К.Жекшенов: "Хизб-ут-Тахрир" оккупирует Кыргызстан. Часть 2 00:03 14.11.2010
"Хизб-ут-Тахрир" оккупирует Кыргызстан. Часть 2.
В статье "О тактике работы "Хизб-ут-Тахрир" в Кыргызстане", опубликованной на сайте Института стратегического анализа и прогноза Кыргызстана отмечается, что лидеры "Хизб-ут-Тахрир" с целью успешной реализации своих идей пытаются оказать воздействие на органы власти путем осуществления контактов с влиятельными представителями госструктур на взаимовыгодных условиях, начиная с парламентских выборов 2005 года, т.е. на сегодня уже обладают наработанным опытом работы. При этом, одной из задач "Хизб-ут-Тахрир" является получение поддержки по ее признанию государством как нерадикальной организации в Кыргызстане. По мнению экспертов, "Хизб-ут-Тахрир" располагая условиями для поддержки кандидатов, лоббировала их продвижение в обмен на их помощь в будущем в решении задач данной группировки.
Наблюдатели утверждают, что более всего из участвующих в выборах партий, влиянию "Хизб-ут-Тахрир" подвержены кандидаты от "Бырлашган Элдик Каракаты" (лидер – А.Бекназаров), образованное на базе Объединенного народного движения. По некоторым данным, сын А.Бекназарова был непосредственно причастен к трагическим летним событиям на юге страны. В данном контексте выделяется и партия "Эгемен Кыргызстан" ("Независимый Кыргызстан"), одним из лидеров которой является губернатор Джалал-Абадской области Б.Асанов. В частности, в ее Программе указано, что "выход из кризиса партия видит в отказе от нынешнего политического и социально - экономического курса, замене его другим, отвечающим интересам Кыргызстана". Между тем, в Кыргызстане отмечается устойчивый рост количества как членов, так и сочувствующих идеологии "Хизб-ут-Тахрир". Динамику роста количества членов "Хизб-ут-Тахрир" в Кыргызстане можно проследить на основе данных доклада Госдепартамента США о терроризме за 2009 год, где указано, что в период с 2006 года по 2008 год численность сторонников данной организации в Кыргызстане выросла в три раза, достигнув отметки в 15 тыс. человек.
По мнению С.Мухаметрахимовой, "в Кыргызстане существует наиболее открытое вовлечение в ряды "Хизб-ут-Тахрир". Представители "Хизб-ут-Тахрир" склонны называть цифры, близкие к 20 тыс. человек, состоящим в их рядах". По оценочным данным портала www.lazare.ru, в сентябре этого года число сочувствующих идеологии и программе "Хизб-ут-Тахрир" в Кыргызстане достигло рекордного показателя в 100 тыс. человек. Согласно же официальным данным, в настоящий момент численность постоянных членов "Хизб-ут-Тахрир", состоящих на учете в силовых ведомствах Кыргызстана, составляет около 1 тыс. 700 человек. В качестве регионов, где замечена активная деятельность данной радикальной организации, приводятся юг Кыргызстана, Иссык-Кульская и Чуйская область. По словам аналитика исследовательского центра "Политика, религия, безопасность", бывшего главы Института внешней политики Дипломатической академии МИД Кыргызстана О.Молдалиева, "раньше "Хизб-ут-Тахрир" был активен только в южном регионе Кыргызстана - в Карасу, Узгене, Оше, Джалал-Абаде, Баткене, а сейчас появляются уже на севере страны, в том числе в Бишкеке и Нарынской областях".
В докладе Высшей школы ВМС США в Калифорнии "Анализ положения в странах Центральной Азии: Кыргызстан" приводятся факты распространения материалов "Хизб-ут-Тахрир" на кыргызском языке в северной части страны, что является свидетельством распространения идей организации среди этнических кыргызов. В этой связи авторы доклада делают вывод, что "руководство "Хизб-ут-Тахрир" перешло от секретных тактик к открытой массовой агитации посредством слова и дела". По мнению экспертов, эта организация в настоящее время использует принципы миссионерской работы, концентрируя свои усилия на решение бытовых и социальных проблем, в частности, по коммунальным услугам, сбору средств на приобретение еды и одежды, микрофинансирования по беспроцентным ссудам.
