Рабочий класс Казахстана - новый феномен и субъект казахской и мировой истории 00:18 27.09.2010
Рабочий класс Казахстана - новый феномен и субъект казахской и мировой истории
Освобождение рабочего класса должно быть делом самого рабочего класса Карл Маркс
Говорят: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Этим я хочу сказать, что продолжающийся мировой экономический кризис, так называемая 2-я Великая Депрессия, для нашей страны ознаменовался появлением на арене социальной борьбы выдающегося феномена - казахского рабочего класса как составного и ведущего элемента рабочего класса Казахстана в целом. Естественно, возникает вопрос: "А что, разве раньше казахского рабочего класса не было?". Не было. Чтобы более корректно ответить на этот вопрос необходимо определиться с понятием "класс". Класс, в научном смысле этого слова, это социальные группы людей определенного общества, конституированные по их отношению к частной собственности. Те, у кого есть частная собственность, буржуа. Те, у кого собственности нет, рабочий класс. Точнее, социальный субстрат для образования класса. Это и есть пролетариат, то есть рабочий класс, лишенный собственности. Пролетариат, лишенный еще и инстинкта частной собственности, есть классический пролетариат, готовый к господству в собственном государстве. Таким был русский рабочий класс к 1917 году. Рабочий живет тем, что продает свою рабочую силу на рынке труда, где царит буржуа, владеющий частной собственностью. Буржуа нанимает рабочего, ставит его у своего станка и тот начинает производить материальные ценности. Затем буржуа все произведенное продает на товарном рынке, а вырученную прибавочную стоимость, созданную рабочим, присваивает себе, отдавая рабочему только тот объем произведенной стоимости, который необходим для восстановления его рабочей силы. В этом сущность капиталистической эксплуатации. Такова сущность и казахского капитализма. Класс возникает в процессе классообразования, предполагающего обретение определенным социальным субстратом таких признаков и свойств как классовое самосознание, классовая наука, общественные объединения с разными функциональными задачами, например, партия, СМИ и т.д. Вот что такое "класс".
Признаки появления именно казахского рабочего класса
Есть ли все эти вышеназванные признаки у рабочего класса Казахстана? Нет. Но есть часть этих признаков, которых достаточно для того, чтобы утверждать, что казахский рабочий класс явился Истории! Основания для этого утверждения следующие: Казахские рабочие - составляют значительную долю в составе интернационального рабочего класса Казахстана; - играют ведущую роль во всех формах социального протеста; - обладают в настоящий момент гораздо более высоким уровнем социальной активности, чем другие отряды рабочего класса Казахстана; - в регионах с преобладанием казахского населения имеют общественные объединения, например, независимые профсоюзы, инициированные снизу; - обнаруживают достаточно высокий уровень классовой самоорганизации во время массовых выступлений против произвола иностранной и компрадорской буржуазии; - выдвигают из своей среды региональных, но пока не общенациональных, вождей пролетариата; - и т.д. Таким образом, Во-первых, можно констатировать, что в лоне казахской нации родился собственный рабочий класс - естественный могильщик казахского капитализма! Во-вторых, и это самое замечательное: казахский народ расслоился на два основных класса: пролетариат и буржуазию! Теперь казахский народ это не средневековая аморфная общинная и родоплеменная масса, а этнос, который обещает миру собственную перспективу стать классической буржуазной нацией с собственным рабочим классом. Казахский рабочий класс пока еще переживает период социального младенчества, но он уже, по всем признакам, вырастает из колыбели своей истории и уже можно предполагать, что уже скоро он встанет на ноги и твердой поступью пошагает по Земле. В-третьих, в феномене рождения казахского рабочего класса есть все признаки его превращения в революционный класс!
К чему сводятся трудности роста казахского рабочего класса?
