"Врачи без границ": Из-за сильнейшего взаимного недоверия между местными общинами Киргизии множество людей лишены базовой медицинской помощи 10:16 02.07.2010
Кыргызстан: "Из-за сильнейшего взаимного недоверия между местными общинами множество людей лишены базовой медицинской помощи"
Андрей Славуцкий возглавляет программы MSF в южном Кыргызстане. Он описывает ситуацию в Оше через две недели после ожесточенных столкновений, в ходе которых погибли сотни людей.
Андрей, ситуация на месте по-прежнему напряженная?
По-прежнему чувствуется высокий уровень напряженности среди населения. В начале прошлой недели больница в Оше, которой MSF оказывает поддержку, принимала по 25 раненых в день, из них многие были избиты. По-прежнему ходит очень много слухов, среди людей царит страх. Но в целом ситуация стала спокойной. В воскресенье мирно прошел национальный референдум, и большинство людей, бежавших в Узбекистан или переселившиеся внутри Кыргызстана ближе к границе, сейчас вернулись. Многие их этих людей нашли свои дома полностью сожженными…
В чем эти люди наиболее остро и срочно нуждаются?
Они потеряли все, так что в принципе им нужно все. Люди, потерявшие дома, размещаются у соседей или в школах. В этих условиях перенаселенности им не хватает чистой воды и элементарных гигиенических условий. Реагируя на эту ситуацию, MSF раздала сотни гигиенических наборов, содержащих мыло, полотенца и шампунь, а также предоставила этим семьям кухонную утварь, одеяла и канистры. Также очень важно предоставить им доступ к медицинской помощи, поэтому мы поддерживаем работу 12 медицинских учреждений в регионах Ош и Джалал-Абад, в основном направляя туда лекарства, медицинское оборудование и проводя обучение персонала. Кроме того, мы также сталкиваемся с серьезными психологическими проблемами. В клинике в Онадыре врачи MSF видят все больше и больше пациентов, страдающих психическими расстройствами. Когда мы прибыли в поликлинику, медицинский персонал сказал нам, что у многих беременных женщин происходят выкидыши, что, возможно, является одним из трагических последствий стресса.
Психологические травмы глубоки, и их лечение займет время…
Многие люди, с которыми мы встречаемся, находятся в состоянии глубокого шока. Матери рассказывают нам, что их дети не спят ночами и больше не играют на улице, что малейший шум пугает их, и они бегут в дом. На прошлой неделе мы ездили в Сураташ, деревню, расположенную на границе, чтобы провести консультации для тысяч беженцев, которые возвращались в Кыргызстан. Мы видели много людей, переходивших границу в слезах. Мы спрашивали у них: "Как вы?", а они просто плакали и потом начинали все рассказывать и рассказывать. Наша медсестра оказала помощь пожилому человеку, к которого была серьезная травма ноги. Когда я сопровождал его в клинику в Онадыре на окраине Оша, которую поддерживает MSF, он рассказал мне, что он строил свой дом четыре года, а теперь он уничтожен случайным пожаром. Он плакал, как ребенок. Но неожиданно его взгляд стал по-настоящему решительным, и он сказал мне: "Ничего, мы все сделаем заново". Тогда я понял, что этот человек никогда не уедет отсюда, что он останется здесь.
Каковы отношения между различными общинами после недавних событий?
Сложно ответить на этот вопрос. Но в рамках медицинских служб мы видим сильнейшее взаимное недоверие между общинами, которое лишает многих людей базовой медицинской помощи. Несмотря на значительные попытки властей Кыргызстана направить медицинскую помощь в южные регионы, в действительности многие люди не имеют к ней доступа. Среди узбеков по-прежнему царит страх и недоверие по отношению к государственным службам, которые в основном воспринимаются как киргизские. Помимо этого, присутствие вооруженных людей в медицинских учреждениях усиливает страх, узбеки боятся обращаться за специализированной помощью. В некоторых случаях врачи MSF столкнулись с той проблемой, что некоторые пациенты из-за этих обстоятельств отказались от направления в больницу. В больнице в Наримане нам даже сообщили о пациенте с диабетом, которого вооруженные люди дважды арестовывали на больничной койке, забирали из больницы, а потом избивали. Мы уведомили об этом соответствующие службы, поговорили с вооруженными сотрудниками силовых структур и призвали к соблюдению медицинской этики. Мы надеемся, что это приведет к положительным изменениям.
