В.Сидоренко: Ислими – особый орнамент в визуальной культуре Узбекистана (фото) 11:48 05.11.2010
В Бухаре издревле существуют три торговых купола, названия которых определены предоставляемыми услугами тамошних мастеров. С XVI века посей день, существуют торговые купола "Токи Заргарон", "Токи Саррофон" и "Токи Телпакфурушон". Осматривая торговые ряды этих куполов можно убедиться в том, что здесь выставлены на показ работы многих мастеров народного прикладного искусства. Однако во всех трех куполах есть одно искусство отличающаяся от остальных сложностью и изящностью узоров и орнаментов. Это искусство – резьба по дереву, т.е. ислими.
Название "ислими" данному виду резьбы присвоено узбекскими мастерами. Они применяют для резных работ в основном древесину бука, платана (чинары), карагача, грецкого ореха. Такой выбор пал на эти деревья благодаря их высоким физико-механическим свойствам, красивому цвету, выразительной текстуре.
Этим искусством в Узбекистане обладают считанные мастера, проживающие в Бухаре, Самарканде, Коканде и Ташкенте. Зародилось оно при дворе правителей Среднеазиатских ханов и эмиров, поскольку раньше искусной орнаментальной резьбой украшали двери, колонны, карнизы, шестигранные и восьмигранные столики и табуреты, и другие изделия из дерева, в крепостях правителей. Особенно искусством архитектурной резьбы славились мастера Бухары и Хивы. Старинная резьба и сегодня славится своей неповторимостью, а также придает неповторимый облик этим древним городам.
Созданные в глубокой древности приемы искусной резьбы сегодня с успехом развивают современные мастера. К их числу можно отнести таких лиц как усто Ширин Мурадов, Махмуд Усманов, Кули Джалилов, Махмуд Наркузиев. Немало труда они вложили в оформление театра имени Алишера Навои в Ташкенте, Дворца Ситораи Мохи Хоса в Бухаре и других исторических зданий страны.
На сегодняшний день самыми распространенными элементами "ислими" остаются - стебли "нарт", цветок "гул", спиральные завитки "джигалак". Отдельное место занимают композиции "дарахти мунабат", представляющие стилизованные букеты цветов в фантастических вазах или стилизованная плакучая ива "мажнун", которые размещаются на панно, обрамленных рельефными арками или фестончатыми медальонами.
Но несмотря на достаточную развитость приемов изображения красоты в дереве, в настоящий момент ученики мастеров данного искусства неустанно продолжают работать над созданием новых способов резьбы и украшения деревянных изделий.
В.Сидоренко.
|