азии", критиковала подобного типа суждения, относя их к категории мифов о прошлом. В частности, американский ученый отмечала: "Что касается вопроса о том, отличаются ли народы Центральной Азии от других народов, наше столетие продемонстрировало без всякого сомнения одно: способность человеческих существ независимо от цвета кожи или места происхождения творить невообразимые вещи друг с другом. Самая разрушительная война в истории человечества началась в центре Европы, предполагаемом хранилище цивилизации. Тоталитарные режимы были и в Африке, и в Европе, так же, как там были и демократические режимы…Деспотия или демократия (и жестокость – прим. Б.М.) не заложены в крови" (см. об этом Марта Брил Олкотт указ. соч.// ж. Казахстан и Мировое Сообщество №3 (4) 1995, с. 106-107). В действительности, человек не ангел, но в своем стремлении удовлетворить свои естественные ("тварные") потребности он обязан следовать законам разума и соответственно исключать из своих действий иррациональные моменты, подчинение импульсам. К сожалению, печальные события конца 80 –х гг. в Узбекистане (Фергана - 1989), Киргизии (Узген 1-990г) и последние ужасы (юг Кыргызстана -июнь 2010) демонстрируют, не столько потенциал насилия у носителей "массового национализма" местного (особенно кыргызского) розлива, но сколько наличие вообще деструктивных начал в природе человека, которые не имеют непосредственного отношения к т.н. "революции Розы". Вернемся опять, к упомянутой выше мировой политической практике всего XX века. Она показала, как запечатленное в коллективной памяти неизжитое негативное прошлое и ее превращенные формы в виде различных синдромов, фобий, предрассудков, негативных стереотипов (картинок, образов в голове – примеч. Б.М) в соответствующих условиях могут обернуться вулканом, извергающим все притаившееся до времени (см об этом Налимов Василий. В поисках иных смыслов. - М., 1993 - с. 230).
Вот и все и не все, что я намеревался сказать в этой части (окончании), озаглавленной темы заметки. Было желание показать национальные конфликты, переросшие на уровень этнической чистки, когда фактически произошла, по моему убеждению, легитимизация названного насилия на основе "общего консенсуса" значительной части кыргизов и солидарности определенных социальных групп кыргызской национальности с "боевиками", осуществлявшими насилие в отношении узбекской части населения. Я хотел высказать и посильные соображение насчет того, как Москва играет в СССР. Но, с одной стороны, осознаю теперь, что не все здесь ясно, с другой - меня торопили и чувства и то обстоятельство, что в воскресенье в Кыргызстане должен состояться референдум. Я подумал: говорить снова очевидное, приводить примеры из школы жестокости, "восславлять" подлинно эпический размах, содеянного потомками Манаса, это означало бы "гнать волну", подпитывать энергетику ненависти. Кому это надо?! Маниакально озабоченным поисками "третьей силы", то ли в облике боевиков ИДУ, СИДа ….или…? Что происходит? Почему стало возможным, что этот "некий инстинкт бесчеловечности", которым по признанию не одного мыслителя, наделила человека сама природа, вдруг прорвался и нашел такое обильное извержение у кыргызов? Кто с кем и против кого? Где власть, а где контр – власть, какие "зоны" массового сознания поражены недугом национализма? Кто и какую ответственность понесет и т.д. и т.п. С этим еще придется долго разбираться, исследовать, расследовать… Предстоит обществу переделывать себя, изменяться, а начать с того, чтобы почистить себя, как авгиевы конюшни, освободиться от всякого мусора в головах, в отношениях…., разумеется, если ВП удержит государственную власть, обнаружит способность и волю для сохранения Кыргызстана на политической карте мира.
Вместо заключения. Фрагменты рефлексии на предмет: Узбекистан на фоне и в контексте "революции Розы".
