Б.Мусаев. Узбекистан: Гумманисты – возрожденные киники. Часть 1-я. 09:54 15.12.2010
"Родина моя – это Бесчестие и Бедность, неподвластные никакой Удаче, и земляк мой – недоступный для зависти…" (Кратет – киник).
Вчера, 13 декабря 2010 г ., в Узбекистане (г. Ташкент) было создано общество гумманистических гумманитариев. Хочу предупредить наши власти, что это не какая там банальная партия с признаками оппозиционности или движение правозащитников. Тем более, это не секта, не союз, ставящие целью какие – либо противоправные коллективные акции, а общество любителей гуммы. В него вошли пока трое, время от времени и ранее собиравшихся вместе на "гап", питие и т.п., когда позволяли средства и душа требовала … К месту сказать, что в тот же знаменательный и замечательный исторический день и час учреждения названного общества, я вспомнил, приводимое в качестве эпиграфа изречение из книги Диогена Лаэртского "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов". Тогда я сидел за одним столом со своими приятелями – гумманистами, то бишь любителей пирожков из гуммы, старался не отставать от них в поглощении этого вожделенного для нас блюда. Мы не стеснялись друг друга, предоставляя своим ветрам естественный выход. Запивали водкой, ржали, когда один из нас напомнил житейскую мудрость о том, что, кто с водкой дружен, тому х… не нужен. По мере пития, после второй, третьей пиалы … показалась жизнь моя и надвигающаяся старость не столь горестными, а суждение Кратета неуместным к обстоятельствам наших реалий. Эту позицию оптимизма стали разделять и мои немолодые друзья. Один из них именитый художник, выпускник Академического художественного института имени Василия Сурикова, второй окончил в свое время ВГИК, режиссерский факультет в мастерской Льва Кулешова и Хохловой. Я, самый скромный из них, философ по образованию, выпускник МГУ им Мих.Вас.. Ломоносова. В конце – концов, нагрузившись изрядно, все мы, обсудив обстоятельства жизни, существующий порядок, пришли к выводу, что прав не Кратет, а другой киник (лат..cynici –циники), Диоген, тот самый знаменитый Диоген Синопский, что жил по преданию в бочке, который человеку, утверждавшему, что жизнь – зло, он возразил: "Не всякая жизнь, а лишь дурная жизнь". Далее наши разговоры продолжились именно в данном ключе суждения Диогена. Они были по содержанию отнюдь не пустые и праздные. Ведь мы не относимся с моральной точки зрения к некоторым, причисляемым к гуманитарной с одним "м" и всяким другим группам интеллигенции, с легкой руки известного писателя и социолога А. Зиновьева, определяемыми в качестве наиболее подлых, циничных людей, думающей только о себе. Это объясняет, что мы говорили, разумеется, о возвышенном, например, возносили здравицу известной персоне власти, благодарили его, что подобно абсолютному большинству люда страны нашей мы никак не можем помереть. Действительно, хвала и слава тому, благодаря мудрому руководству которого страной в течение почти 20 лет, страна не ведает перебоев с гуммой. Слава и хвала, потому что "здесь и сейчас" в Узбекистане есть в достатке гумма. Главное, пока есть, на что есть гумму, здравствуем мы, чувствуем себя в добром здравии. МИР и Гумма – Да! Терроризму и экстремизму – Нет! В самом деле, как можно умолчать, что благодаря расширению, углублению демократизации, словом, демократии принявшей необратимый характер, особенно в контексте повестки дня на завтра - широкомасштабной модернизации, массы 28 миллионной страны располагают огромными возможностями выбора в употреблении различных сортов пирожков из уха, горла, носа, хвостов и иных сакральных мест, если не сказать дерьмовых или попросту г...
Информация для сведения, равно для размышления: как нам жить?
