КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 13.09.2010
21:17  Верховный суд Киргизии возглавила Феруза Джамашева
13:04  Б.Мусаев: Несколько слов об Исламе в контексте размышлений о ситуации с Правами и Свободами Человека в Узбекистане
12:55  Б.Каримов: Инфляция, монетарная политика и новые купюры Таджикистана
12:53  На казахстанском полигоне Матыбулак начались антитеррористические учения ШОС "Мирная миссия-2010".
12:44  В.Сидоренко: Тайны бухаркого караван-сарая Рашид. Куда ведет подземный ход?
12:41  С.Тарасов: "Гражданский переворот" в Турции не состоялся
12:37  "Maariv": Радикальный ислам уничтожает в первую очередь самих мусульман

12:20  Людей при аварийной посадке Ту-154 в коми-тайге спас казахстанский пилот Ламанов
12:15  Уникальный туркестанский мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи под угрозой разрушения. Благодаря... турецким "реставраторам"
12:12  "Рельсовая война". Партизаны из запрещенной Компартии Индии (маоистов) рвут железные дороги
12:08  В.Гулевич: Возможна ли "ось" Москва – Анкара – Рим?
11:55  В Южно-Казахстанской области при строительстве АЗС погибли под забором три гражданина Узбекистана
11:48  Теракт в Бишкеке: раввин рассказал, что спасло евреев
11:46  За падение вертолета. Бывший командующий ВВС и ПВО Туркмении Курбанкули Курбанкулиев осужден на 11 лет
11:39  Д.Триллинг: У хищников немало хлопот... Авиабаза "Манас" сражается с птицами
11:37  Кэтрин Фицпатрик: Гульнара Каримова на нью-йоркском подиуме, дети на хлопковых полях
11:06  Вылечили? Вице-премьера Киргизии Бекназарова отпустили из спецбольницы
11:00  Н.Мендкович: Финансовый аспект Афганской войны 1979-1989 гг.
10:59  Р.Иброхимов: Ягнобцы. Тяжелая борьба за выживание
10:36  "Я – атташе! А вы – не имеете права!" По Екатеринбургу лихачил пьяный, как сволочь, атташе посольства Киргизии
10:01  Новый скандал. Британские солдаты подозреваются в экспорте героина из Афганистана
09:50  Ю.Мазыкина: Сказ о том, как в Кыргызстане чиновников воспитывают
09:41  Еurasianet: Черный рынок Узбекистана оказывает удушающее воздействие на предпринимательство
09:40  В Кыргызстане новые генеральный прокурор (К.Байболов) и министр внутренних дел (З.Рысалиев)
09:34  С.Домнин/К.Мартин: Силовая модернизация силовых структур Казахстана
09:30  Т.Ташимов: Паспорт в небо. Бескрылые перспективы казахстанской авиации
09:18  "Time": Безотказные псы Пакистана
09:15  Д.Медведев: Для Кыргызстана парламентская демократия – это катастрофа
08:48  А.Тулембаева: Форсированный провал казахстанских госпрограмм. В чем причина?
08:45  Иран потребовал $500 тыс. за освобождение американской туристки, год назад "заблудившейся" в курдском районе
08:38  Сожжение Корана привело к первым жертвам в афганском Логаре
08:16  С.Туник: Капитал-шоу - игра в одни ворота. Чем можно понять и измерить действия казахстаских чиновников?
08:09  В.Скосырев: Пекин усиливает нажим на Токио. КНР категорически потребовала освободить задержанных китайских рыбаков
07:56  Н.Сурков: Турция решает судьбу Конституции. Планируемая реформа грозит расколоть страну
05:05  Вспышка холеры и дизентерии в Индии: 38 умерших, более 1000 инфицировано
01:41  Н.Очилов: Как Узбекистан "финансирует" пограничные войска Таджикистана
01:01  Ислам разъединяет американцев
00:52  Лезут черти через речку. Таджикские пограничники отбивают атаки талибов на Пяндже
00:36  Ф.Наджибулла: Таджикам запрещают изучать религию в Иране и Пакистане
00:35  О.Сугурбаев: Кыргызский "американизм": Нынешняя власть воспитывалась в США?
00:32  Е.Авдеева: Тенденции, однако… Национальные "меньшинства" Кыргызстана объединятся?
00:14  И.Дудка: Долги наши тяжкие. Откуда кыргызские долги растут
00:04  Сайт "tajmigrant.com" решил перестать размещать статьи, "которые могут сгустить тучи и спровоцировать новую гражданскую войну"
Воскресенье, 12.09.2010
19:45  Два пастора из США устроили сожжение Корана в годовщину 11 сентября
16:16  "Time": Западные инвесторы жалуются на протекционизм китайской экономики
12:33  Приз за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале-2010 получил американец В.Галло, сыгравший пленного афганского моджахеда
11:46  Х.Шодиев: Стая. Разборки между школами и молодежными группами становятся жестокой "нормой" Таджикистана
10:39  В Душанбе задержаны еще двое сбежавших заключенных из СИЗО ГКНБ
10:13  А.Нурмухамедов: "Перспективы" киргизского национализма
00:51  Я.Норбутаев: Юлдаш Ахунбабаев, без вины виноватый во всех узбекских бедах?
00:43  Даниэль Аниж: Коран и потрясенная Америка
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Б.Мусаев: Несколько слов об Исламе в контексте размышлений о ситуации с Правами и Свободами Человека в УзбекистанеБ.Мусаев: Несколько слов об Исламе в контексте размышлений о ситуации с Правами и Свободами Человека в Узбекистане
13:04 13.09.2010