Напоследок я бы хотел сказать следующее. При всем том, что случилось в Кыргызстане, который поставил на грань катастрофы свое общество, создал угрозу потери суверенитета, тем не менее, эта страна имеет одно преимущество перед Узбекистаном. Общество его, продвинутое в смысле того, что оно живое и не спит. Я имею в виду, без сомнения, и узбекскую часть населения Кыргызстана. Об этом свидетельствуют и мои личные наблюдения от встреч, которые выгодно оттеняют наших соотечественников с юга Кыргызстана сравнительно с подавляющей массой узбекистанцев, которые инертны, благоразумны… Когда нашему человеку невмоготу, несмотря на это он молчит. Холопство ли в крови или же он попросту так задавлен "сверху"? Может на самом деле есть резон "верхам" закручивать гайки…и порядок обеспечен? Чуть что, накопился пар, то бишь, социальные настроения недовольства достигли опасной черты чреватые взрывом… Но хвала и слава мудрости руководителей. Они предупреждают, упреждают, сажают, все и вся "перебинтованы" таким образом, что люди обречены на неподвижность (см. Б Мусаев. Возвращение из будущего. Советский Узбекистан как способ "мумификации" и его результат. Часть 4-я // www. centrasia.ru 06. 08.2009). Особенно успели крепко закрутить гайки после Андижана 2005, а теперь в свете апрельских (2010) событий в Бишкеке и последующих июньских событий на юге Кыргызстане, все чаще стали раздаваться голоса, если послушать содержание которых, то остается только петь осанну президенту Узбекистана как спасителю нации и величайшему менеджеру национальной безопасности. Да и общество достойное, якобы выше всех похвал. Тем не менее, узбеки народ очень непростой. Одно дело, каким он видится (или хотят видеть) "сверху" и другое - его самоощущение. Я не стану вдаваться в пространные рассуждения о природе мироощущения (психологической оснастке, менталитете), а расскажу лучше быль времен советского Узбекистана, немудреное содержание которого наводит на грустные размышления о моем народе и нашем обществе. Правда, сознаюсь, при этом я смеюсь от всей души. Как вспомню, представлю ту картину и нынешнюю реальность, то смеюсь через слезы.
В сельском клубе идет колхозное собрание. За столом президиума сидит председатель колхоза. Он держит речь. Обращаясь к колхозникам, он говорит - наш коллектив добился выдающихся результатов в трудовой деятельности. Мы с вами перевыполнили план по выращиванию и сдаче хлопка сырца. Нас поздравил лично сам секретарь ЦК Коммунистической партии Узбекистана. За наши заслуги нас всех премировали 3 легковыми машинами ГАЗ 24. Я предлагаю первую машину дать бригадиру Болтовою Эргашеву (это старший сын председателя колхоза – примеч. Б.М.). Конечно, у него и в этом году ничего не получалось вначале. Но все мы, как один, как всегда пришли ему на помощь, смогли вырастить, собрать и сдать отличный урожай. Кому, как не ему, представителю нашей славной героической молодежи, получить эту заслуженную премию. После небольшой паузы в зале раздаются жидкие аплодисменты. Председатель продолжает выступление - Вы все знаете, что наш колхоз ничто без нашего штаба. Я говорю, конечно, о бухгалтерии, которую возглавляет главный бухгалтер (это невестка председателя, жена его сына – примеч. Б.М.). Она тем более женщина. Узбекскую женщину надо толкать только вперед. Она заслужила право стать обладательницей второй машины. Молчание зала. Наконец, председатель предлагает третьего номинанта на премию - Вы меня знаете хорошо. Много лет я руковожу Вами. Всегда я вел вас к трудовым победам и зажиточной счастливой жизни. Ни у кого нет сомнений, что 3 –ей машиной должен быть премирован я. Опять тишина Молчат колхозники. Председатель продолжает - Дорогие мои односельчане, братья и сестры, у нас в стране демократия. Она углубляется и расширяется. В этих условиях у каждого нашего человека есть право иметь мнение и выражать его открыто. Из зала доносится робкий шепот. Председатель высматривает кого - то в зале, глядя на задние ряды. Участники собрания тоже поворачивают туда головы. Там в глубине зала сидит сторож клуба, Карим – ака. Он будто спит. В действительности же, он находился в полусонной дремоте и слышал, что говорил председатель. Кто – то толкает его в бок. Нехотя и медленно, по – стариковски, он приподнимается. Вначале, слегка смутившись, хлопает ресницами. Затем, не отводя своих глаз от лица председателя колхоза, неожиданно с воодушевлением произносит: МОЛОДЕС, БИЛЯД!
Тишина. Всем все понятно и все молчат.
Более 20 лет прошло. Я смеюсь. Мне и смешно и горько: Где Вы, мой дорогой Карим –ака!?
Бахадыр Мусаев, социолог. Ташкент . 25. 06.2010 г.
|