Помнится в благословенные студенческие годы середины 60 –х учебный корпус философского факультета МГУ располагался рядом с Манежной площадью и улицей Горького (ныне Тверская). В перемену мы студенты бегали на угол ул. Горького, где продавались пирожки из требухи стоимостью в 4 копейки. Цена вполне доступная для студенческой братии, стипендия которых составляла 35 – 40 советских рублей. Позже в 70 гг. подобные пирожки за такую же цену я встречал в районе Комсомольского озера г. Ташкента. Позже, во времена, когда на землю Узбекистана свалилась независимость, извините, завоеванная, как говорят, под началом нынешнего президента, вместе с этой независимостью, эти пирожки родились словно заново. Они, стали именоваться "гумма". В условиях независимости, как и наша жизнь, пирожки эти, обрели более высокое качество, если не забывать, что именно качество нашей жизни является результирующей известной всему миру узбекской модели развития экономики. На самом деле, судя по данным официальной статистики и авторитетных заявлений президента И. Каримова уровень жизни узбекистанцев вырос в разы за минувшие два десятка лет, приближаясь в общеевропейским стандартам… Достаточно отметить, что сегодня стоимость одной гуммы составляет всего лишь 350 - 400 сумов. Трудно представить сколько штук гуммы можно купить, например, даже на минимальную заработную плату или зарплату уборщицы размером в 110 -140 тыс. сумов. Простые арифметические расчеты показывают, что она может себе позволить покупать в один день от 4 пирожков и немногим более. Итак, в течение целого месяца. Они же эти расчеты выявляют, что оставшейся части зарплаты не хватит на проезд транспорта, не говоря об оплате за коммунальные услуги и др. "мелочах" жизни. И то, правда, что все это лишь "мелочи" жизни, жила бы страна родная. Так кажется в известной советской песне. В этом отношении, как жить нам, учат опять таки киники. Рассказывают, что, в частности, Диоген понял, как надо жить в его положении, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала мнимых наслаждений…
Теперь без дураков, если не останавливать внимание на таких "мелочах" жизни, не зацикливаться на них, а продолжить разговор на предмет того, как можно умолчать о том, что благодаря расширению и углублению демократизации… Думаю я сейчас об этом, сутки спустя, уже на трезвую голову, перечитывая доклады главы государства от 12.11 и 07.12 2010 г. Сколько бы раз я их ни перечитывал, как и любое его творение – всегда заново в мой душе из каких – то неведомых глубин поднимаются волны признательности и восторга. Это не впервые со мной, хотя по возрасту приближаюсь к преклонным годам, а чувствую, что душа моя помолодела. Совсем недавно она так и затрепетала, словно крылья выросли у меня. Словом, я был поражен в самое сердце, меня проняло, ибо нечаянно подслушал во дворе, как маленькая девочка – узбечка, на ломаном русском, с ошибками в склонении (и рода) имени, очень трогательно пела старую песню о новом (или наоборот).
Я сижу на вишеньке - не могу накушаться Наша Ислам папа говорит: маму надо слушаться.
Все это вкупе, наверное, и вдохновило меня на нижеследующие строки. Они родились легко, так сказать, они шли из под пера. Смею думать, они приближаются к состоянию души миллионов благодарных простых людей Узбекистана. Безусловно, это вещие чувства. Привожу фрагмент …Не знаю, как назвать сей полет…
"Всех вождей земных я позабуду Ради человека одного. Буду повторять и славить буду Имя – созидателя – того, Кто открыл дорогу поколеньям К очень светлым дням, в которых я живу
И с благословеньем имя – Ислам – Всем, кто может слышать, назову.
Он появился – и с этого мига Люд подневольный почуял в себе Мощь и стремленье к свободе, волю к борьбе
А инакомыслящим и всякой нечисти. Видящим вещи иначе, чем мы, Имя Ислама – в запале злословья – Смерти страшнее, опасней чумы!
Пусть эти глотки охрипнут от крика- Ислам бессмертен во веки веков!
Юртбоши гениальный пахтакоровцев и гумманистов!
С нами ты, вдохновляешь нас… На знамени нашем имя твое – имя как знамя! …………. В нем сама судьба соединила Разум, честь и силы торжество И мечту о переустройстве и модернизации страны – С делом сотворения его".