"Мама, прошу тебя! Не молись за меня. Я устал так жить…"
(Из письма узбекского узника совести)

В исламе есть предостережение: религия не должна отодвигать на задний план самую жизнь человека. Полагаю, данное предостережение дает импульс к размышлению о том, что такое человек, для чего и как он живет, какие помыслы у человеческого существа, к чему стремится, во что верит. Но лучше не скажешь обо всем этом, чем словами девиза, сформулированным богословом из Бухары Бахауддином Накшбанди: "сердце - возлюбленному, а рука - делу". Я не принадлежу к верующим в Бога, но полагаю, что эти слова заключают в себе глубокий смысл и, главное, актуальны сегодня для мусульманских общин государств Центральной Азии, ибо призывают, помимо радений на пути к Аллаху, заниматься трудом, строить достойную жизнь. Больше скажу, содержание девиза по ассоциации вызывают в памяти те строки М. Вебера из его работы "Протестантская этика и дух капитализма", где отмечается роль религиозной веры и практики религиозной жизни в создании психологических стимулов, которые дают определенные направления всему жизненному строю и заставляют индивиду строго держаться их, объявляют "призванием" стремление его к зарабатыванию денег, наживе (см Протестантская этика и дух капитализма// Вебер Макс. Избранные произведения. М. 1990, с. 138, 204 ).

Возвращаясь к предостережению исламского вероучения, не будет откровением признание относительно девиза: к сожалению, хотя он не забыт, однако им пользуются зачастую в качестве ширмы, украшая доклады политиков. У нас любят, говоря о светском характере власти, подчеркивать значимость ислама, его этических ценностей в действиях этой самой власти, что ему уделяется должное внимание как составляющей внутренней политики правительства, что из духовного наследия прошлого, а значит и ислама, в целях продвижения к лучшему будущему, берется лучшее. В частности, утверждается, что власть совместно с исламом служит человеку, помогает ему в достижении различных его устремлений, удовлетворяет многообразные потребности, включая сохранение им своего достоинства, обеспечение прав и свобод. Фактически же власть не очень озабочена соблюдением интересов человека, обеспечением защиты его прав. В лучшем случае, они отодвинуты на задний план. При всех стараниях апологетов, установившегося режима власти, еще не сподвигнулся ни один из них, который бы сочиняя басни о реализации прав и свобод человека в Узбекистане, осмелился написать (изречь), что таковой опыт находит все более широкое международное признание.