Во-первых, становление капиталистического строя в Казахстане обусловлено неоколониализмом. В статье, опубликованной на этом сайте, я отмечал, что реставрация капитализма в Казахстане произошла по схеме неоколониализма, то есть для казахского капитализма характерны засилье иностранного капитала и соответствующее этому обстоятельству господство компрадорской, национал - предательской буржуазии. Компрадоры - буржуа национального происхождения, чьи интересы подчинены империалистической, транснациональной буржуазии. В такой исторической ситуации собственно национальная буржуазия наличествует, но она начисто лишена политической воли и полностью находится под влиянием компрадорской буржуазии. Следовательно, у вновь появившегося на арене Истории социального младенца - казахского рабочего класса, объективно наличествуют два классовых врага: транснациональная, в том числе и компрадорская буржуазия, и национальная буржуазия. Это обстоятельство наличия в Казахстане двух разновидностей буржуазий обуславливает и сложности построения стратегии и тактики борьбы пролетариата. Младенцу, казахскому рабочему классу, уже надо вести борьбу, и он уже ее ведет, на два фронта, рискуя быть задушенным мировой буржуазией в своей колыбели. Во-вторых, трудности роста казахского рабочего класса обусловлены его психологическим портретом.
В чем психологические особенности казахского пролетариата? Казахскому рабочему классу свойственны следующие особенности, обусловленные его происхождением: - мелкобуржуазность как следствие того, что наибольшая его часть рекрутирована из казахского крестьянства - класса, зараженного сильнейшим мелкобуржуазным инстинктом в эпоху реставрации капитализма в СССР вообще и в Казахстане в частности; - родоплеменность как пережитка общинной и феодально-байской эпохи; - ордынство как следствие и инерция казахской ордынской государственности до вхождения Казахстана в состав Российской империи; - крепостничество как следствие влияния на казахский народ крепостнической Российской империи и ее инерции в Советское государство; - коллективизм как замечательное следствие советского общежития; - индивидуализм как следствие обретение казахами частнособственнического инстинкта в условиях реставрации капитализма в СССР и Казахстане; - национализм в незначительной степени как следствие теоретически обоснованных буржуазией претензий казахского этноса на частную собственность в объемах всей республики Казахстан; - интернационализм как следствие инерции советского пролетарского интернационализма; Интернационализм казахского рабочего класса заключается, во-первых, и в его соотношении с казахстанским рабочим классом в целом, которое можно определить как неразрывное единство, во-вторых, и в его инстинктивном осознании того, что его классовая принадлежность выше его национальной принадлежности, в-третьих, и в практическом отсутствии бытового национализма в среде казахских рабочих. Можно уверенно говорить, что лозунг "У пролетариата нет Отечества!" казахским рабочим классом будет приведен в жизнь и станет достоянием рабочего класса Казахстана в целом. Особенности происхождения казахского пролетариата обусловили и стихийность рабочего движения в РК на современном этапе. Почему? Хотя бы потому что, например, мелкобуржуазность казахского рабочего класса мешает его слабой общенациональной самоорганизации. Стихийность, мощные кратковременные порывы, впадение в крайности, непоследовательность, колебания между пролетариатом и буржуазией, противоречивость - это лишь часть классовых характеристик мелкой буржуазии, избавиться от которых еще только предстоит избавиться казахскому пролетариату. И это происходит в процессе пролетаризации рабочего класса, того процесса, в ходе которого рабочий класс окончательно лишается частнособственнического инстинкта. По теории, рабочий класс способен окончательно лишиться мелкобуржуазного частнособственнического инстинкта только в четвертом поколении в ходе стерильного процесса пролетаризации, т.е. когда пролетариат начисто отчужден от частной собственности. Полагаю, что в силу слабой омелкобуржуазенности казахского пролетариата он быстрее пройдет этап своей пролетаризации и, в конечном итоге, превратится в классический рабочий класс по образцу русского пролетариата начала прошлого века.