При этом, перемены в тактике свидетельствуют о более детальном подходе лидеров "Хизб-ут-Тахрир" к способам и путям обойти запрет на деятельность группировки в Кыргызстане - "агитаторы "Хизб-ут-Тахрир" говорят: видите, у нас везде коррупция, несправедливые суды, а был бы халифат, эти вопросы решились бы сами собой". Вследствие постоянных социально-политических потрясений в Кыргызстане и отсутствия внятной политики в религиозной сфере, общественное мнение страны не имеет иммунитета к восприятию идей религиозного экстремизма. В настоящее время государственные органы Кыргызстана, отвечающие за отношения с религиозными организациями, публично демонстрируют желание отделить религию от политики. Например, Духовное управление мусульман опубликовало фетву, в котором призвало исламское духовенство и исламских ученых "избегать участия в политике… и предотвратить политизацию Ислама", однако, "этот запрет не соблюдается значительным числом духовных лиц".
На фоне того, что Кыргызстан не имеет своего харизматического лидера, пользуясь недоверием народа к государству, на политическую сцену выходят религиозные деятели. В то же время, даже влиятельные из них, не раз были уличены в связях с экстремистскими течениями, в отмывании денег, наркоторговле. Ярким примером является имам мечети города Карасув Р.Камалов, который неуклонно отстаивает идеи "Хизб-ут-Тахрир". По словам директора научно-аналитического информационного центра "Религия, право и политика" К.Маликова, "раньше киргизы были далеки от Ислама. Но сегодня Ислам начинает играть важную роль в нашей стране. Киргизская молодежь видит в Исламе не просто традиции, а идеологию, образ жизни".
Особую тревогу экспертов вызывает социальный состав членов данной радикальной организации, где превалирует молодежь. По данным Фонда Джеймстаун (США), "члены "Хизб-ут-Тахрир" - это в основном молодые люди в возрасте 25-35 лет, и часто происходят из традиционных районов и семей". При этом, "бедность и высокий уровень безработицы поощряет молодых людей присоединяться к "Хизб-ут-Тахрир". В наличии отчаяние и изнеможение. Они устали ждать перемен в политике правительства". А тем временем нынешняя власть Кыргызстана стремится использовать рост влияния религиозного фактора на общественное мнение в своих узко политических целях, в т.ч., путем определенного принижения угрозы "Хизб-ут-Тахрир" для национальной безопасности Кыргызстана. По мнению К.Маликова, в Кыргызстане "все чаще и чаще мусульманская община начинает представлять больший интерес как объект политики для различных сил в стране. Мусульмане - это готовый электорат, для которого значительно облегчен поиск лозунгов и призывов. Стремящиеся в новый парламент политические партии считают, что если страна пойдет на сближение с исламом официальным, то это спасет ее от ислама воинствующего".
Как полагает эксперт испанского издания "Eurasia Review" Д.Гринфильд, "правительство Отунбаевой стремится заручиться поддержкой религиозных экстремистов и предоставляет им свободу действий, включая амнистию для членов "Хизб-ут-Тахрир", заключенных под стражу в результате т.н. "Нукатского инцидента". Предоставление амнистии участникам "Нукакского инцидента", в ходе которого сторонники "Хизб-ут-Тахрир" устроили беспорядки во время праздника Ураза-байрам, послало опасный сигнал о том, что новое правительство открывает двери исламистам".
В Кыргызстане, в т.ч. представители власти, склонны недооценивать опасность, исходящую от "Хизб-ут-Тахрир". На фоне активизации радикальных организаций традиционный ислам в Кыргызстане переживает кризис. Нынешняя непродуманная социальная политика руководства страны чревата тем, что оно рискует утратить остатки своего авторитета, приумножив авторитет религиозных организаций радикального толка. Между тем, не следует упускать из виду, что активизация деятельности "Хизб-ут-Тахрир" в условиях политической нестабильности является предпосылкой всеобщей исламизации и радикализации населения Кыргызстана, что в состоянии привести к потере светского строя в стране как мирным (проникновение во власть), так и насильственным (революции) путем. Более того, возрастающее влияние данной организации в Кыргызстане может быть использовано третьими силами, которые стремятся вести контроль за политическими процессами, происходящими в странах Центральной Азии. В частности, ряд западных стран, например, Великобритания, спекулируют религиозными вопросами, преподнося предпринимаемые против религиозных экстремистов меры как гонения.
Каныбек Жекшенов
|