С.Кожемякин: Кыргызстану угрожает либеральная диктатура? 00:56 10.07.2010
КЫРГЫЗСТАНУ УГРОЖАЕТ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДИКТАТУРА?
В Кыргызстане появилась новая партия. Называется она коротко и просто – Либеральная. На первый взгляд, событие весьма заурядное. Партий в нашей стране и так было не меряно. А после 7 апреля и вовсе полезли они, как грибы после дождя. При всем желании запомнить их названия и разобраться в программах не получится. Одним словом – демократия! Однако появление Либеральной партии, на наш взгляд, событие не столь заурядное. Дело в том, что тем самым на политическую арену выходит своеобразная и довольно агрессивная группа молодежи. Ее формирование началось пять лет назад, во время так называемой мартовской революции. Тогда о себе заявили несколько молодежных организаций, не скрывавших свои амбициозные планы – повторить на кыргызской земле опыт "оранжевых революций" - грузинской и украинской. Чем сразу же навлекли на себя обвинения в "подрывной работе". Впрочем, свою связь (в том числе финансовую) со всевозможными западными институтами и фондами молодые либералы скрывать и не собирались. Напротив, весьма активно ездили по миру. Где в их неокрепшие умы закладывались идеи о "единственно верном" пути развития человечества – западном, ультра-рыночном, ультра-либеральном. Ну а потом накопленным опытом они делились со своими сверстниками в самом Кыргызстане. Благо, средств на это было предостаточно.
Чуть позже юные поклонники идей Фридриха фон Хайека и Маргарет Тэтчер объединились в Клуб либеральной молодежи. А в преддверии осенних выборов решили создать собственную партию. Либеральную партию. Как сложится ее судьба – покажет время. Но что можно сказать точно – так это то, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Быть может, есть среди юных политиков искренние люди, свято верящие в то, что в традиционном обществе (каким являются и Кыргызстан, и Россия – да весь не-западный мир!) приживутся идеи свободного рынка и ничем не ограниченной индивидуальной свободы. Может быть. Только вот столетия попыток перенести чуждый западный опыт на совершенно другую почву ни к чему хорошему не привели. Либеральные идеи, соединяясь с традиционными формами экономики, жизнеустройства и менталитета, либо производили на свет уродливое дитя – смесь трайбализма, коррупции и ярой межнациональной вражды, либо изменялись до неузнаваемости. В результате чего либерализм, фактически, рано или поздно отбрасывал важнейшие свои черты и, напротив, воспринимал традиционный опыт. Характерный пример – Япония, Сингапур, Тайвань, Южная Корея. Под поверхностным либерализмом и "рыночностью" здесь скрывается мощнейший пласт традиций. Влияющих абсолютно на все стороны жизни общества – семейную, экономическую, политическую, культурную… Так или иначе, история не знает ни одного случая, когда либеральная модель была воспринята не-западными странами в чистом виде. Да это и не удивительно. Либерализм – продукт развития ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО западной цивилизации (даже, если взять более узко – в ее англосаксонском варианте), результат ее собственной культурной и экономической эволюции. Можно ли безболезненно насадить этот продукт на совсем иной почве, заставить повторить его другими народами – развивавшимся другими путями? Точно так же, как перелить человеку кровь дикого животного. Перелить-то можно… Но вот какие будут последствия?
А эти последствия все мы наблюдаем два десятка лет. К чему привела ломка социалистических (на наш взгляд, наиболее подходящих для не-западных обществ, соединяющих традицию и прогресс в плодотворном синтезе) и насаждение капиталистических отношений? К фактическому распаду общества. К деградации экономики (к слову, реформируемой по прямым указаниями зарубежных консультантов), к безобразной политической реальности, соединившей худшие патриархальные черты со слепо скопированными западными моделями и, наконец, что, наверное, самое страшное – к глубокому мировоззренческому, культурному кризису. Что принесла новому поколению сугубо либеральная формула "Я – центр вселенной", подкрепленная ядовитым соусом из западных боевиков, разврата и дешевой "культурки" (назвать ее культурой, честное слово, не поворачивается язык)? Потерю смысла жизни, неумение жить в обществе, резко выросшее число самоубийц и наркоманов. А еще либерализм разделил общество на кучку элиты, которой позволено все, и остальную массу. Для которой ограничен доступ ко всем благам – образованию, медицине, нормальному питанию и человеческому жилью. Там, в центре либерализма – Америке и Европе этот разрыв искусственно "смазывается" непропорционально высокими (затраченному труду) зарплатами и разного рода пособиями. Их источник – выкачивание ресурсов со всего "третьего мира" (не секрет, что 20 процентов населения Земли потребляют 80 процентов ресурсов). У нас подобных источников нет, поэтому закономерный итог либерализма (раскол на бедных и богатых) предстает, ничем не приукрашенный, во всей своей красе.
За 20 лет следования либеральным формулам Кыргызстан потерял очень много. На восстановление нормального жизнеустройства потребуется огромное количество сил. Но первейший, самый главный залог выхода из кризиса – отказ от чуждых схем, возвращение на траекторию развития солидарного общества, общества-семьи, а не общества рынка, где человек человеку – конкурент (или, по-простому – волк). Подавляющее большинство населения, пусть даже не всегда осознанно, но стремится к этому. Все опросы общественного мнения упорно напоминают: несмотря на многолетнюю манипуляцию сознанием, люди ставят ценности дружбы, коллективизма, добрососедства куда выше, чем такие понятия как конкуренция и индивидуализм. Свобода, которую либералы провозглашают своим знаменем? Но о какой свободе может идти речь, когда ты оторван от элементарных жизненных благ и тревожишься за завтрашний день – свой и своих детей? Свобода потакать всем своим желаниям? Но это уже не свобода, а вседозволенность – прямой путь к деградации и самоуничтожению! Здесь хочется привести высказывание одного из лидеров либеральной молодежи нашей страны Мирсулжана Намазалиева. На вопрос о девизе своей жизни он зачитал цитату из книги Айн Рэнд: ""Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня". Сможет ли принять наше общество такой взгляд на жизнь? Надеюсь, нет. А если сможет, то это будет последним днем в его жизни. Война всех против всех – вот последствия принятия таких формул. Да и есть ли она - эта самая свобода на самом Западе? Исключительно свобода набивать брюхо и удовлетворять инстинкты. Остальную свободу у людей давно отнял телевизор и стоящие "по ту сторону экрана" корпорации и политики-марионетки.
Однако на этом пути к возрождению здоровые силы будут встречать ярое сопротивление. В том числе со стороны кучки юной поросли, свято убежденной в том, что нормальное общество – это либеральное общество, а если общество не хочет принимать либеральный диктат – пусть будет уничтожено. Вспомним, как одна из самых ярых представителей либеральной мысли Валерия Новодворская говорила про американские бомбардировки японских городов в 1945-м: "…меня совершенно не ужасает неприятность, приключившаяся с Хиросимой и Нагасаки. Зато смотрите, какая из Японии получилась конфетка. Семерка в Токио заседает, парламент либеральный имеется. Игра стоила свеч". В этом смысле появление на политической арене партии ярко выраженной либеральной, прозападной окраски может доставить Кыргызстану немало неприятностей. Так что думающим, здравомыслящим жителям нужно готовиться к серьезной борьбе. Ведь за скромной с виду партией наверняка стоят большие интересы больших стран.
Сергей КОЖЕМЯКИН kojemakin@mail.ru
|