В свете сказанного сразу становится ясно, что нельзя принимать всерьез наветы наших недругов, всяких отщепенцев, как, например, следующие злобные слова того же Александра Зиновьева из одноименной его книги "Исповедь отщепенца". Здесь читаем, что, будто вместо разрушенной коммунистической политической системы возникла не демократическая форма власти западного образца, а лишь ее карикатурная имитация. В республиках бывшего Советского Союза, включая Россию в первую очередь, сложились так называемые президентские системы власти, ничего общего не имеющие с президентской системой США или Франции, а именно диктаторские режимы, по сравнению с которыми брежневский режим выглядит как вершина либерализма….Новые правители с удесятеренной силой сравнительно с предшественниками ринулись удовлетворять свои хищнические аппетиты. К ним присоединилось огромное число (если не большинство) прежних чиновников партийного и государственного аппарата, молниеносно изменивших свою политическую ориентацию Гигантский хамелеон советской власти лишь заметно изменил свою окраску применительно к новым условиям (см Зиновьев А. Исповедь отщепенца. М. 2005, с 523) . И далее социолог и писатель делает недопустимо оскорбительный выпад против наших форм независимой государственности, стиля управления, поистине дивного мира, утверждая, что в республиках якобы возродились тоталитарные режимы, обрядившиеся в оболочку антикоммунизма и национализма и утратившие де черты законности. (см там же, указ соч., с. 524). Все это откровенно наглая ложь и неприкрытая фальсификация нашей реальности, о которой президент И. Каримов говорил и продолжает говорить, что….
Но вернемся к озаглавленной теме разговора. Да, мы – киники! Однако, здесь нет никакого намека на то, что являем собою признак полосы упадка общества. Мы несколько разнимся от киников раннего периода в Греции, а больше разделяем устремления стоиков Рима…Нам, как и им присуща моральная стойкость, сила воли, выносливость и терпение … Вместе с тем, наше общество гумманистов – современных киников, стоит на твердом и надежном фундаменте материально – культурного субстрата независимого Узбекистана. Потому нас отличает несколько иное отношение к жизни, нежели тех киников и даже их последователей стоиков …Нас не следует путать с теми киниками и стоиками, которые отражали идеологию социального протеста низших слоев против социального гнета, требовали от человека независимости от материальных благ... У нас в стране сложилась совершенно другая социально- экономическая, духовно – интеллектуальная и политическая атмосфера… Конечно, должно признать, что с ними, древними греками, нас, конкретно, общество гумманитарных гумманистов, роднит идеал безграничной духовной свободы индивида. Наша Конституция обеспечивает… Мы, гумманисты – гумманитарии, осознаем, что Диоген призывал вести животный, скотский образ жизни, объявлял себя гражданином мира, пренебрегал материальными благами…Мы же патриоты свой Родины, хотя "голосуем" за вегетативный образ жизни, так как любим гумму, но мы не лишены высоких чувств на уровне сакрального. Надежным свидетельством тому, что помимо всего прочего, мы любим беззаветно также наше государство, понимаем четко, каким оно на деле является реформатором, взвалившим на себя тяжелое, но благородное бремя гумманизаторов общества. Согласитесь, как не любить, не быть преданным ему, взявшему курс на поэтапную, последовательную модернизацию и тем самым, создающую крепкий задел для всеобщей гумманизации общества, что в обозримом будущим с неизбежностью приведет к великому государству, где все члены общества тотально превратятся в гумманистов, имеющих в изобилии гумму, поедающих их столько, сколько душе и желудку потребно… Черты, отдельные реальные штрихи облика столь дивной страны – мечты, т. е. Узбекистана, как государства с великим будущим, обозначаются уже ныне, то там, то здесь - в каждом городе, районе, селе, улице, всюду, где имеется гумма и их пожиратели… Я знаю, и о нас еще скажут: они были первыми ласточками всеобщей гумманизации, первыми, у которых пробудилось и начало формироваться самосознание гумманитариев. О нас и вспомнят, как о первых представителях гумманистов, напишут о чем были наши помыслы, как были мы естественны и просты, какие свежие ветры выпускали… Но об этом в следующей части.
Продолжение следует.
Бахадыр Ф.Мусаев. 14. 12. 2010 г. Ташкент.
|