Какова роль MSF в этой ситуации?
Роль MSF заключается в том, чтобы идти туда, где существуют неудовлетворенные нужды. Из-за последней вспышки насилия и последовавшей за ней волной недоверия и страха существующие медицинские нужды обострились. С одной стороны, маленькие клиники переполнились пациентами, а с другой, большинство государственных медицинских учреждений остаются недоступными для основной части населения. Поэтому MSF приняла решение поддерживать некоторые медицинские структуры, фокусируясь именно на тех, которые получают меньше всего помощи. Например, в Онадыре, где врачи и медсестры MSF работают бок о бок с местным персоналом. Мы поддерживаем связь с сотрудниками всех учреждений, мы сопровождаем пациентов во время направлений, чтобы поддержать их своим присутствием, и мы надеемся, что нам удастся обеспечивать непрерывную медицинскую помощь всем пациентам. Но нам еще многое предстоит сделать.
Деятельность MSF на юге Кыргызстана
В регионах Ош и Джалал-Абад MSF продолжает оказывать медицинскую и психологическую помощь, а также раздавать предметы первой необходимости многим людям, которые пострадали или были вынуждены переселиться в результате вспышки насилия.
В Онадыре, микрорайоне на северо-востоке Оша с 50 000 жителей, врачи MSF провели 169 перевязок раненым, а также 535 консультаций за первую неделю работы в местной клинике. Вдобавок к психологическим и психическим расстройствам основными наблюдаемыми заболеваниями были инфекции дыхательных путей, высокое артериальное давление и диарея. MSF также организовалав клинике хирургическую службу, проводила поставки воды и санитарные работы.
В последние дни тысячи людей, бежавших в результате вооруженных столкновений, возвратились в свои районы, многие дома сожжены. Часть людей нашла убежище у соседей, у родственников или в школах. Некоторые, в основном женщины и дети, до сих пор остаются в населенных пунктах на границе с Узбекистаном, боясь вернуться.
Медсестра MSF провела 86 консультаций в медицинском пункте в приграничной деревне Сураташ, принимая возвращающихся беженцев.
В некоторых районах в Оше и Джалал-Абаде, а также в приграничных районах MSF к настоящему времени раздала 714 гигиенических набора (с мылом, шампунем, полотенцами и различными гигиеническими материалами), 1898 одеял, 149 наборов с кухонной утварью, 470 канистр и 450 коробок с питательным печеньем.
Многие люди глубоко шокированы тем насилием, с которым они столкнулись. Четыре психолога MSF открывают программу психологической поддержки, которая будет действовать по всему южному Кыргызстану. Они проводят индивидуальные консультации и обучают консультантов оказывать групповую поддержку внутри общин.
И наконец, последняя команда MSF, состоящая из врача, медсестры, психолога и логистика, проводит оценку нужд в различных областях южного Кыргызстана.
В настоящее время MSF оказала помощь 12 медицинским учреждениям, безвозмездно направив туда медикаменты, медицинские материалы и хирургическое оборудование.
MSF работает в Кыргызстане с 2006, а в Узбекистане с 1997 года, проводя лечение больных туберкулезом, в том числе с наиболее устойчивыми формами этого заболевания.
За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста, к
Francois Dumont (Osh) +996 556 142 677
Philippe Latour (Geneva) +41 22 849 84 47
Поступило от - msfh-russia-hom-assist@field.amsterdam.msf.org>
|