В.Сидоренко: Бухарская чеканка – красота в металле 13:19 21.10.2010
Бухарская чеканка - древнейший вид прикладного искусства.
В Узбекистане к числу древнейших видов прикладного искусства, без всякого сомнения, можно отнести искусство обработки металла, наиболее распространенным видом которого является чеканка. Как утверждают ученые, оно уступает по возрасту лишь художественной керамике. Примечательно что, чеканка превосходит другие виды ремесел и по числу уникальных образцов, памятников различных времен, и по тематическому обилию мотивов.
На сегодняшний день, узбекская металлическая посуда, украшенная изящным чеканным орнаментом, в большинстве случаев встречается в музеях. Но когда-то она была необходимой утварью во всех узбекских домах.
Из истории известно, что наиболее крупными центрами чеканки были Бухара, Самарканд и Коканд. Наибольшей славой и популярностью пользовалась Бухара. В самом центре города рядом с базарами располагались многочисленные ряды мастеров-чеканщиков. Бухарские чеканщики работали по памяти, удерживая множество различных рисунков в голове. И если элементы какого-то узора забывались, мастер тут же придумывал свои, сообразуясь с формами и размерами изделия. Отчасти и поэтому трудно встретить два одинаковых рисунка даже на изделиях, выполненных одним мастером. Но существовали узоры, выработанные на протяжении многих столетий поколениями мастеров-чеканщиков. Эти узоры служили как бы основой при составлении орнаментальной композиции. Но и они не были застывшими, раз и навсегда решенными схемами, а постоянно обогащались и совершенствовались последующими поколениями мастеров. Каждому узору давалось легко запоминающееся образное название: "стайка летящих журавлей", "цепочка тюльпанов", "змеиная дорога", "глаза соловья"...
В ХVIII веке Бухара, будучи крупнейшим центром региональной чеканки, обучала мастерству ремесла приезжих со всей Средней Азии. Этому искусству в те времена обучали знаменитые местные чеканщики - усто Шади Мухаммад и усто Баратбай.
При многообразии видов изделий бухарская чеканка отличалась простотой и строгостью форм. В ней относительно свободный фон оттеняется штрихом. В ХVIII веке у каршинских чеканщиков бухарскими мастерами был заимствован прием подкраски фона, но в отличии от других школ, они использовали этот популярный прием довольно умеренно и с большим вкусом. Особую выразительность бухарскому орнаменту придают гладкие, широкие контурные линии полосы, так называемые "кундаль". Пластичный и четкий растительный орнамент бухарских изделий значительно крупнее, но в то же время он изящнее узора других школ.
Сегодня в старинной части Бухары в здании бывшего медресе находится небольшая мастерская, имени выдающегося бухарского чеканщика Салима Хамидова. Чеканщики работают в маленьких кельях, в которых когда-то жили ученики медресе. Когда благоприятствует погода, чеканщики выносят во двор деревянные подставки и работают прямо на открытом воздухе в тени деревьев. И желающие могут понаблюдать за их работой. Саму же мастерскую можно назвать своеобразным заповедником техники бухарской надрезной чеканки.
Традиции бухарской чеканки наряду с Салимджаном Хамидовым развивали такие мастера как Мухтор Мухсинов, усто Хамшо, усто Гулом, усто Абдусалом, усто Ахмоджон, усто Сулаймон, Тахир Касымов, Рахмон Розиев и др.
В настоящее время в городах Узбекистана чеканным промыслом заняты многие мастера. В Бухаре работают ученики умершего в 1973 году мастера Салимджана Хамидова - Фатуллаев Рахматулло, Халилова Дильбар, Рахматова Гульчехра и многие другие, а так же потомственные мастера Гулямов Махмуд, Остонов Жариф и Кудратов Фуркат, Джураев Шухрат, Умид Садыков, усто Тахир и др.
В.Сидоренко.
|