В.Сидоренко: Ситораи Мохи Хосса – шедевр дворцовой архитектуры Бухары 10:58 29.10.2010
Один из самых древних городов Центральной Азии, Бухара обладает сооружениями, впитавшими в себя тысячи лет истории, и является древнейшим центром, который практически остался неизменным на протяжении 2-х столетий. Это одно из лучших мест в Центральной Азии для ознакомления с дороссийским Туркестаном. Большая часть центрального района – это охраняемые памятники архитектуры, полные бывшими медресе, массивными царскими крепостями и руинами когда-то шумных рыночных комплексов.
Несмотря на то, что сам город является открытым музеем, в нем находятся множество государственных музеев раскрывающие тайны истории Бухары. Одним из таких мест является Ситораи Мохи Хосса, где находятся уникальные образцы реликвий различных времен, отображающие историческую культуру Бухары.
Ситораи Мохи Хосса – это летняя резиденция мангитских правителей располагавшаяся вне города. Она находится в 4 км к северу от Бухары, вдоль дороги, идущей от Самаркандских ворот до Гиждувана. Исторические данные свидетельствуют о том, что первоначально здания дворца были построены эмиром Музаффарханом (1860-1885), который назвал сад в честь своей любимой жены Ситорабону, родивший эмиру сына и безвременно скончавшейся. И тогда эмир в честь принцессы, погасшей как звезда, создал прекрасный райский сад, сравнив его с цветником, подобным луне.
Чтобы выбрать место для дворца, по совету мудрецов закололи 4-х баранов и повесили по одному на каждом из четырех ворот Бухары. Так как на Самаркандских воротах баранья туша сохранилась дольше всех, эмир приказал в четырех верстах к северу от этих ворот начать постройку дворца. Во времена эмира на площади размером 6,5 га были сооружены сад и резиденция.
В эпоху правления эмира Абдулахада Баходирхана (1885-1910) дворец был расширен за счет зданий, построенных в европейском стиле. Основные работы были проведены в начале XX века последним правителем мангитской династии Саид Алимханом (1911-1920). Площадь нового дворца составляла 6,7 га, располагались сад, приемная, гостиная, гарем, мечеть, павильон и помещение для слонов. Несмотря на то, что все здания дворца находились внутри сада, его планировка считается отдельной. Он был создан в традиционном стиле "Чор-Бог" похожем на самаркандские сады эпохи Амира Тимура и Тимуридов. Планировка сада представляет собой традиционный прямоугольный восточный парк, разбитый на части прямыми аллеями. Отсюда и название "Чорбог" – четыре сада. В саду сохранились в основном декоративные деревья: дуб, чинара, ясень, балхский тутовник, каталпа, возраст которых 130-160 лет.
На северной части сада расположен гарем эмира, а на западе от наго, двор хозяйки гарема. Гарем (внутренний двор для женской половины), состоящий из закрытого дворика, окруженного с четырех сторон постройками, находится в укромном месте. По трем сторонам эти постройки состоят из двух зданий, выполненных в стиле "чубкори", а южная сторона построена в форме небольшого кирпичного зала. На первом этаже расположены отдельные комнаты, второй этаж состоит из "айванов" – террас с балочным перекрытием на деревянных колоннах.
В центре дворика находился "хауз" – бассейн в форме круга. Во двор можно было выйти через дворик хозяйки гарема или через проход большого зала. Вокруг зданий посажены цветы и декоративные деревья. Но это еще не все прелести исторического дворца, так как на описание всех уголков этого места потребуется много времени и слов.
После политических перемен в стране (1920-1924), летняя резиденция была отдана в распоряжение бухарской советской власти. В 1927 г. в Ситораи Мохи Хосса была создана музейная экспозиция, состоявшая из трех отделов. Несмотря на некоторые изменения, экспозиция просуществовала до 1970 г. В этом же году музей был переименован в "Музей народно-прикладного искусства". С 1978 г. экспозиция музея полностью была обновлена. Основной акцент сделан на предметы дворцового обихода. В нем устраиваются выставки, посвященные дворцовому ремеслу.
Расположение прекрасно гармонирующих с декором интерьера предметов прикладного искусства, таких как вышивка, керамика, ювелирное дело и т.д. не изменилось. Все подарки вернулись на свои места, среди них особенно ценным являются большой иранский ковер "Шохнома" (XIX в.), японская и китайская фарфоровая посуда, шелковый коврик для намаза "джойнамаз", серебряная посуда и украшения, изготовленные дворцовыми ювелирами, одежда знати, вышитая золотом, вышивки и многое другое.
После реконструкции гарема здесь был организован музей "Этнографии бухарского народа", восстановлены павильоны и крепостные стены, сад постепенно приобрел свой прежний вид.
Комплекс Ситораи Мохи Хоса считается единственным в Средней Азии шедевром Дворцовой архитектуры, где представлены все виды прикладного искусства, прекрасно гармонирующие с интерьером и рассказывающие о древней истории и культуре узбекского народа.
В.Сидоренко
|