Властвующая элита озабочена и озадачена теми вопросами, решение которых укрепляло бы их позиции во власти. Например, известные события 13 мая 2005 г. выявили очевидность того, что не в ее интересах поощрять и закреплять, появившиеся было в узбекистанском обществе признаки мусульманских форм духа капитализма, когда профессия предпринимателя, предпринимательство стали обозначать первые шаги корректирования ислама в результате становления предпринимательства …В данной связи уместно напомнить, что еще в годы перестройки в Узбекистане, как и в других республиках страны Советов, едва ли не все были готовы заниматься бизнесом. Да и то, правда, что узбеки предприимчивы по природе, обладают предпринимательским инстинктом. И, казалось бы, с провозглашением независимости должны формироваться предпосылки для становления устойчивых институтов гражданского общества и государственности, создания климата, благоприятствующего свободному предпринимательству, появлению среднего класса - гаранта фактического суверенитета страны, а не его подобия, обозначения настоящих контуров будущего открытого общества.….Новая власть подавила, пробужденную энергию общества, его предприимчивость, предупредила появление нового свободного духом народа, "расстреляв" его надежды. На мой взгляд, это, с одной стороны, следствие концентрации власти в руках известной персоны и отнюдь не во имя проведения экономических реформ. С другой - проявление своеволия "верхов" самим занять ниши бизнеса, которые, как показывает время, не оказались достаточно способными, чтобы, обогащаясь самим, объективно способствовать позитивным сдвигам в экономике, подвижкам социальной сферы.

Но энергия "низов" общества, на мой взгляд, сохраняется. Она, помимо всего прочего, и в психических свойствах, качествах сотен тысяч узбекских гастербайтеров. Думаю, в конце - концов, придет час и день более приемлемых условий…Пока же Узбекистан поистине Исламский с вытекающими отсюда последствиями. Разумеется, речь не идет о "вине" религии, а о социальных и иных последствиях со знаком минус для страны и населения, как результат известных обстоятельств, связанных с природой политического режима и конкретных персон власти. Осмелюсь еще и еще раз подчеркнуть: мы живем в условиях авторитарного режима с явно обозначившимися тоталитарными функциями государства. Правда, нельзя отрицать, этому соответствует и состояние общества, массового, индивидуального сознания. …

Словом, как когда - то, сложилась ситуация, которая отчетливо показывает, что в регионе до сих пор укреплялось закрытое, стагнативное (застойное) общество. Примечательно, что закрепление такового общества не требовало особенных усилий со стороны носителей власти, так как под рукой находился ислам, который, как и всякая другая религия, мог быть использован, послужить различным целям. В этом плане небезинтересно своевременное замечание известного исламоведа Т.С. Саидбаева (1938-2008): "..очень многое будет зависеть от того, какие именно идеи захотят найти в религии и внедрить в массы лидеры национально- освободительных движений, религиозных организаций, руководители органов власти. В зависимости от поставленной цели ислам может стать силой, тормозящей адаптацию мусульманских народов к современным условиям; может он и помочь их к ускоренному социальному развитию, стать идеологией, способной вдохнуть в народ энергию и бодрость, недовольство своим положением, желание быстрыми темпами преодолеть свое отставание, поднять экономику и культуру до уровня наиболее развитых, передовых народов…" (см Саидбаев Талиб. Откровение Через Вечное. // ж. "Звезда Востока" №5-6, 1995, с.47). Продолжая размышления, ученый предупреждал, что мусульманская община при нынешнем уровне развития богословской мысли, общеобразовательной и профессиональной подготовки духовенства, а также при преобладании в ней людей пожилого возраста может стать поборником если не возврата к прошлому, то консервации нынешней ситуации, парализовать волю и желание молодежи к изменению своего образа жизни, места жительства, социального статуса… (указ соч. Саидбаева Т., см там же, с. 47).

О чем речь? Какое отношение все это имеет к нашему разговору, точнее, озаглавленной мной теме? Самое прямое, если иметь в виду то, что мы видим кругом, слышим. Во всяком случае, лично я считаю, что, то, что лежит на поверхности, видимо и слышимо, проясняет многое. К тому же, если принимать во внимание, конечно, непосредственный опыт жизни в условиях непрерывного пребывания на протяжении почти двух десятков лет в Узбекистане после провозглашения независимости, то в совокупности они дают мне основания сегодня сказать следующее.