Проблемы рабочего движения в РК
Признаки стихийности рабочего движения в РК следующие: - разрозненность движения пролетариата; Разрозненность рабочего движения выражается в том, что когда, например, бастуют рабочие Караганды, то рабочие других регионов страны молча взирают на борьбу своих товарищей и их она, по большому счету, мало трогает. - отсутствие солидарности между разными отрядами рабочего класса; Разрозненность рабочего движения обусловлена отсутствие у рабочих чувства классовой солидарности не только в национальном, но и в международном масштабе. Казахских рабочих пока мало волнует, что где-то на шахтах Чили глубоко под землей застряли на долгие сроки их братья по классу. - отсутствие преемственности борьбы и ее бессистемность; Казахский пролетариат не видит связи между своей нынешней борьбой и борьбой за свои права и власть всех предшествующих поколений пролетариата России и СССР. А она есть, несомненно. В своих выступлениях казахские рабочие не апеллируют ни к борьбе русского пролетариата начала прошлого столетия, ни к борьбе шахтеров Караганды в 1989 и 1994 годах, ни к борьбе РДКС и НПГ, и слабо связаны с движениями Соцсопра и КРИ. Борьба казахских рабочих бессистемна в том смысле, что плохо и не одновременно использует весь ресурс казахского государства для достижения своих целей. - отсутствие организованности; Под этим в теории понимается отсутствие у пролетариата ряда классовых элементов для превращения его в подлинный класс: НПО, примыкающих базовых движений, профсоюзов, женских и молодежных движений, касс взаимопомощи, СМИ, и главное, своей собственной Рабочей партии. Без таких организаций выступления казахских рабочих носят стихийный, локальный характер экономической борьбы. Наличие Рабочей партии обеспечит казахскому пролетариату объединение в единую политическую организацию и восхождение борьбы с экономического на политический уровень. Я не хочу сказать, что у рабочих Казахстана не было своих организаций. Были. Но какие? Например, были Независимые профсоюзы горняков (НПГ), организованные шахтерами на волне забастовочного движения 1989 года. В них был как прогрессивный, так и реакционный момент. Прогрессивным в них было то, что казахстанский рабочий класс обрел первый опыт организованного выступления в защиту своих прав. Реакционным в них было то, что они были заражены крайне реакционным анархо-синдикализмом и патологическим неприятием политической борьбы. Именно эта неприятие политики и политическая неискушенность НПГ позволили компрадорской, национал - предательской буржуазии СССР толкнуть их на свержение Советской власти и возведение на пьедестал власти Б. Ельцина. Такова действительная цена НПГ. Вывод: казахскому, казахстанскому рабочему классу нужны свои, подлинно классовые профсоюзы. На волне восстановления Компартии Казахстана из его левого крыла группой радикальных коммунистов в 1992 году было организовано Рабочее движение Казахстана "Солидарность" (РДКС), тоже сыгравшего заметную роль в рабочем движении РК. Но методичной и филигранной работой спецорганов и властей РДКС было уничтожено, часть ее лидеров были посажены в тюрьмы и лагеря. Вывод: собственно политической организации, которые бы работали непосредственно в пролетарских массах, у рабочего класса РК на сегодня нет. Социалистическое сопротивление (СС) инициировано Комитетом за Рабочий интернационал (КРИ) и играет замечательную роль информационной поддержки выступлений трудящихся, пытается вносить в их выступление элементы организации, но оно инициировано сверху, из КРИ, и генетически из глубин рабочего класса не происходит. Вывод здесь тот же, что и предыдущий. Значит, мое утверждение, что у рабочего класса нашей страны отсутствуют организованные методы экономической и политической борьбы, верно. И главное: у рабочего класса нет Рабочей партии. Вывод: рабочему классу РК необходимо создать собственную Рабочую партию! - отсутствие теории борьбы, выведенной в стратегию, тактику и лозунги разного уровня; Без теории борьбы и без партии говорить о классовом самосознании пролетариата не приходится. Как говаривал вождь русских рабочих: "Без революционной теории нет и революционной практики". - отсутствие у рабочих своих СМИ. А, как известно, по выражению все того же вождя, "газета есть не только коллективный агитатор, но и коллективный организатор". - отсутствие у рабочих РК классового самосознания как следствие вышеназванных обстоятельств; Я теоретизирую для рабочего класса, но знаю, что все, что пишу, не претендуя на "истину в последней инстанции", не более чем "глас вопиющего в пустыне". Мне проблемно опубликоваться даже в органах СС. Резюмирую: - в силу ряда исторических обстоятельств ряды казахстанского пролетариата пополнились огромной массой рабочих из числа представителей казахского народа, и они стали лидирующим отрядом казахстанского рабочего класса: на исторической арене появился феномен казахского рабочего класса, способный стать наследницей традиций великого русского рабочего класса начала прошлого столетия; - выступления казахского пролетариата носят стихийный характер в силу не высокого уровня его классового самосознания; - появление феномена казахского рабочего класса и факта расслоения казахской нации осознает правящий бомонд страны, и делает все, чтобы завести рабочее движение страны в тупики истории. Главное оружие "власть предержащих" для уничтожения рабочего движения: реакционный казахский национализм и великодержавный русский шовинизм. Рабочие, будьте бдительны!
Пресс-служба Социального действия alex@socdeistvie.info
|