Б.Мусаев: Раз и в многоточие… малость промахнулся. Несколько слов по поводу "откровений" одного из бывших партийных бонз Р.Нишанова 09:46 20.01.2011
Б. Мусаев. Раз и в многоточие… малость промахнулся. Несколько слов по поводу "откровений" одного из бывших партийных бонз.
"Правосудие иногда судит невиновных, однако История наказывает всегда виноватых…" АТАТЮРК Мустафа Кемаль.
Эти слова руководителя национально-освободительной революции в Турции, первого президента Турецкой республики, как нельзя, кстати, пришли мне в голову, когда в минувшее воскресенье (16. 01.) по правительственному каналу "Вести" российского телевидения смотрел передачу, посвященную Рафику Нишановичу Нишанову, которому накануне (15.01. 2011 г.) исполнилось 85 лет.
Информация для сведения. Согласно Википедии, Р. Нишанов узбекский и советский политик. Занимал должность первого секретаря ЦК КП Узбекистана с 12 января 1988 по 23 июня 1989 г., председатель Совета Национальностей Верховного Совета Союза ССР с 6 июня 1989 по 5 сентября 1991 г.
Я слушал вопросы корреспондента, обращенные к улыбающемуся юбиляру, его ответы… Ясно будто, что канули в лету перестройка, гласность, плюрализм мнений, когда проявилась в полной мере природа номенклатуры, которая, по меткому определению Милована Джиласа, "оказалась верхушечной структурой без корней в народе". В частности, именно данное обстоятельство многое объясняет, что в их среде воспользовались всем этим для начала сведения счетов, а общество наше поразили маленькие и большие подлости, предательства, наступили сумерки, началась смута…
Нынче жизнь все та же проклятая. Исход продолжается. Но, право, отставим в сторону все эти большие и трудные вопросы, обратимся к нашему герою – Рафику Нишановичу Нишанову. Нет, конечно, не по причине того, что захотелось рассеяться, очистить сердце от груза эмоций, не потому, что он занимал когда – то важные государственные, партийные посты, играл какую – то значимую роль…. Да, несомненно, среди подобных себе, Р. Нишанов преуспел больше многих других номенклатурщиков, иначе говоря, оказался успешнее в интригах, оттеснил, оболгал, вознесся на вершины власти прежней системы. Разумеется, это быльем поросло и никому сегодня не интересно. Да и многое из того, о чем продолжает говориться некоторыми из прежних персон власти и их биографов (летописцев) "зверски серьезно" с соответствующим выражением лица и тоном, уже давно находится на задворках или свалке истории. Что же касается меня, признаюсь, позабавили лирические воспоминания бывшего первого секретаря, председателя Совета Национальностей Верховного Совета Союза ССР, хотя….
Благодушно улыбаясь, вновь "постарался" Р. Н. Нишанов, по откликам старшего и среднего поколения соотечественников, которые, если и помнят его, то, как особенно известного, заметного своей услужливостью Центру. "Постарался", ибо не забыл, отвечая на вопросы, повторил, вернее, развил те же самые свои ключевые идеи, в которых прошелся по Ш. Рашидову, верхним эшелонам власти республики, присовокупив, что де он как мог, защищал и защитил в то крутое время народ Узбекистана и низовое партийное звено. Может оно и верно, что человеку в почтенном возрасте, много повидавшему на своем веку, в самый раз заниматься сочинением мемуаров, вспоминать. Хотя, если не выкидывать слова из песни, то обращает внимание, между прочим, что Р. Нишанов, воздавая хвалу и славу своей суровой юности в годы Великой войны, забывает упомянуть, что Ш. Рашидов воевал, был тяжело ранен, имел не одну боевые награды.
Впрочем, разве не смешно рассуждать серьезно обо всем этом, принимать всерьез то, поведанное устами того, которого видел на экране. Перед собой зрел я, ни дать, ни взять, а человека не без бравады и бахвальства, в совокупности с другими чертами, чем – то, близко напоминающим ту категорию людей, про которых в обиходе говорят: брешет, как Бронька. Я имею в виду того самого Броньку Пупкова, литературного персонажа из одноименного рассказа В. Шукшина, который, находясь под влиянием винных паров, хвастал перед односельчанами, что руководство военной разведки посылали его с заданием в логово фашистов с целью уничтожения Гитлера и он якобы стрелял в него, но… малость промахнулся. Так и наш герой. Раз, еще раз и в многоточие… промахивается Р. Нишанов, когда, например, утверждает, что "…после того, как я уже вернулся в республику, мы принимали меры для того, чтобы сокращать сроки или реабилитировать некоторых из них". При этом он, естественно, умалчивает, что, будучи первым секретарем ЦК КП Узбекистана выступал политическим покровителем Гдляна и Иванова. При желании об этом можно почерпнуть информацию из архивов г. "Правда". Здесь на страницах главной газеты, он выступал с заявлениями, подчеркивая, что если бы мы их (Гдляна и Иванова – прим. Б.М.) не поддерживали основательно, то не состоялось бы очищение Узбекистана от взяточников. Надо это так понимать, что он имеет в виду и то обстоятельство, что до назначения его первым секретарем ЦК КП Узбекистана (12. 01. 1988 г.), являлся председателем Президиума Верховного Совета Республики. Известно, именно в этот период времени шли аресты и честных людей из числа руководителей различных звеньев управления Узбекистана. Репрессиям, в частности, способствовали фиктивные решения Президиума Верховного Совета Узбекистана, давшим добро на аресты депутатов. После реабилитации арестованных, насколько я знаю, Р. Нишанов не просил ни у кого извинения.
"Правосудие, - заявил французским журналистам Ататюрк, когда его просили о помиловании, покушавшегося на его жизнь, - иногда судит невиновных, однако История наказывает всегда виноватых…Эти люди хотели убить меня... Я рисковал жизнью на полях сражений. Но они посягнули на будущее турецкого народа. Поэтому я не имею права на снисходительность".
Я не имею желания, по понятным обстоятельствам, размышлять на сей предмет, "привязывать" ее (цитату) к месту и ко времени в контексте происходившего и происходящего сегодня в Узбекистане. Вместе с тем, хочу думать и полагать, что в словах "…однако История наказывает всегда виноватых" содержится глубокий смысл и пророчество.
Бахадыр Ф. Мусаев. 19.01.2011 г. Ташкент.
|