Абсолютное большинство "низов" продолжает жить по - писаным и неписаным правилам феодально- рабского общества. При этом спору нет: люди живут, не испытывая субъективно, что на них давят тотальным образом. В действительности, все выглядит так, что будто никто не навязывает им силой нечто чуждое их природе, традициям, обычаям. Пример политического режима Узбекистана, точнее, его опыт формирования и укрепления в стране нынешнего порядка отдаленно, но несколько напоминает представления модели будущего как картины прошлого, описанное в страшном утопическом проекте историка Л. Мэмфорда "Миф машины", когда в обществе происходит уничтожение человеческих измерений и это, в сущности, составляет главный предмет гордости авторитарной машины, когда люди достаточно покорны, инфантильны, чтобы выносить регламентацию… (см. об этом Мэмфорд Л. Миф машины// Утопия и Утопическое Мышление. Антология Зарубежной Литературы. М. 1991, с. 94, 95).

Безусловно, я сопоставляю Узбекистан условно (символически) с этой моделью будущего, с его технической рационализацией. Тем более, примечательно, что "Миф машины" повествует о неограниченной духовной диктатуре интеллектуалов. Интеллект же нашего усредненного типа руководителя вполне соответствует уровню развития "чала -савот" (полуграмотного). Ну, а конкретно, по жизни, в том, что касается понятия "возврата", будущего как возврата в прошлое, сопровождаемого уничтожением человеческих измерений и покорности, то, несомненно, они вызывают ассоциации. На самом деле, наши люди пользуются техникой, мы будто современные люди, судя по одежде и т.п., а внутри, состояние сознание указывает на то, что живем в ином времени. Вот маленькая картинка к большим вопросам.

Я прожил некоторое время в Гамбурге, будучи стипендиатом одного немецкого фонда. Имел возможность путешествовать, увидеть Берлин, Париж, Венецию, ряд других городов Запада с их достопримечательными местами.

Находился ли я на площади Сан - Марко, на пляжах острова Лидо, на вершине Монмартрского холма у Сакре- Кер или пробирался по лесной тропе к побережью Северного моря в районе г. St. Peter, слушал ли плеск волн Адриатики, Рейна, Эльбы, смотрел полотна Тинторетто, Босха, Рафаэля, ... и всюду, будь то во Дворце дожей, в музее Д Орсэ, Лувре, …. меня не покидала "освежающая дух тоска" по Родине. Все же возвращение было болезненно. Нет, не столько от осознания факта, что всего этого мне никогда не увидеть вновь, а от мыслей совсем иного происхождения.

Приземлившись, в аэропорту Ташкента, я будто опустился с небес на землю, в прямом и переносном смысле. С той поры и по сей день, физически на своей шкуре ощущаю, чувствую, что мы "здесь и сейчас" в Узбекистане живем в прошлом, а современный мир ушел далеко вперед.

Не скажу, что я успокоился на этом понимании, хотя и то хорошо, что теперь утвердился окончательно в своем прежнем убеждении: с такими политическими основами государства, состоянием экономики и, главное, уровнем сознания, нам никогда не измениться в смысле продвижения, прогресса, ибо жили и продолжаем жить, словно с чистого листа, как ранее, по заданным матрицам, воссоздавая прошлое, открывая с каждым днем из года в год заново страницы изжитого…

Думаю, что, не столь важно смотрит ли тот или иной человек в землю, а лицо второго поднято к небу. Должно соединять и объединять их позиция здравого смысла, учет реалий нового времени, понимание того обстоятельства, что надо менять ритм и образ жизни, соотнося с духом и содержанием настоящего времени, учиться на его опыте. Значит необходимо брать из прошлого, включая и религию, то и только то, что исключает тупой фанатизм и т.п., то есть, то, что не мертво и способно животворить, строить полноценную жизнь.

Увы, природа вещей или равно машина времени у нас такова, что наблюдается повсеместное геометрическое перевертывание всего и вся. Возьмем ценности.

Диктатура объявляется демократией, соответственно режим террора представляется демократическим строем правления, место морали занимают милиция вкупе с судами, прокуратурами со своими резиновыми дубинками, залами для судов, камерами предварительного заключения, пытками, тюрьмами… Легитимность власти и ее авторитет определяются мерой репрессий и насилия. За правду принимают ложь, а редкие попытки раскрыть ложь, т.е. сказать слово в защиту правды пресекаются незамедлительно и преследуются. Очевидно, подобное перевертывание всего с ног на голову становится осуществимым, реальностью жизни становится подобная "чушь", когда государство не является государством в собственном и строгом смысле этого слова, т.е. не выполняет свое главное предназначение, а именно, защищать право

Наверное, потому людям очень трудно отличить, где добро, а где зло. Смешалось все, как, в частности, правда и ложь. Попытайся, например, разобраться, где ислам - как он есть, а где, кто и что рядится в одежды ислама?

Отчего, тот, кто является верующим, находящемся в духовном напряжении и поиске, подозревается, как правило, в том, что он экстремист? А по какой такой причине так часто "гонят волну" насчет угроз экстремизма, терроризма и "сажают" за выражение религиозных убеждений?

Действительно, кто есть кто? Является ли тот или иной гражданин на самом деле преступником и почему возведен в национальные герои, в отцы…

Ответы на эти вопросы, объяснение многочисленных фактов преследования верующих, нарушений прав и свобод человека, кажется, так элементарно просты. Вот, хотя бы оттолкнуться от постулирующего суждения: Основной Закон Узбекистана и законы применяют (функционируют) чаще всего в качестве орудия политики. Практика последней обнаруживает ее "одухотворенность" не на словах, а на деле неофициальной идеологией репрессий, подкрепленной практичной "теорией", выраженной в двух словах установки президента И. Каримова "вправить мозги".

И вполне, успешно "вправляют" уже не одному поколению наших соотечественников, начиная со времени провозглашения независимости.

Как - то в самом начале текущего 2010 г. передали мне по эл. почте из Ассоциации "Права Человека в Центральной Азии" письмо одного юноши из узбекской тюрьмы, вернее, предоставили возможность ознакомиться с фрагментами его содержания. Сколько за это время навалилось событий. В мире, стране, регионе, много произошло такого…столько трагедий и кругом кровь, смерть, боль, а не отошло в былое мое потрясение от его письма, слов молодого человека, обращенных к маме. "…Не молись за меня. Прошу тебя! Я устал так жить. Я не верю, что выйду на свободу. Я прошу Всевышнего забрать меня, но ты так молишься за меня, что Он не берет меня".

Я невольно думаю о нем, надеюсь, что он жив, обретает силу и волю к жизни, несмотря на возможно переносимые им моральные и физические истязания, пытки. Размышляю о вечной теме преступления и наказания…

Мое социологическое воображение к месту и ко времени отпечатывает в сознании страницу книги "Машина, производящая богов", где ее автор Серж Московичи, французский социальный психолог роняет реплику, цитируя здесь же своего соотечественника философа Бергсона

"Что мы сделаем, если узнаем, что для спасения народа, во имя самого существования человечества некий невинный человек осужден на вечные муки? На этот пресловутый вопрос Бергсон ответил, что, возможно, мы с этим согласимся, если будем уверены, что сможем забыть об этом человеке. Но даже тогда, пишет он в "Двух источниках морали и религии": "Лучше согласиться на то, чтобы ничего не существовало, лучше позволить взорвать планету!"

Сколько навалилось всего. События, боль и кровь…А не отдалилось, не забывается "Мама, прошу тебя! Не молись за меня…".

Вместо резюме.

Констатирую. Читателям остается извинить меня, что не оправдал ожиданий в смысле обоснования и раскрытия предмета исследования, заявленного в заглавии заметки. Заверяю: все впереди. Пока обозначил только тему. Это лишь фрагменты с моего рабочего стола "Несколько слов об Исламе в контексте…". Права и Свободы Человека сегодня в Узбекистане…. Что же дальше? Впрочем, просил бы: господа, надо думать, приводить самим в порядок свои мозги, изменять и сменять способ мышления.

Бахадыр Ф. Мусаев, социолог.
Ташкент

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1284368640


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх